Православные храмы

Храм в честь святителя Феодосия Черниговского (Львовская площадь)

5 ноября 2012 года, в Пантелеимоновском монастыре в Феофании,…

Храм Успения Пресвятой Богородицы (на Позняках)

Село Позняки упоминается с 1571 г. В XVIII в. в Позняках был построен…

Храм апостолов Петра и Павла (на Куреневке)

Деревянный Петропавловский храм на Куреневке известен с 1759 г. (по…

Публикации

Об истинной красоте

В день “женского праздника” в марте мир восхваляет прекрасную половину…

Древнейшая обитель Киевской Руси. Свято-Успенский Зимненский ставропигиальный женский монастырь

Вера — это дар Божий, открывающий людям тайну прошлого, настоящего и будущего,…

Духовное ожерелье

Так образно назвал один из участников всеукраинского крестного хода,…

Gorod_AmmanСвященная местность, которая расположена на восточном берегу реки Иордан, относится к территории современной Иордании.

Согласно Божию Промыслу, Иордания неоднократно на протяжении всей своей истории служила святым пророкам и царям настоящим спасительным убежищем, где Авраам, Иаков, Моисей, Иисус Навин, Илия, Давид, Иоанн Креститель и Сам Иисус Христос, а затем и первые христианские общины обретали мирный кров и могли хотя бы немного отдохнуть от гонений. Дорога с восточного берега реки Иордан на запад стала символическим путем пророков и Спасителя из “пустыни”, которой все они были испытаны перед началом своего духовного служения, в землю обетованную и, в конце концов, в Царствие Божие.

Вот почему все больше паломников начинают сегодня свое путешествие на Востоке с Иордании, чтобы затем продолжить его в древнем Ханаане, на территории современных Палестины и Израиля. Продвигаясь таким путем, они словно проходят сквозь время по следам Ветхого и Нового Заветов, снова последовательно переживая всю историю взаимоотношений Бога и человека от первых страниц Книги Бытия до наших дней.

В настоящее время посещение святых мест Иордании начинается со столицы государства — с города Аммана, раскинувшегося на семи холмах (первое упоминание о городе — ок. 600 г. до Р. Х.). От христианской цивилизации эпохи Византии в Аммане остались цитадель, соседствующая с помпезным дворцом губернатора, постройки начала эпохи Оммеядов (VIII в.). Также в городе хранятся оригиналы знаменитых кумранских рукописей, свидетельствующих о чаянии древних скорого пришествия в мир Мессии. Христиан Аммана собирают под свои своды три христианских храма Иерусалимского Патриархата. Один из них, в честь Обрезания Господня, является кафедральным собором города. Построен он относительно недавно, в 1984 г. при патриархе Диодоре, о чем свидетельствует гравюрное изображение на входных дверях храма, где сам патриарх коленопреклоненно преподносит Библию восседающему на престоле Спасителю. Кроме великих праздников богослужения проводятся каждые пятницу и воскресенье. Главной же святыней храма является частица мощей святого Георгия Победоносца.

В часе езды на север от Аммана расположено библейское место Гадара, ознаменованное чудесами Христа (Мк. 5, 1–20), а также древняя территория греко-римского Десятиградия (Декаполиса). Одним из этих крупных городов бывшей Римской империи являлся Джераш. Среди его христианских святынь — руины трех храмов позднего периода византийской эры во имя святых бессребреников Космы и Дамиана, святого Георгия Победоносца и в честь Рождества Иоанна Крестителя. Уникальными являются сохранившиеся почти в полном объеме мозаичные полы VI в. времен императора Юстиниана.

Пелла — вечнозеленый город, известный с IV в. до Р. Х. Здесь, в земле Галаадской, можно увидеть остатки византийских христианских церквей на том месте, где происходили борьба Иакова с Богом (Быт. 32, 24–32) и примирение Иакова с Исавом (Быт. 33, 1–17).

Известно также место рождения пророка Илии Фесвитянина из Галаада (3 Цар. 17, 1). Это современный город Аджлон, где сохранился фундамент базилики VI в.

* * *

В 30 км к югу от Аммана находится Мадаба (библейская Медеба) — город мозаик, где сохранился целый ряд мозаичных полов. Город упоминался в Библии во времена великого исхода, а когда его захватили византийцы, он был возвышен в ранг епископальной кафедры. Самая известная мозаика в Мадабе — карта Святой Земли. Этот византийский шедевр был создан во времена правления императора Юстиниана в середине VI в. По замыслу художников, карта должна была показать практически всю территорию от Нила до Евфрата. Карта Мадабы находится в пределах церкви во имя святого Георгия Победоносца. Этот храм был возведен в 1884 г. По замыслу патриарха Герасима, он должен был сохранить для потомков уникальное полотно от непогоды и вандалов. Увы, все получилось как раз наоборот. Глава Иерусалимского Патриархата не дал рабочим точного указания, что храм нужен лишь как укрытие для карты. А потому при строительстве церкви они нисколько не заботились о сохранности мозаичного панно. В результате карта  была практически уничтожена.

На уцелевших фрагментах мозаики без труда можно разглядеть Мертвое море, Иерихон, реку Иордан, Наблус, гору Синай, дельту Нила и даже части Средиземного моря. Центром карты до сих пор остается Иерусалим. Причем на плане города можно различить и городские стены, и ворота, и храм Гроба Господня, каким он был в VI в.

В храме во имя святого Георгия также имеется великая святыня современного города — чудотворная икона Божией Матери, именуемая “Троеручица”. Третья рука на этой иконе не была заметна до 70-х годов прошлого столетия, когда, сопровождаемое вспышками света, произошло чудесное ее обновление.

 * * *

Одной из великих святынь Иордании можно назвать место на горе Нево, расположенной в 7 километрах от Мадабы. Именно здесь окончил свой земной путь Моисей. “И говорил Господь Моисею…: взойди на сию… гору Нево, которая на земле Моавитской, против Иерихона, и посмотри на землю Ханаанскую, которую Я даю во владение сынам Израилевым; и умри на горе, на которую ты взойдешь” (Втор. 32, 48–50).  Согласно Преданию, Моисей, благодаря орлиному зрению, которым в последний миг наградил его Господь, не только увидел отсюда землю обетованную, но и был похоронен на этой же горе. Месторасположение могилы было указано в дальнейшем неизвестным пастухом, якобы получившим откровение. Правда, эта легенда противоречит утверждению Второзакония, которое гласит, что Моисей был похоронен в долине в безвестном месте. В любом случае, с тех давних пор на вершине горы Нево расположился храм. Уже в V в. в нем находилась мемориальная гробница Моисея, что, в общем-то, косвенно подтверждает откровение пастуха, но отнюдь не доказывает его. В VI и VII в. этот храм не один раз перестраивался и расширялся, пока, наконец, не стал монастырем.

Сегодня остатки храма Моисея накрыты металлическим тентом. А непосредственно перед ним не так давно был установлен символический посох Моисея. Флорентийский мастер Джанпаоло Фантони придал ему стилизованное изображение змеи — метафорическое отражение еще одной библейской истории. Когда после похорон брата Моисея Аарона на одной из гор в Петре израильтяне в очередной раз начали проявлять малодушие и недовольство своими блужданиями, Господь наслал на них за это ядовитых змей. Это подействовало, и израильтяне немедленно попросили прощения. “И сказал Господь Моисею: сделай себе (медного) змея и выставь его на знамя, и (если ужалит змей какого-либо человека), ужаленный, взглянув на него, останется жив” (Числ. 21, 8). Кстати, именно за многочисленные роптания израильтян Господь и наказал Моисея, не дав ему ступить на землю, к которой он стремился в продолжении сорока лет.

Еще одним святым местом недалеко от Мадабы  считается небольшое селение Умм аль-Рассас. Здесь находится церковь во имя святого первомученика Стефана. Рядом сохранился 15-метровый столб — место подвига святого Симеона Столпника.

 * * *

Самым же важным святым местом в Иордании является Вади аль-Харрар, или Бетани (Вифания). В результате археологических исследований и раскопок, проводящихся здесь с 1996 г., недавно была получена новая важная информация о местности Бетани за рекой Иордан, где проповедовал Иоанн Креститель.

В Евангелии от Иоанна (1, 28) говорится о “Вифаваре при Иордане” как о месте, где Иоанн крестил в ранний период своего служения. Выражение “при Иордане” относится к восточному берегу реки. В более позднем упоминании того же самого места на восточном берегу (Ин. 10, 40) говорится, что Иисус “пошел опять за Иордан, на то место, где прежде крестил Иоанн, и остался там”. В Евангелии от Матфея (3, 13) говорится, что Иисус пришел из Галилеи к Иордану для того, чтобы креститься от Иоанна, а в Евангелии от Марка (1, 9) — что Иисус пришел из Назарета и был крещен Иоанном в Иордане. Раскопки, проводившиеся в Иордании с 1966 г., обнаружили ряд древних мест, расположенных вдоль местности Вади аль-Харрар, которые были связаны с Иоанном Крестителем и крещением Иисуса.

Возле начала Вади аль-Харрар, вблизи монастырского комплекса “Лаура”, христианским паломникам традиционно показывают холм (по-арабски называемый Джабаль Map Элиас), с которого пророк Илия был вознесен на небо. Здесь можно увидеть святилище, привлекавшее паломников еще со времен средневековья. Об этом месте упоминает писатель Феодосий, писавший ориентировочно в 530 г.: “Место, где Господь мой крещен был, лежит на холме, называемом Аермон, откуда святой Илия вознесен был”.

Русский паломник Даниил Черноризец под впечатлением от этих мест писал в 1106 г.: “Недалеко от реки, на расстоянии полета двух стрел, находится место, откуда Илью Пророка в огненной колеснице вознесли на небо. Там же находится пещера святого Иоанна Крестителя. Красивый полноводный поток течет по камням к Иордану, вода очень холодна и хороша на вкус, эту воду пил Иоанн, когда жил в святой пещере”.

Таким образом, это место можно назвать поистине самым священным в Иордании, потому что здесь дважды, во времена Ветхого и  Нового Заветов, отверзлись небеса (вознесение пророка Илии на колеснице и Богоявление). Здесь нес свое божественное служение святой Иоанн Креститель (доныне течет источник, из которого он пил, и сохранились его пещерные келии), а также это место освящено подвигами великой угодницы Божией — преподобной Марии Египетской.

Недалеко от Мертвого моря на склоне горы Мукавир (древний Макайрос, где в одной из темниц дворца содержался Иоанн Креститель) в 1982 г. был открыт новый исторический библейский памятник — пещера Лота, бежавшего от погибели из наполненного грехами города. На этом месте остались следы древнего семиэтажного монастыря и руины храма с сохранившимися мозаичными полами VI–VII вв.

* * *

Петра (“розовый город”) является самой известной достопримечательностью Иордании. Туристы говорят: “Кто не видел Петры, тот не видел Иордании”. Город расположен в горах, которые в зависимости от времени суток окрашиваются в розовый, темно-красный, пурпурный или оранжевый цвета. Несколько легкообороняемых пещер в скалах дали начало городу-крепости. Петра встречает красотой и величием тех, кто, пройдя 1200 метров по узкому, шириной не более 5 метров, ущелью Сик, выходит к самому знаменитому сооружению Петры — сокровищнице. На вершине горы Джебель Харун (800 ступеней) расположена белокупольная гробница, в которой, по преданию, похоронен брат пророка Моисея — первосвященник Аарон. Здесь же, вобрав в себя красоту и тепло солнечных лучей, возвышается величественный монастырь. В этом городе-призраке, затерянном в сердце пустыни и обнаруженном европейцами лишь в 1812 г., помимо христианских храмов византийской эпохи сохранился камень у подножия скалы, из которой Моисей своим жезлом произвел воду (Исх. 17, 1–7), которая течет по сей день.

Обозревая всю историю Святой Земли, нельзя не отметить важность и значимость иорданских святынь для православного христианина. С библейских времен и до настоящего времени в Иордании продолжают существовать и развиваться христианские общины, которые являются важной частью духовного облика страны. Поэтому путешествие в Иорданию — это не просто посещение исторических мест, а приобщение к великому духовному источнику, оживотворяющему благодатью душу каждого человека.

 Игумен Аристарх (Лебедев), Константин Пилипчук

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Яндекс цитирования Яндекс.Метрика Mail.ru Rambler's Top100 ukrline.com.ua