Православные храмы

Храм в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник», Феофания

В первый раз источник в Феофании в XIX веке освятил святитель…

Храм Архистратига Михаила (в 6-й больнице, в Медгородке)

Храм размещается в переоборудованном помещении в 4-м (главном)…
Публикации

Небесный человек и земный ангел

25 сентября/8 октября Церковь отмечает день памяти одного из почитаемых…

Чому Я православний

В наш час часто доводиться чути, особливо від невіруючих людей, що Бог один і…

Святий Mиколай Мірлікійський, Чудотворець

Святий Миколай народився в лікійському місті Патарі (південне узбережжя…

Из творений Иоанна Златоуста: о необходимости и пользе чтения Священного Писания

Ioann_ZlatoustВелика сила Божественного Писания, и велико богатство, сокровенное в словах его. Поэтому, внимая ему, мы должны много испытывать его, чтобы получить обильную пользу. Ибо таково свойство Писания, что в немногих словах его часто можно найти великое множество мыслей. Так как оно есть учение Божественное, а не человеческое, то можно увидеть, что все оно противоположно мудрости человеческой. Там (в писаниях человеческих. — Здесь и далее прим. ред.) среди пространного и неизобразимого пустословия едва можно встретить какую-либо мысль, а здесь (в Священном Писании) и краткого изречения часто бывает достаточно для нас, чтобы составить целое поучение.

Каждое обстоятельство, описанное в Божественном Писании, предано памяти не для чего другого, как только для нашей пользы и для спасения рода человеческого. Посему-то Писание и предлагается всем беспрепятственно, и всякий желающий может извлекать из него свойственное удручающей его страсти врачевство и получать скорое исцеление, только бы не отвергал целительного врачевства, но принимал с благопризнательностью. Поэтому прошу вас, чаще приходите сюда (в храм), внимательно слушайте чтение Божественного Писания, и не только когда бываете здесь, но и дома берите в руки священные книги и с усердием извлекайте из них пользу для себя. Ибо великая происходит от них польза: от чтения их образуется язык, потом и душа окрыляется и делается возвышенною, будучи озаряема светом Солнца правды, освобождаясь от нечистоты порочных помыслов и наслаждаясь великим миром и спокойствием. Как телесная пища для поддержания наших сил, так и чтение Писания для души. Оно есть духовная пища, укрепляющая ум и делающая душу сильною, твердою и мудрою, не позволяя ей увлекаться неразумными страстями, а облегчая полет ее и вознося на самое небо.

Великая защита от грехов — чтение Писания, а неведение Писания — великая стремнина, глубокая пропасть. Это незнание породило ереси, оно ввело и развратную жизнь, оно перевернуло все вверх дном. Ибо как лишенный естественного света не может идти надлежащею дорогою, так и не освещаемый лучом Божественных Писаний принужден непрестанно погрешать во многом, потому что бродит в глубокой тьме. Напротив, невозможно, чтобы без плода остался тот, кто постоянно с усердием занимается чтением Писания.

Не будем же нерадеть о такой пользе, но станем и дома заниматься внимательным чтением Божественного Писания, и, придя в церковь, не тратить время на пустые и бесполезные разговоры, но для чего пришли, на то и обращать все наше внимание и слушать читаемое, чтобы выйти отсюда с каким-нибудь приобретением.

Наоборот, не слушать Писания для души есть голод и пагуба: “…говорит Господь Бог… Я пошлю на землю голод, — не голод хлеба, не жажду воды, но жажду слышания слов Господних” (Ам. 8, 11). Что бедственнее того, когда то зло, которым Бог угрожает как наказанием, ты сам произвольно навлекаешь на свою голову, томишь ужасным голодом душу и делаешь ее слабейшею всего на свете? Ибо слово обыкновенно и портит душу, и исцеляет ее; слово и возбуждает в ней гнев, и оно же опять укрощает ее; слово срамное возжигает похоть, а слово благонравное внушает целомудрие. Если же обыкновенное слово имеет такую силу, то как же, скажи мне, пренебрегаешь ты Священным Писанием? Слово, произнесенное из Писания, сильнее огня смягчает ожесточенную душу и делает ее способною ко всему доброму.

Посему во всякое время нужно нам всеоружие Писания. Много есть вещей, осаждающих нашу душу, поэтому нужны нам врачевства Божественные, чтобы могли мы и врачевать раны, уже полученные, и предотвращать еще не полученные, но угрожающие, издалека погашая и отклоняя диавольские стрелы чтением Божественного Писания. Ибо невозможно, невозможно спастись, не пользуясь постоянно духовным чтением. А когда бываем мы каждый день поражаемы и, однако же, не пользуемся никаким врачевством, то какая надежда спасения? Не видишь разве, что медных, золотых и серебряных дел мастера или занимающиеся каким бы то ни было художеством берегут в целости все орудия своего мастерства, хотя бы нудил их голод или угнетала бедность. Лучше решаются все претерпеть, нежели продать для своего пропитания какое-нибудь из орудий своего мастерства. Многие часто решались войти в долги, чтобы прокормить дом и детей, нежели продать даже малейшее из своих орудий. Ибо они знают, что когда будут проданы орудия, то все мастерство будет для них бесполезно и уничтожится всякая возможность благоприобретения. Но когда орудия целы, то, упражняясь постоянно в своем ремесле, они могут со временем уплатить займы. Если же поспешат продать их другим, то уже не будут иметь возможности найти облегчение своей нищеты и голода. Так и мы должны располагать. Ибо, как для них орудиями мастерства служат молот, наковальня и клещи, так для нас орудиями нашего искусства служат апостольские и пророческие книги и все Писание, богодухновенное и полезное.

Где есть духовные книги, оттуда прогоняется всякая сила диавольская, и живущим там бывает великое назидание в добродетели. Ибо и один вид книг делает нас более воздержанными на грех, а если мы и дерзнем на что-нибудь запрещенное и сделаем себя нечистыми, то, возвратившись домой и посмотрев на священные книги, строго осуждаем себя и бываем медлительнее на повторение тех же грехов.

С другой стороны, если мы живем в святости, то получаем оттуда еще большую пользу. Ибо, как только кто коснется Евангелия, тотчас и ум свой приведет в порядок и отринет житейское — и это от одного только воззрения на Евангелие. Если же присоединится и усердное чтение, то душа, как бы вводимая в самое внутреннее святилище, очищается и делается лучшею, так как с нею беседует Сам Бог через эти Писания.

Итак, освяти твою душу, освяти и тело, имея всегда Священные Писания и на устах, и в сердце. Ибо если срамословие оскверняет нас и вызывает бесов, то духовное чтение освящает и привлекает благодать Духа. Писания суть Божественные песнопения. Станем же воспевать их в себе и из них приготовим врачевство против недугов душевных.

 
Календарь
ukrline.com.ua Rambler's Top100 ya.ts ya.me Mu