Православные храмы

Храм преподобного Ильи Муромца

Храм располагается на территории полигона гражданской обороны.

Храм Архистратига Михаила (при Национальной академии внутренних дел Украины)

С конца 90-х годов ХХ столетия духовенство Макарьевского храма города…

Храм иконы Божией Матери «Знамение» (на ул. Лагерной)

Земля, на которой построена новая церковь, ранее называлась «Дача…

Публикации

Свет Православия на черном континенте. История Александрийской Православной Церкви

Африка — удивительный континент, известная нам с детства по книгам Корнея…

Жить завтра. 15 февраля — Международный день детей с онкозаболеваниями

В сентябре 2005 года молодые прихожане Свято-Троицкого Ионинского монастыря…

“Остров Святых”. История Кипрской Православной Церкви

“Золотисто-зеленый листок, брошенный в море” — так образно назвал свою родину…

Lavra_vzrivПравославная Церковь в лихую для страны и народа годину без каких-либо колебаний и сомнений встала в ряды защитников Отечества, духовно освятила будущую победу.

Накануне Великой Отечественной войны Православная Церковь подверглась невиданному разгрому и репрессиям. Тем не менее к концу войны ситуация кардинально изменилась.

Задача по полной ликвидации Церкви к 1941 г. была почти выполнена.

Террором, репрессиями и запретами партии и государству удалось разгромить Церковь, но им не удалось окончательно убить православную веру в народе. Всесоюзная перепись населения, проведенная в январе 1937 г., показала, что две трети сельского и одна треть городского населения СССР считают себя верующими.

Нет никакого сомнения в том, что выстоять в войне и победить коварного и сильного врага советским людям, кроме всего прочего, помогла вера.

Несмотря на нанесенные обиды, на совершенное над ней надругательство, погром и бесконечные унижения от власти, Православная Церковь в лихую для страны и народа годину без каких-либо колебаний и сомнений встала в ряды защитников Отечества, духовно освятила будущую победу.

* * *

Уже в первый день войны патриарший местоблюститель митрополит Сергий  (Страгородский) обратился с “Посланием к пастырям и пасомым Христовой Православной Церкви”, в котором призвал весь православный народ на защиту Отечества. В своем “Послании…” он, в частности, писал: “Жалкие потомки врагов православного христианства хотят еще раз попытаться поставить народ наш на колени перед неправдой. Но не первый раз приходится нашему народу выдерживать такие испытания. С Божией помощью и на сей раз он развеет в прах фашистскую вражескую силу...”

Церковь сразу обратила внимание верующих на то, что гитлеровская пропаганда лицемерно обещала вернуть нашему народу религиозную свободу, в то время как на самом деле фашизм, наоборот, ставил своей целью уничтожение всех религиозных конфессий на территории СССР и замену их сектантскими, языческими и оккультными организациями. Поэтому, защищая территорию своей Родины, народ защищал и право на сохранение своей традиционной веры. “Не свастика, а Крест призван возглавить нашу христианскую культуру, наше христианское жительство”, — писал митрополит Сергий в Пасхальном послании 2 апреля 1942 г.

С патриотическими посланиями к пастве обращались и ближайшие сподвижники местоблюстителя: митрополиты Ленинградский Алексий и Киевский Николай. По всей стране в православных храмах служились молебны о грядущей победе.

Среди верующих начались сборы средств в помощь фронту — на подарки воинам, на содержание раненых, а также осиротевших детей. По инициативе Церкви прошел сбор средств для создания танковой колонны имени Дмитрия Донского, затем — авиационной эскадрильи. Всего за годы войны от Православной Церкви в Фонд обороны было внесено более 300 млн руб.

В Ленинграде, несмотря на тяжелейшие условия блокады 1941–1944 гг., православные верующие внесли в Фонд обороны более 13 млн руб.

Активную роль Православной Церкви в противостоянии захватчикам высоко оценило руководство партии и государства. В телеграмме патриаршему местоблюстителю митрополиту Сергию от 25 февраля 1943 г. И. Сталин писал: “Прошу передать православному духовенству и верующим, собравшим 6 000 000 рублей, золотые и серебряные вещи на строительство танковой колонны имени Дмитрия Донского, мой искренний привет и благодарность Красной Армии”.

* * *

Патриотическая деятельность Православной Церкви, ее руководства в первые годы войны сыграла важную, если не решающую роль в изменении властью своего отношения к Церкви в лучшую сторону.

Впервые за два последних десятилетия Сталин пошел на личную встречу с высшим руководством Церкви, которая состоялась 4 сентября 1943 г. в Кремле. Православную Церковь на встрече представляли патриарший местоблюститель митрополит Сергий, митрополит Ленинградский Алексий и митрополит Киевский Николай; со стороны правительства присутствовали И. Сталин, В. Молотов и Г. Карпов (будущий председатель Совета по делам Православной Церкви при Совнаркоме).

Эта встреча стала поворотным моментом в отношениях между Православной Церковью и советским государством. Власть пошла на резкое изменение религиозной политики. На встрече было получено согласие Сталина на проведение Архиерейского Собора и избрание патриарха, на открытие церковных учебных заведений, издание церковной литературы и периодики, возвращение храмов, материальную поддержку Церкви, возвращение части репрессированных священнослужителей и т. д. После этого совещания гонения на Церковь фактически прекратились. Русская Православная Церковь получила поддержку и хороший импульс к расширению своей деятельности.

По всей стране начали открываться закрытые ранее приходы (только с января по ноябрь 1944 г. было открыто более 200 церквей); рукополагались священнослужители, возобновилось духовное образование — в Москве открылся Богословский институт, из тюрем, лагерей и ссылок возвратились священнослужители.

Православная Церковь начинает постепенно оживать. Об этом свидетельствуют и следующие факты: с 1941 по 1951 г. число зарегистрированных приходов выросло почти в 5 раз и составило примерно 14,5 тыс., количество монастырей достигло 89 тыс. (с 4,6 тыс. монашествующих).

* * *

Так, в часы тяжелых для страны испытаний Церковь своим бескорыстным патриотическим служением убедила власть не только в своей лояльности к ней, но и в преданности своей стране и народу, верности своему призванию — быть духовным пастырем православного народа.

Подготовил Сергей Шишковский

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ukrline.com.ua Mu Rambler's Top100 ya.ts ya.me