Православные храмы

Храм Собора архангела Гавриила при ТРК «Глас»

Община домовой церкви начала формироваться с 2003 года, со времени…

Храм бессребреников Космы и Дамиана Римских (в диагностическом центре, на Минском массиве)

Храм в Диагностическом Центре был открыт 12/25 декабря 2003 г. в…

Храм апостола Андрея Первозванного (на Печерске)

Известнейший киевский храм в честь ап. Андрея воздвигнут архитектором…
Публикации

Преподобный Иоанн Рыльский

Преподобный Иоанн Рыльский почитается как покровитель Болгарии. Он родился во…

Первомученики Руси

Среди канонизированных Православной Церковью святых времен Киевской Руси…

Не шукай допомоги у нечистої сили

У передноворічні дні газети і журнали заповнені рецептами різних гадань: на…

“Крестоносцы”

Да не стыдимся исповедать Распятого, с дерзновением да изображаем рукою “знамение креста” на челе и на всем: на хлебе, который вкушаем, на чашках, из которых пьем, — да изображаем его при выходах, когда ложимся спать и встаем, когда находимся в пути и отдыхаем. Он — великое предохранение, данное бедным в дар и слабым — без труда. Святитель Кирилл Иерусалимский (IV век)

Наверное, каждый из нас понимает, какое значение для христиан имеет крест и крестное знамение. Но мало кому известна история возникновения традиций, связанных с употреблением этого христианского символа.

Задолго до возникновения христианства различные формы креста использовались многими народами Азии и Африки. В каждой культуре этому символу придавалось свое значение. Как правило, его связывали со вселенной, с космосом, с противопоставлением неба и земли или пространства и времени, а также с символикой цифр.

В христианстве крест приобрел принципиально новое, необычное значение, ранее нигде не встречавшееся. Он стал символом Бога Спасителя Иисуса Христа — свидетельством искупления Им человеческих грехов и залогом спасения людей. Примечательно, что символом спасения стало орудие казни, причем казни самой позорной — распятия. Граждане Римской империи, благодаря своему статусу, не могли быть подвергнуты такой “низкой” смерти. Однако то, что было позором для римских граждан, обернулось величайшей славой и спасением для христиан — крест стал самым известным и самым почитаемым религиозным символом в мире.

Повсеместно в Римской империи крест стал употребляться лишь к концу IV века, что традиционно связывается с именем императора Константина Великого: в 312 году перед битвой с Максентием ему было видение креста на небе с надписью “Сим победиши!”. После победоносной битвы Константина крест стал открыто использоваться как символ победы.

До эпохи Константина христиане удерживались от изображения креста Христова в его действительной форме, а тем более — от изображения его вместе с Распятием. Однако это совсем не значит, что символ не существовал.

Согласно большинству свидетельств, крест как орудие спасения мира Иисусом Христом был предметом величайшего чествования у христиан с самого основания Церкви. Отцы Церкви говорят об этом чествовании как об Апостольском Предании, то есть той традиции, начало которой положили сами апостолы — первые ученики Христа. В первые три века по Р. Х. это почитание относилось к области disciplinae arcanae (“тайное учение”, “учение тайны”), то есть к тем христианским верованиям и обрядам, которые хранились в тайне от язычников.

Язычники, впрочем, знали об апостольской традиции, потому некоторые христиане имели мужество открыто исповедовать крест. По рассказу Понтия, биографа священномученика Киприана Карфагенского, в III веке некоторые христиане изображали крест даже у себя на лбу — по этому признаку их узнавали во время гонений и предавали на мучения. До наших дней сохранился древний сосуд середины III века с изображением человеческого лица с крестом на челе. Из актов VII Вселенского Собора известно, что в царствование Диоклетиана (III век) мученики Прокопий и Орест носили изображение креста на груди.

На предметах, сохранившихся от трех первых веков христианства и найденных при раскопках в Риме и Помпеях, большей частью встречаются лишь аллегорические изображения креста и Распятия, например якорь или крест, напоминающий первую букву в имени Христа (X), который также называли crux decussata (от изображения римской цифры 10). О поклонении кресту по древнему обычаю в начале III века свидетельствуют Тертуллиан, Ориген и другие.

По словам апостола Павла, вся жизнь христианина должна быть знамением креста: “А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира” (Гал. 6, 14). Это и другие высказывания апостолов — людей, видевших Христа, — не оставляют сомнений, что крест и крестное знамение с самого основания христианской Церкви не просто употреблялись в качестве одного из символов, а служили центральным понятием христианской веры.

 Владимир Легойда

 
Поиск на сайте
Календарь
ukrline.com.ua Rambler's Top100 ya.ts ya.me Mu