Православные храмы

Храм святителя Луки Крымского (при Центре эндокринной хирургии)

19 ноября 2013 года по благословению Блаженнейшего Мирополита…

Храм великомученика Пантелеимона (в районе ДВРЗ)

Первая Литургия отслужена 8/21 сентября 1997 г. (в день праздника…

Свято-Троицкий храм (при Институте фтизиатрии и пульмонологии НАМН Украины)

9 ноября 2015 года, по благословению Блаженнейшего Митрополита…

Публикации

О’Генри: Последний лист

В небольшом квартале к западу от Вашингтон-сквера улицы перепутались и…

Вечный огонь или вечный покой?

“Позаботься о своем теле, как о храме Божием. Позаботься о нем! Оно должно…

“Все это написано для нас в научение наше”. О чтении и толковании Священного Писания

Согласно православному катихизису, Священным Писанием называются “книги,…

Да не стыдимся исповедать Распятого, с дерзновением да изображаем рукою “знамение креста” на челе и на всем: на хлебе, который вкушаем, на чашках, из которых пьем, — да изображаем его при выходах, когда ложимся спать и встаем, когда находимся в пути и отдыхаем. Он — великое предохранение, данное бедным в дар и слабым — без труда. Святитель Кирилл Иерусалимский (IV век)

Наверное, каждый из нас понимает, какое значение для христиан имеет крест и крестное знамение. Но мало кому известна история возникновения традиций, связанных с употреблением этого христианского символа.

Задолго до возникновения христианства различные формы креста использовались многими народами Азии и Африки. В каждой культуре этому символу придавалось свое значение. Как правило, его связывали со вселенной, с космосом, с противопоставлением неба и земли или пространства и времени, а также с символикой цифр.

В христианстве крест приобрел принципиально новое, необычное значение, ранее нигде не встречавшееся. Он стал символом Бога Спасителя Иисуса Христа — свидетельством искупления Им человеческих грехов и залогом спасения людей. Примечательно, что символом спасения стало орудие казни, причем казни самой позорной — распятия. Граждане Римской империи, благодаря своему статусу, не могли быть подвергнуты такой “низкой” смерти. Однако то, что было позором для римских граждан, обернулось величайшей славой и спасением для христиан — крест стал самым известным и самым почитаемым религиозным символом в мире.

Повсеместно в Римской империи крест стал употребляться лишь к концу IV века, что традиционно связывается с именем императора Константина Великого: в 312 году перед битвой с Максентием ему было видение креста на небе с надписью “Сим победиши!”. После победоносной битвы Константина крест стал открыто использоваться как символ победы.

До эпохи Константина христиане удерживались от изображения креста Христова в его действительной форме, а тем более — от изображения его вместе с Распятием. Однако это совсем не значит, что символ не существовал.

Согласно большинству свидетельств, крест как орудие спасения мира Иисусом Христом был предметом величайшего чествования у христиан с самого основания Церкви. Отцы Церкви говорят об этом чествовании как об Апостольском Предании, то есть той традиции, начало которой положили сами апостолы — первые ученики Христа. В первые три века по Р. Х. это почитание относилось к области disciplinae arcanae (“тайное учение”, “учение тайны”), то есть к тем христианским верованиям и обрядам, которые хранились в тайне от язычников.

Язычники, впрочем, знали об апостольской традиции, потому некоторые христиане имели мужество открыто исповедовать крест. По рассказу Понтия, биографа священномученика Киприана Карфагенского, в III веке некоторые христиане изображали крест даже у себя на лбу — по этому признаку их узнавали во время гонений и предавали на мучения. До наших дней сохранился древний сосуд середины III века с изображением человеческого лица с крестом на челе. Из актов VII Вселенского Собора известно, что в царствование Диоклетиана (III век) мученики Прокопий и Орест носили изображение креста на груди.

На предметах, сохранившихся от трех первых веков христианства и найденных при раскопках в Риме и Помпеях, большей частью встречаются лишь аллегорические изображения креста и Распятия, например якорь или крест, напоминающий первую букву в имени Христа (X), который также называли crux decussata (от изображения римской цифры 10). О поклонении кресту по древнему обычаю в начале III века свидетельствуют Тертуллиан, Ориген и другие.

По словам апостола Павла, вся жизнь христианина должна быть знамением креста: “А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира” (Гал. 6, 14). Это и другие высказывания апостолов — людей, видевших Христа, — не оставляют сомнений, что крест и крестное знамение с самого основания христианской Церкви не просто употреблялись в качестве одного из символов, а служили центральным понятием христианской веры.

 Владимир Легойда

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Яндекс цитирования Яндекс.Метрика Mail.ru Rambler's Top100 ukrline.com.ua