Православные храмы

Храм преподобного Сергия Радонежского (на «Даче Кулиженко»)

Освящение закладки храма архиерейским чином состоялось 9 / 22 ноября…

Храм святителя Феодосия Черниговского (на Чернобыльской улице)

В 1986 году, сразу после аварии, жилой массив Беличи начал активно…

Храм Рождества Богородицы (в «Царском Селе»)

Строительство храма началось 26 марта / 8 апреля 2008 г. Первую…
Публикации

Так или иначе благодать Божия касается верующего сердца

С момента раскола в Православной Церкви в Украине в 1992 году общество стало…

Святой Николай Новый

Николай Новый жил в VIII в. и был выдающимся византийским военачальником. Около…

“Во иордане крещающуся Тебе, Господи...”

По великой любви к людскому роду пришел на землю Сын Божий, принял на Себя…

Не делайте из поста театра

PostВеликий пост — это время, чрезвычайно благоприятное для самосовершенствования, поэтому важно провести его должным образом. Доктор богословских наук, протоиерей Владислав Свешников рассказывает о том, как следует вести себя тем, кто собирается поститься.

Тех, кто внимательно слушал апостольское и евангельское чтения накануне Великого поста, в Прощеное воскресение, могло удивить слово Божие, посвященное посту. Так, апостол, говоря о физическом, пищевом посте, скорее, оказывает предпочтение тем, кто не уделяет этой стороне большого внимания. По крайней мере, по внутреннему содержанию и смыслу постного подвига он приравнивает тех, кто постится физически, к тем, кто не постится. И слова Христа в Евангелии свидетельствуют не столько о самом посте, его содержании, смысле, напряжении, результатах, принципах соблюдения, сколько о тех условиях, которые препятствуют его должному проведению. Спаситель говорит о недопустимости превращения поста в показное действие.

Иными словами, не следует делать из поста театра. Ни театра внутреннего, перед собой, ни театра перед другими. Не старайтесь, чтобы вокруг все заметили, что вы поститесь, иначе все ваши труды будут бессмысленными. Даже если иметь в виду не только пищевую сторону поста, а всю полноту аскетического подвига, то и это может оказаться неплодотворным, а иногда — привести к отрицательным последствиям.

Невозможно идти по пути к совершенству, не принимая во внимание слов, объясняющих, как совершается делание, ведущее к абсолютным духовным высотам, к совершенству Отца нашего Небесного.

Подлинное движение к совершенству задается исключительно стремлением к святости, которая пребывает на том пути, где происходит встреча с Отцом Небесным. И если этого движения нет — все оказывается малополезным. Поэтому всегда, а в постное время в особенности, единственное, что дает нам возможность быть похожими на святых отцов Церкви, — это стремление посвятить все мысли Богу (что трудно, почти невозможно) или совершать поступки, приближающие к святости.

И когда духовные предпочтения станут вести по жизни и даже при самой строгой оценке вы не найдете, в чем себя упрекнуть, — стоит снова обратить внимание на воскресное Евангелие, ибо необходимо также научиться принимать несовершенство других людей. Если прощаете ближнему согрешения его, то и Отец Небесный простит вам прегрешения ваши. А если не прощаете — то и вам не простятся.

И даже если быть нравственно и духовно необразованным, если не понимать, как разрушительно непрощение, каким образом оно действует на душу и к каким приводит результатам, то хотя бы из жалости к себе, боясь оказаться вне прощающей милости Божией, стоит простить, поскольку сказано, что тебе простится только на этом условии. Об этом стоит подумать.

Конечно, и такое прощение неполноценно. Потому что одно дело — понимание, а другое — состояние души. Свести их в общее русло — очень непростая задача.

Иногда человек вдруг решает, что он был нелюбимым ребенком в семье. Это чувство может быть почти забытым или ошибочным, лживым. Но когда оно всплывает из-под задавленности — в нем видна мелкость души, не дающая возможности открыться готовности простить навсегда. Конечно, можно простить по равнодушию: дескать, чего от них хотеть?! И это, конечно, тоже не прощение.

Противоположна равнодушию, брезгливости, злобе и злопамятности только любовь, которая основывается на любви ко Христу. Поэтому прощать можно только любя. А как того добиться? Это вопрос, на который существует множество ответов, надо только применять их в жизни.

Значит — нужно начать. Каждый Великий пост — хороший повод, чтобы начать учиться любить, потому что все, что говорится в его молитвах, дает нам возможность сделать это. Сделать так, чтобы прощение стало главным заданием, постоянным спутником Великого поста, потому что в этом — возвращение к раю до разделения Бога и человека и людей между собой. Задача поста — вернуться в рай, обрести состояние совершенного, радостного, спокойного, лишенного актерства, простого прощения.

Протоиерей Владислав Свешников

 
Поиск на сайте
Календарь
ukrline.com.ua Rambler's Top100 ya.ts ya.me Mu