Православные храмы

Покровский собор на Оболони

В первой половине 1990-х годов по проекту Валентина Исака и Игоря…

Воскресенский храм на Печерске (Афганская церковь)

Церковь Воскресения Христова. Бывший приходской храм Печерского…

Крестовоздвиженская церковь на Подоле

Деревянная "на каменном фундаменте" приходская церковь Кожемяцкой…

Публикации

Православні літні табори

Спостереження православного педагога за позитивним впливом на дитячу душу…

“...Кто о домашних не печется... ”

Первый дом супругов — это постоянная и крепкая взаимная любовь. Любя друг…

Незабываемая поездка (О паломничестве в город Бари)

Святитель Николай, архиепископ Мирликийский, чудотворец (280–342 гг.)…

Blagovechenie_YstugskoeДень Благовещения Пресвятой Богородицы мы празднуем 25 марта/7 апреля. Это великий праздник, особо почитаемый на Руси, светлый, радостный день, и даже в дни Великого поста, сугубо покаянные, он не отменяется.

Отмечать этот праздник, согласно решению Церкви, стали с IV в. по Р. Х. Праздник приходится на Великий пост или на Светлую седмицу (до среды включительно). Поэтому продолжительность празднования его неодинакова. Если Благовещение случается до Лазаревой субботы, то Церковь празднует его три дня, если в саму субботу — два, а если в Страстную или Светлую седмицы — один день. Если Благовещение совпадает с Пасхой, праздник как бы удваивается. Тогда Пасха называется Кириопасхой. Кириопасха бывает редко. Случилась она в 1817, 1828, 1912 и 1991 гг. Следующая Кириопасха будет в 2075 г.

По своему величию праздник Благовещения не отменяется даже в Страстную Пятницу. Ради него в этот скорбный день совершается литургия святого Иоанна Златоуста, а пост несколько послабляется.

Евангелие не дает нам исчерпывающих сведений о земных днях Богородицы, хотя и описывает важнейшие события Ее жизни. Тема Девы Марии в Евангелии всегда рядом с темой Иисуса Христа.

Представляем краткий пересказ имеющихся сведений о земных днях Богородицы, предшествующих Благовещению — великому, таинственному и чудесному событию, в котором для всего человечества открылись врата спасения.

 

Земные дни Пресвятой Богородицы

Когда приблизилось время пришествия обетованного Христа Спасителя, в Палестине жили благочестивые Иоаким и жена его Анна, родом из Галилеи. Иоаким происходил из царского рода Давида, а Анна — из рода первосвященника Аарона.

Они были бездетны и сильно горевали об этом, усердно молясь, чтобы Господь даровал им дитя. При этом они дали обет, что если Бог исполнит прошение,  они посвятят Ему своего ребенка. Бог услышал их молитву и дал им Дочь, которую они назвали Марией.

Когда Дева Мария была еще юною Отроковицею, Иоаким и Анна, во исполнение своего обета, привели Ее в храм в сопровождении девиц со светильниками и поставили на первую ступень лестницы. Наверху лестницы стоял первосвященник, который при дверях храма принимал и благословлял посвящаемых Богу; в сам же храм никто не мог входить, кроме священников. Но с Девой Марией случилось чудо: Она Сама взошла по всем ступеням лестницы и подошла к первосвященнику. Тогда первосвященник, по внушению Божию, ввел Ее даже во Святая Святых, главную часть храма, куда и сам мог входить только один раз в год.

Мария осталась на воспитание при храме. Здесь благодать Святого Духа сохранила Ее сердце от всякой нечистоты и порока.

Во время пребывания Девы Марии при храме родители Ее умерли. Когда Пресвятой Деве исполнилось 14 лет, Она объявила о том, что желает посвятить свою жизнь и девство только Богу. Это не согласовывалось с законом Моисея, который повелевал: “Всякая жена да имей себе мужа”. И вот, по внушению Всевышнего, первосвященник Захария собрал 12 безбрачных мужей от каждого колена (рода) израилевого и приказал, чтобы каждый из них принес свои жезлы (палицы). Когда это было исполнено, Захария положил эти жезлы во Святая Святых — в алтаре возле Ковчега Завета. И на утро жезл Иосифа расцвел. После обручения праведный Иосиф взял Деву Марию для чистого и непорочного жития, будучи только хранителем Ее девства.

Иосиф жил в галилейском городе Назарете и занимался плотничеством. В его доме поселилась Мария, как обрученная жена его, и помогала ему рукоделием.

Одно из преданий говорит о том, что однажды, перед тем, как пойти к источнику за водой, Дева Мария читала книгу пророка Исаии. Она обратила внимание на слова: “Се, Дева во чреве примет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил” (Ис. 7, 14) (“Еммануил” не есть имя собственное, а лишь символическое и значит “С нами Бог”). Чтение настолько подействовало на Ее святую душу, что Дева  Мария возжелала быть пусть даже последней рабой Той, Которая удостоится стать Матерью Сына Божия. Когда, прочтя книгу, Дева Мария направилась к источнику, то даже и представить не могла, что произойдет спустя несколько мгновений. В тот самый миг, когда Пресвятая Дева собиралась зачерпнуть воды, перед ней предстал светлый Архангел, который сказал Ей: “Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами. Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя, и зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его, и Царству Его не будет конца” (см.: Лк. 1, 28–35).

Вскоре после обручения с Девой Марией, прежде нежели сочетались они, старцу Иосифу стало известно, что Мария “имеет во чреве от Духа Святого” (Мф. 1, 18). Будучи праведным и милосердным, Иосиф не хотел обличать Ее мнимого преступления и намеревался отпустить Ее от себя, не оглашая причины. Когда он это помыслил, ему явился Ангел Господень, который сказал: “Не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго” (Мф. 1, 20). Чтобы Иосиф не сомневался в истинности его слов, Ангел сослался на древние пророчества, в которых пророки за много столетий до этого события предсказывали, где и когда произойдет великое чудо бессеменного зачатия и рождение от Девы Спасителя. Убежденный словами Ангела, Иосиф “принял жену”, то есть  оставил жить Ее у себя в доме.

 

Иконография Праздника

Одно из первых изображений Благовещения сохранилось в катакомбах Прискиллы (Рим) и датируется III в. Древнейшая из икон этого сюжета на Руси датируется XII в. — Устюжский образ “Благовещение” (из Устюга Великого, ныне хранится в Третьяковской галерее). Этот сюжет позже стал популярен не только в иконографии (часто изображается на Царских вратах), но и в древнерусском шитье.

На иконах этого типа Архангел Гавриил и Дева Мария внешне статичны, но их общение носит внутренний характер; они как бы внутренним оком созерцают чудо. Встречаются два мира — Божественный и земной. Часто поза Девы Марии являет покорность или благоговейный трепет. На Устюжской иконе есть интересная, не сразу заметная символическая деталь: через складки одежды Богоматери можно увидеть изображение Младенца Христа. Это знак воплощения Его в теле Богоматери. Сама же Мария здесь — символ храма, земного прибежища Христа. Большинство икон на этот сюжет радостны, вдохновенны, праздничны. Обычно эти иконы исполнены сияющими, яркими красками. Радость выражена в движении Архангела Гавриила — он стремительно направляется к Марии, широко распахнуты его аркообразные могучие светлые крылья. В руках у него посох — символ небесного посланничества. Он сообщает чудесную весть. С неба падает луч — символ Святого Духа, что является зримым образом слов Архангела: “Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя” (Лк. 1, 35).

 

Богословский смысл Благовещения

Святитель Григорий Палама, говоря о свободной воле человека, делал акцент на том, что непорочное зачатие без добровольного согласия Девы Марии было бы так же невозможным, как оно было бы невозможным без воли Божией. Ведь весть о том, что непорочная Дева, никогда не знавшая мужа, должна родить Сына, — просто непонятна для ограниченного человеческого ума! “Благословенна Ты между женами” (Лк. 1, 28), — возвестил Архангел Марии. Именно в этой “духовной точке” встречаются Ветхий и Новый Завет. В отличие от своей родственницы, бесплодной Елисаветы, которая усомнилась в том, что по воле Божией ей предстоит естественным образом зачать ребенка (Иоанна Предтечу), Дева Мария искренне поверила словам Архангела Гавриила. Ее словами — “Да будет Мне по слову твоему” (Лк. 1, 38) — были засвидетельствованы новозаветное смирение и упование на Божию волю.

Искупая грех праматери Евы, которая в Раю отвергла милость Божию и нарушила Его заповедь, Пресвятая Дева Мария от лица всего расторгшего союз с Богом человечества ответила со смирением: “Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему”. Это смирение открыло врата спасения для всего рода человеческого.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Яндекс цитирования Яндекс.Метрика Mail.ru Rambler's Top100 ukrline.com.ua