Православные храмы

Храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте» (на кладбище Берковцы)

В бывшем ритуальном зале на Берковцах (81‑й участок, на центральной…

Храм блаженной Ксении Петербургской (на Святошинском кладбище)

Святошинское кладбище примечательно тем, что здесь покоятся Христа…

Храм святителя Спиридона Тримифунтского

Идея строительства храма в честь святителя Спиридона Тримифунтского…

Публикации

История туринской плащаницы

По преданию, плащаница, в которой Христа положили в гроб, после Его Воскресения…

Духовное ожерелье

Так образно назвал один из участников всеукраинского крестного хода,…

Шум с экрана против Божественной тишины

Технический прогресс преподнес нам много подарков, один из них — “друг…

Apostol_feodorovaПост был заповедан Господом Богом еще праотцу Адаму в Раю: “И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь” (Быт. 2, 16–17). Хотя в Библии заповедь не вкушать от древа познания добра и зла и не названа прямо постом, но это следует из самого смысла слов Господа — добровольно воздерживаться от запретного плода. Тот же принцип православного поста четко выразил апостол Павел: “Все мне позволительно, но не все полезно”

(1 Кор. 6, 12). Само грехопадение прародителей можно рассматривать как нарушение заповеди Господней о посте. Исходя из этого, Святая Церковь всегда рассматривала пост как средство воздержания, приближающее человека к Богу — смирение тела ради господства духа.

Священное Писание многократно свидетельствует о том, что перед каким-либо особо ответственным делом люди, избранные на это Господом, духовно укрепляли себя постом и молитвой. Так боговидец пророк Моисей постился 40 дней перед дарованием Господом народу израильскому Синайского законодательства (см.: Исх. 34, 28). Так же в течении 40 дней постился пророк Илия в пути на гору Хорив, где ему явился Господь (см.: 3 Цар. 19, 8). Постилась царица Есфирь и все иудеи в городе Сузы, когда народу еврейскому грозило полное уничтожение в Персидской империи (см.: Есф. 4, 15–17). Сам Господь Иисус Христос перед Своим выходом на общественное служение постился 40 дней

в пустыне Иудейской (см.: Мф. 4, 2; Мк. 1, 13; Лк. 4, 2). Рукоположение пресвитеров как служителей Божиих сопровождалось апостолами в первохристианских общинах предварительным постом (см.: Деян. 14, 23).

Постом и молитвой, согласно Священному Писанию, сопровождалось покаяние впавших в грехи людей: “Слово Господне, которое было к Иоилю… Назначьте пост, объявите торжественное собрание, созовите старцев и всех жителей страны сей в дом Господа Бога вашего, и взывайте к Господу” (Иоил. 1, 1, 14). Таким же примером покаяния может служить результат проповеди пророка Ионы жителям Ниневии, когда слово Господне привело в раскаяние грешников так, что по повелению царя “ни люди, ни скот, ни волы, ни овцы ничего не ели, не ходили на пастбище и воды не пили, и чтобы покрыты были вретищем люди и скот и крепко вопияли к Богу, и чтобы каждый обратился от злого пути своего и от насилия рук своих. Кто знает, может быть, еще Бог умилосердится и отвратит от нас пылающий гнев Свой, и мы не погибнем. И увидел Бог дела их, что они обратились от злого пути своего, и пожалел Бог о бедствии, о котором сказал, что наведет на них, и не навел” (Иона 3, 7–10).

О том, как должен быть соблюдаем пост от имени Господа говорит пророк Исаия: “Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся” (Ис. 58, 6–7). В Новом Завете Господь Иисус Христос также предостерегает от формального соблюдения поста, указывая на его основное — внутреннее содержание: “Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно” (Мф. 6, 16–18). О том, что воздержание от пищи в пост при недостойной жизни не приносит пользы, говорит и пророк Захария (см.: Зах. 7, 4–6, 10).

Об обетованиях же Господних за богоугодное соблюдение поста в образных выражениях повествует пророк Исаия: “Тогда ты воззовешь, и Господь услышит; возопиешь, и Он скажет: “вот Я!” Когда ты удалишь из среды твоей ярмо, перестанешь поднимать перст и говорить оскорбительное, и отдашь голодному душу твою и напитаешь душу страдальца: тогда свет твой взойдет во тьме, и мрак твой будет как полдень; и будет Господь вождем твоим всегда, и во время засухи будет насыщать душу твою и утучнять кости твои, и ты будешь, как напоенный водою сад и как источник, которого воды никогда не иссякают” (Ис. 58, 9–11).

Александр Кукуишко

ukrline.com.ua Mu Rambler's Top100 ya.ts ya.me