Православные храмы

Храм мученика Иоанна Воина (при госпитале воинов-интернационалистов в Пуще-Водице)

Небольшой деревянный храм-часовню при госпитале открыли в январе 2007…

Храм в честь Преображения Господня (в Дарницком районе)

В 2011 году по благословению Блаженнейшего Митрополита Киевского и…

Храм в честь трех святителей и храм Нерукотворенного образа Господня (на Борщаговке)

Равноапостольный великий князь Владимир (во Св. Крещении — Василий,…

Публикации

Цей дивний Новий рІк

Як відомо, у 1918 році в Росії запровадили так званий новий (григоріанський)…

“Церковь всегда подвластна только ее Главе — Христу”. Раскол 1992 года: комментарии очевидцев

О филаретовском расколе, его причинах и последствиях написано и сказано уже…

Velikij_postrigХристианское богослужение по своей природе, структуре и содержанию есть раскрытие Церковью своей сущности. Сущность же эта есть новая жизнь во Христе: соединение во Христе с Богом Духом Святым, знание Истины, единство, любовь, благодать, мир, спасение...

Богослужение неотделимо от Церкви: его назначение — выражать, строить и осуществлять Церковь, быть источником той благодати, которая делает Церковь Церковью — народом Божиим, Телом Христовым, родом избранным и царственным священством (см.: 1 Пет. 2, 9).

Вся православная культура имела и имеет своим средоточием храм, литургическую жизнь. Без возвращения к ней, т. е. воцерковления, немыслимо духовное возрождение. Издревле Церковный Устав был не простым изложением правил, регулирующих литургическую жизнь Церкви, а общей и основной структурой этой жизни. Особенно ярко это проявляется в богослужениях Великого поста.

Пост начинается с вечерни Прощеного воскресенья. Стихира на “Господи, воззвах...” возвещает о наступающем посте, а за ним — о приближении Пасхи: “Постное время светло начнем! Готовясь к духовным подвигам, очистим нашу душу, очистим тело. Воздержимся как от пищи, так и от всякой страсти, и насладимся духовными добродетелями. Дабы, усовершенствовавшись в любви, мы были достойны увидеть страсти (страдания) Христа Бога и Святую Пасху в духовной радости”.

За этой вечерней Великий прокимен возвещает начало поста: “Не отврати лица Твоего от слуги Твоего, потому что я скорблю! Скоро услышь меня, обрати внимание на душу мою и избавь ее”. Он раскрывает общее настроение поста: таинственную смесь отчаяния и надежды, тьмы и света. Человек стоит перед Богом, перед славой и красотой Его Царства, сознает свою принадлежность к этому Царству, чувствует, что у него нет ни другого дома, ни другой радости, ни другой цели; знает также, что он изгнан из этого Царства во тьму и печаль греха, и скорбит. И, в конце концов, понимает, что только Бог может помочь его скорби. Покаяние — прежде всего и больше всего — отчаянная мольба об этой Божественной помощи.

Читается великопостная молитва Ефрема Сирина с земными поклонами. В конце службы молящиеся подходят сперва к священнику, прося прощения, потом просят прощения друг у друга. Но в то время, как совершается Чин прощения, хор поет уже Пасхальные песнопения. Предстоит сорокадневный путь по пустыне поста, но в конце этого пути сияет свет Пасхи, свет Царства Христова.

Время Великого поста, прежде всего, определяется особой атмосферой, настроением, состоянием духа, ума и души, которое в течение семи недель наполняет всю нашу жизнь. Эта постная атмосфера создается главным образом богослужениями, которые открывают и сообщают нам самую сущность поста, заставляют почувствовать ту светлую печаль, в которой — подлинный дух и дар поста.

Человек, входящий в храм во время великопостного богослужения, сразу поймет, что означает выражение “светлая печаль”. С одной стороны, действительно, тихая печаль преобладает во всем богослужении: темные облачения, служба длиннее обычного, более монотонная, почти без движений, чтение и пение чередуются, и как будто ничего не происходит. Но эта продолжительная и однообразная служба необходима для того, чтобы мы почувствовали тайну и сперва незаметное действие этого богослужения в нашем сердце. Молящийся начинает ощущать, что повседневная суета не имеет над ним власти, и чувствует себя счастливым. Тогда печальное однообразие богослужения приобретает новый смысл — оно освящено внутренней красотой.

Очень часто стихиры Триоди постной (книги, содержащей богослужебные тексты, читающиеся и поющиеся во время поста) предостерегают от формального понимания поста: “Вотще ты радуешься, о душа, что воздерживаешься от пищи, тогда как от страстей ты не очищена. В тебе нет желания исправления, ты будешь в презрении, как лживая, пред очами Бога, ты будешь сравнена со злыми демонами, которые никогда не едят. Если ты будешь продолжать грешить, твой пост будет бесполезен...”; “Братие, постясь телесно, будем поститься и духовно: развяжем всякие союзы неправды, расторгнем препятствия к нужным изменениям, разорвем неправедные писания. Дадим алчущим хлеб и приютим нищих и бездомных, чтобы получить от Христа Бога великую милость”.

Великий пост является духовным странствием, цель которого — перенести нас из одного духовного состояния в другое. В первые четыре дня поста на повечерии читается Великий покаянный канон свт. Андрея Критского. Его можно описать как покаянный плач, раскрывающий нам всю необъятность, всю бездну греха, и потрясающий душу отчаянием, раскаянием и надеждой.

Канон говорит о духовной истории мира, которая в то же время — история души каждого. Великий канон являет нам грех не определениями и перечислениями, а неким глубоким созерцанием библейской истории, которая есть история греха, покаяния и прощения. Это созерцание вводит нас в совершенно иную духовную культуру, призывает принять совершенно иное понимание человека, его жизни и целей. Канон восстанавливает в нас то духовное мироощущение, внутри которого раскаяние становится снова возможным.

Дважды в неделю — в среду и пятницу — совершается Литургия Преждеосвященных Даров, соединенная с вечерней. Поскольку в Православии совершение Евхаристии — всегда праздник и радость, то во время Великого поста Церковь запрещает совершать Божественную литургию в будние дни. Но Причащение является источником и главной силой, поддерживающей нас в нашем духовном подвиге. Великий пост — это время, когда мы лицом к лицу встречаемся со злом и всей его силой. И поэтому именно в это время нам нужна помощь и сила Божественного Огня; отсюда — необходимость особого великопостного Причащения Преждеосвященными Дарами, т. е. Дарами, освященными ранее, за литургией свт. Иоанна Златоуста или свт. Василия Великого.

Следует заметить, что в течение последних столетий богослужебная практика Великого поста была дополнена заимствованным у Запада обычаем совершения пассий (от лат. — “страсти”) — чтением двух глав из Евангелия, посвященных страданиям Господа нашего Иисуса Христа. В Украине пассии обычно совершаются в пятницу на повечерии, в России — вечером воскресного дня.

Суббота первой седмицы Великого поста посвящена памяти святого великомученика Феодора Тирона. Это имеет особый духовный смысл. Во времена, когда язычество было государственной религией, император Юлиан Отступник во время поста приказал окропить все продаваемые на рынке продукты кровью идоложертвенных животных, чтобы потом упрекнуть христиан в том, что они употребляли в пищу идоложертвенное. Великомученик Феодор явился во сне христианскому епископу, предупредил об опасности и указал, каким образом можно ее избежать: употреблять в пищу вареное зерно (коливо), которое в те времена каждый имел в запасе. Воспоминанием этого, казалось бы, давно минувшего события Церковь учит не поддаваться соблазнам окружающего нас, чуждого духу христианства, мира, оправдываясь внешними обстоятельствами.

В любой, на первый взгляд безвыходной, ситуации Господь посылает Свою помощь, было бы лишь желание человека ее принять, согласно принципу: тот, кто хочет, ищет возможности, кто не хочет — ищет оправдание.

В первое воскресенье Великого поста установлен праздник Торжества Православия, как воспоминание о победе над иконоборчеством и восстановлении почитания икон в 842 г. в Константинополе. Сейчас этот праздник воспринимается как победа в Церкви православного учения и мировоззрения — единственного пути ко спасению.

Православие — это не только учение, это образ жизни. Для человека, посещавшего все богослужения первой седмицы поста, которые особенно ярко передают дух Православия, этот праздник является логическим завершением недели.

Великий пост приветствуется как духовная весна, как время радости и света: “Время поста — радостное время светлой чистоты, чистой любви и светозарной молитвы”. В великопостных богослужениях мы можем найти возрождение, приобрести вновь дух всего Православия — “Пасхального” образа жизни, смерти и вечности.

Протоиерей Василий Заев, доцент КДА,

настоятель храма преподобного Серафима Саровского

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ukrline.com.ua Mu Rambler's Top100 ya.ts ya.me