Православные храмы

Покровская часовня (в Юридическом лицее, на Воздухофлотском проспекте)

Часовня в Юридическом лицее им. Я.Ю.Кондратьева при Киевском…

Храм святителя Николая Мирликийского (на водах)

Инициатива строительства уникального храма на Днепре принадлежала…

Свято-Троицкая церковь Ионинского монастыря

Первую деревянную Свято-Троицкую церковь в 1864 г. построил насельник…
Публикации

Иконография Введения во храм Пресвятой Богородицы

Изображение Введения Пресвятой Богородицы во храм первоначально известно в…

Когда и как нам праздновать Новый Год?

Как Новый год есть начало дней года, так в день этот надлежит набрать в душу…

Крестный путь протопресвитера Гавриила Костельника

KostelnikЗа восстановление исторической справедливости этот человек отдал самое дорогое — жизнь. Именно такой оказалась цена, которую настоятель Спасо-Преображенской церкви Львова, заведующий кафедрой философии Львовской богословской академии, доктор философии, богословия и права протопресвитер Гавриил Костельник заплатил за подвиг исповедничества Истины.

Родился протопресвитер Гавриил Костельник в типичной католической семье. Получив блестящее духовное образование, в 1913 г. он приехал во Львов, принял священнический сан и начал свою пастырскую деятельность как помощник настоятеля Спасо-Преображенского храма отца В. Садовского — глубокого исследователя и знатока Восточного богослужебного обряда.

С огромным энтузиазмом Костельник отдается богословским и церковно-историческим исследованиям причин, из-за которых произошло разделение Церкви на Восточную и Западную.

В то время сама жизнь вынуждала греко-католиков глубже задуматься над сущностью унии. После провозглашения Рижского мира 1921 г. к Польше были присоединены православные земли Холмщины, Волыни и Западной Белоруссии. Сотни православных храмов опустели, были разорены, осквернены, от некоторых остались лишь пепелища. Административно православные уже не составляли отдельную Церковь, а целиком подчинялись местным католическим бискупам. Для истинных христиан настало горькое время исповедничества.

Отец Гавриил и его единомышленники приняли решение стать на путь освобождения от западного мировоззрения. В 1925 г. он отправился в Рим. Но папская столица навсегда осталась чужой сердцу отца Гавриила. Это отторжение возникло благодаря искреннему молитвенному подъему в православном храме города Загреба, где он побывал, возвращаясь домой. Там он пережил незабываемые минуты глубокого единения с Восточным Православием. Такие настроения побудили его еще глубже взяться за критическое исследование многовекового несогласия Римской Церкви с Православным Востоком. В это время в журнале “Нива” и других изданиях отец Гавриил выступал в защиту православного обряда в униатстве, настаивал на очищении унии от латинских наслоений, говорил о необходимости возвратиться к единству христианства.

Широкий резонанс получила статья отца Гавриила Костельника “Так себе думаю” (“Нива”, 1927, № 9), решительно осуждающая заимствованный у католиков обычай совершать литургию на заранее изготовленных и высушенных Агнцах.

В следующем году Костельник встал на защиту важнейшей части Восточного чина литургии — призывания Святого Духа на освящаемые Дары, или так называемого эпиклезиса. На него тогда уже покушались маститые латинизаторы унии. Эти попытки отец Гавриил критически рассматривал и решительно осуждал в книге “Спор об эпиклезисе между Востоком и Западом”.

Издание этой книги в 1928 г. открыло перед щепетильным взором папской “охранки” духовное родство автора с Православием, которое давно зародилось в нем в результате научного изучения догматики, канонники и церковной истории Запада. На резкую критику книги со стороны иезуита Спачиля Костельник ответил сильной репликой в “Ниве”. Завершением этого научного спора стало увольнение протопресвитера с должности редактора “Нивы”.

На епархиальном собрании 1943 г. отец Гавриил открыто выступил с критикой ватиканских догм. Митрополит Андрей Шептицкий резко остановил оратора и лишил его слова. Костельник покинул зал и с того времени уже настойчиво говорил единомышленникам о необходимости возвращения униатов в Православие.

Среди этих испытаний и преследований отец Гавриил не колебался в своих убеждениях, продолжая неусыпно работать над раскрытием сущности католицизма и исторических предпосылок происхождения унии. Произведения отца Гавриила документально знакомят читателей с возникновением и историческим развитием всего того, что в ХI в. разделило Римскую Церковь, а вслед за ней и Вселенское Православие. В этих трудах читатель также находит полное выяснение причин и условий, которые способствовали возникновению новых католических догматов на основании трех римских приматов — папы, Рима и Латинской Церкви.

История и живой научный опыт современности свидетельствуют, что уния в Украине, созданная усилиями Рима, польского правительства и латинского епископата, стала национально-церковной трагедией украинского народа. Уния — это попытка привить нашему народу психологию унижения и низкопоклонства перед Западом не только в вере, но и в осознании себя “нацией второго сорта”.

Заветной вершиной, к которой шел Костельник, стал Львовский Церковный Собор 8–10 марта 1946 г. “Отбросить постановления униатского Брестского собора 1596 г., оторваться от Ватикана, вернуться к нашей многовековой православной вере” — вот основные тезисы этого Собора. Имея огромный опыт издательской деятельности, протопресвитер Гавриил Костельник принял на себя хлопоты по изданию православного журнала “Епархиальный православный вестник”. В нем он помещал свои проповеди, объяснял смысл великих православных праздников, а главное — на протяжении 1946–1948 гг. печатал свои давние труды, которые, собственно, и привели его к православному самосознанию. Как благочинный львовских храмов, он был добросовестным помощником первого львовского архиепископа Макария и авторитетным советником для духовенства. Но все это продолжалось недолго. 20 сентября 1948 г. он был убит и отошел ко Господу, как мученик за Истину.

…20 сентября 1948 г. Было около 10 часов 20 минут, когда после богослужения в Спасо-Преображенском соборе Львова Гавриил Костельник возвращался домой. На улице Краковской, метрах в десяти от подъезда дома № 17, к нему приблизился молодой человек и дважды выстрелил из пистолета ТТ. Костельник скончался на месте. Террорист бросился бежать, а когда погоня практически настигла его, сунул ствол пистолета себе под подбородок... Вероятно, самоубийца готовился к роли смертника: под заношенную одежду было поддето новое чистое белье, на шее — образок.

Самое загадочное началось позже. Сразу трое содержавшихся под стражей опознали террориста по фотографии как сына Костельника Иринея (в то время он должен был находиться в Австрии), два арестованных руководителя Львовского областного провода — как боевика, имевшего псевдоним Яворенко, а подпольщица Р. Сабина — как 23-летнего члена Николаевского районного провода Олексу Любинского (Бориса), уроженца села Березное Николаевского района Львовщины. Судя по всему, убийца протопресвитера Гавриила Костельника унес тайну своей личности в могилу.

До сих пор униаты считают Костельника предателем. Но кто же тогда они, как не богоизменники? Ведь, попросту говоря, униаты — это православные священники, которые предали истинную Церковь и из каких-то меркантильных соображений приняли католицизм. Так появилась пресловутая уния. А как следствие — православных христиан выбрасывали из собственных храмов, избивали прямо на городских улицах, множество прекрасных древних православных храмов стали католическими.

Поступок же отца Гавриила — это не предательство, а возвращение в лоно истинной Церкви. И как бы папские “академики” не пытались исказить историю, факт остается фактом: пагубность унии и спасительность Восточного Православия протопресвитер Гавриил Костельник понял не в застенках Народного комиссариата госбезопасности и не в прокурорских кабинетах, а в библиотеках, и главное — во время Божественной литургии в православном храме города Загреба...

За восстановление исторической справедливости этот человек отдал самое дорогое — жизнь.

 Александр Андрущенко

 
Поиск на сайте
Календарь
ukrline.com.ua Rambler's Top100 ya.ts ya.me Mu