Православные храмы

Храм мученика Валерия Мелитинского (Гидропарк)

Храм во имя святого мученика Валерия Мелитинского располагается на…

Храм равноапостольного великого князя Владимира (в 18‑й больнице, на бульваре Шевченко)

Киевский Императорский Университет св. Владимира (современное…
Штапель это вискоза
штапель
tkani5.com.ua

Публикации

Приемыш

Ранним утром, когда белый туман покрывал еще Святое озеро сплошным мягким…

Свеча милосердия

С первой недели Великого поста в храмах Киева началась акция “Свеча…

"Край, где все пропитано воздухом святым..."

Известное выражение о том, что новое — это хорошо забытое старое, как нельзя…

KostelnikЗа восстановление исторической справедливости этот человек отдал самое дорогое — жизнь. Именно такой оказалась цена, которую настоятель Спасо-Преображенской церкви Львова, заведующий кафедрой философии Львовской богословской академии, доктор философии, богословия и права протопресвитер Гавриил Костельник заплатил за подвиг исповедничества Истины.

Родился протопресвитер Гавриил Костельник в типичной католической семье. Получив блестящее духовное образование, в 1913 г. он приехал во Львов, принял священнический сан и начал свою пастырскую деятельность как помощник настоятеля Спасо-Преображенского храма отца В. Садовского — глубокого исследователя и знатока Восточного богослужебного обряда.

С огромным энтузиазмом Костельник отдается богословским и церковно-историческим исследованиям причин, из-за которых произошло разделение Церкви на Восточную и Западную.

В то время сама жизнь вынуждала греко-католиков глубже задуматься над сущностью унии. После провозглашения Рижского мира 1921 г. к Польше были присоединены православные земли Холмщины, Волыни и Западной Белоруссии. Сотни православных храмов опустели, были разорены, осквернены, от некоторых остались лишь пепелища. Административно православные уже не составляли отдельную Церковь, а целиком подчинялись местным католическим бискупам. Для истинных христиан настало горькое время исповедничества.

Отец Гавриил и его единомышленники приняли решение стать на путь освобождения от западного мировоззрения. В 1925 г. он отправился в Рим. Но папская столица навсегда осталась чужой сердцу отца Гавриила. Это отторжение возникло благодаря искреннему молитвенному подъему в православном храме города Загреба, где он побывал, возвращаясь домой. Там он пережил незабываемые минуты глубокого единения с Восточным Православием. Такие настроения побудили его еще глубже взяться за критическое исследование многовекового несогласия Римской Церкви с Православным Востоком. В это время в журнале “Нива” и других изданиях отец Гавриил выступал в защиту православного обряда в униатстве, настаивал на очищении унии от латинских наслоений, говорил о необходимости возвратиться к единству христианства.

Широкий резонанс получила статья отца Гавриила Костельника “Так себе думаю” (“Нива”, 1927, № 9), решительно осуждающая заимствованный у католиков обычай совершать литургию на заранее изготовленных и высушенных Агнцах.

В следующем году Костельник встал на защиту важнейшей части Восточного чина литургии — призывания Святого Духа на освящаемые Дары, или так называемого эпиклезиса. На него тогда уже покушались маститые латинизаторы унии. Эти попытки отец Гавриил критически рассматривал и решительно осуждал в книге “Спор об эпиклезисе между Востоком и Западом”.

Издание этой книги в 1928 г. открыло перед щепетильным взором папской “охранки” духовное родство автора с Православием, которое давно зародилось в нем в результате научного изучения догматики, канонники и церковной истории Запада. На резкую критику книги со стороны иезуита Спачиля Костельник ответил сильной репликой в “Ниве”. Завершением этого научного спора стало увольнение протопресвитера с должности редактора “Нивы”.

На епархиальном собрании 1943 г. отец Гавриил открыто выступил с критикой ватиканских догм. Митрополит Андрей Шептицкий резко остановил оратора и лишил его слова. Костельник покинул зал и с того времени уже настойчиво говорил единомышленникам о необходимости возвращения униатов в Православие.

Среди этих испытаний и преследований отец Гавриил не колебался в своих убеждениях, продолжая неусыпно работать над раскрытием сущности католицизма и исторических предпосылок происхождения унии. Произведения отца Гавриила документально знакомят читателей с возникновением и историческим развитием всего того, что в ХI в. разделило Римскую Церковь, а вслед за ней и Вселенское Православие. В этих трудах читатель также находит полное выяснение причин и условий, которые способствовали возникновению новых католических догматов на основании трех римских приматов — папы, Рима и Латинской Церкви.

История и живой научный опыт современности свидетельствуют, что уния в Украине, созданная усилиями Рима, польского правительства и латинского епископата, стала национально-церковной трагедией украинского народа. Уния — это попытка привить нашему народу психологию унижения и низкопоклонства перед Западом не только в вере, но и в осознании себя “нацией второго сорта”.

Заветной вершиной, к которой шел Костельник, стал Львовский Церковный Собор 8–10 марта 1946 г. “Отбросить постановления униатского Брестского собора 1596 г., оторваться от Ватикана, вернуться к нашей многовековой православной вере” — вот основные тезисы этого Собора. Имея огромный опыт издательской деятельности, протопресвитер Гавриил Костельник принял на себя хлопоты по изданию православного журнала “Епархиальный православный вестник”. В нем он помещал свои проповеди, объяснял смысл великих православных праздников, а главное — на протяжении 1946–1948 гг. печатал свои давние труды, которые, собственно, и привели его к православному самосознанию. Как благочинный львовских храмов, он был добросовестным помощником первого львовского архиепископа Макария и авторитетным советником для духовенства. Но все это продолжалось недолго. 20 сентября 1948 г. он был убит и отошел ко Господу, как мученик за Истину.

…20 сентября 1948 г. Было около 10 часов 20 минут, когда после богослужения в Спасо-Преображенском соборе Львова Гавриил Костельник возвращался домой. На улице Краковской, метрах в десяти от подъезда дома № 17, к нему приблизился молодой человек и дважды выстрелил из пистолета ТТ. Костельник скончался на месте. Террорист бросился бежать, а когда погоня практически настигла его, сунул ствол пистолета себе под подбородок... Вероятно, самоубийца готовился к роли смертника: под заношенную одежду было поддето новое чистое белье, на шее — образок.

Самое загадочное началось позже. Сразу трое содержавшихся под стражей опознали террориста по фотографии как сына Костельника Иринея (в то время он должен был находиться в Австрии), два арестованных руководителя Львовского областного провода — как боевика, имевшего псевдоним Яворенко, а подпольщица Р. Сабина — как 23-летнего члена Николаевского районного провода Олексу Любинского (Бориса), уроженца села Березное Николаевского района Львовщины. Судя по всему, убийца протопресвитера Гавриила Костельника унес тайну своей личности в могилу.

До сих пор униаты считают Костельника предателем. Но кто же тогда они, как не богоизменники? Ведь, попросту говоря, униаты — это православные священники, которые предали истинную Церковь и из каких-то меркантильных соображений приняли католицизм. Так появилась пресловутая уния. А как следствие — православных христиан выбрасывали из собственных храмов, избивали прямо на городских улицах, множество прекрасных древних православных храмов стали католическими.

Поступок же отца Гавриила — это не предательство, а возвращение в лоно истинной Церкви. И как бы папские “академики” не пытались исказить историю, факт остается фактом: пагубность унии и спасительность Восточного Православия протопресвитер Гавриил Костельник понял не в застенках Народного комиссариата госбезопасности и не в прокурорских кабинетах, а в библиотеках, и главное — во время Божественной литургии в православном храме города Загреба...

За восстановление исторической справедливости этот человек отдал самое дорогое — жизнь.

 Александр Андрущенко

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ukrline.com.ua Mu Rambler's Top100 ya.ts ya.me