Православные храмы

Храм Успения Пресвятой Богородицы (Троещина)

Небольшой деревяный однокупольный храм из брусьев принадлежащий…

Свято-Троицкий храм Китаевой пустыни

Согласно преданию, Китаевская пустынь была основана в ХІІ столетии…

Храм святителя Луки Крымского (при Центре эндокринной хирургии)

19 ноября 2013 года по благословению Блаженнейшего Мирополита…

Публикации

Сайентология или история очередного обмана

“И познаете истину, и истина сделает вас свободными” (Ин. 8, 32) — сказал…

Общими усилиями донесем Слово Божие

Гости, приглашенные на празднование 40-летия Архиерейской хиротонии…

Слава и гордость Новгорода-Северского

История Новгорода-Северского насчитывает 1000 лет и делится на несколько…

35_letie_lvov_soboraИсполняется 60 лет со дня воссоединения греко-католиков с Православной Церковью. 8–10 марта 1946 г. во Львове прошел Собор Греко-Католической (униатской) Церкви, участники которого решили отойти от католичества и вернуться в лоно Православия.

После завершения объединения всех украинских земель, которое жители Западной Украины восприняли как освобождение от векового иностранного порабощения, логически встал вопрос и о церковно-религиозном воссоединении украинского народа, а именно — ликвидации Брестской унии и разрыва с Ватиканом. В то время Бог даровал нашему народу еще один шанс стать духовно единым, а галичанам вернуться к исконной вере своих предков.

Этот процесс не был случайным, как пытается подать кое-кто из современных униатов. Сама история показала бесперспективность любых политических образований, которые государственная власть стремилась привить Церкви — Телу Христову. Уния 1596 г., которая была искусственно насаждена иезуитами при поддержке польского короля с целью окатоличивания и полонизации украинцев, долго не приживалась и сразу исчезала там, где слабело или разрушилось католическое государство.

Галицкая епархия, самая сильная в Украине, держалась до последнего. Если бы не преемница Речи Посполитой — Австро-Венгерская империя, которая законсервировала религиозное положение на этих землях до начала ХХ в., — возможно, мы бы вспоминали об унии как об одной из многих черных страниц в отечественной церковной истории. Победа в Великой Отечественной войне дала возможность восстановить историческую справедливость.

Созыв объединительного Собора стал основной идеей Инициативной группы по воссоединению Греко-Католической с Русской Православной Церковью. Основателями движения стали отец-доктор Гавриил Костельник, настоятель Спасо-Преображенской церкви во Львове (представитель Львовской епархии), отец-доктор Михаил Мельник, генеральный викарий Перемышльской епархии, и отец Антоний Пельвецкий (представитель Станиславской епархии). После воззвания к греко-католическому духовенству в западных областях Украины к Инициативной группе начали присоединяться сотни священнослужителей, которых накануне Собора насчитывалось 997 человек (не присоединились 273). Такое расположение духовенства стало результатом колоссальной просветительской работы, проведенной протопресвитером Гавриилом Костельником. Ранее современников осознав всю безвыходность положения Греко-Католической Церкви, он издал полемические работы, где проанализировал главные отклонения католицизма от апостольского учения и доказал бесперспективность унии в своей сути. В течение 1945–1946 гг. Костельник объехал все деканаты (благочиния) трех униатских епархий, проводя конференции для местных священников.

Собор не мог состояться без участия епископов. По просьбе Инициативной группы Патриарх Московский и всея Руси Алексий І благословил совершить первое присоединение галицкого духовенства к Православной Церкви и хиротонии новых епископов для Самборско-Дрогобычской и Станиславской епархий. Хиротонии были совершены в Киеве 24 и 25 февраля 1946 г. Перед этим вместе с нареченными священниками Антонием Пельвецким и Михаилом Мельником к Православной Церкви присоединились отец Гавриил Костельник с десятью известнейшими священнослужителями Греко-Католической Церкви. Чин присоединения совершил Экзарх Украины Митрополит Киевский и Галицкий Иоанн в Крестовоздвиженской церкви Киево-Печерской Лавры.

8 марта 1946 г. начался исторический Львовский Собор. Прибыло 216 делегатов от трех униатских епархий и 19 светских делегатов. На начало благого дела был отслужен молебен. В президиум вошли протопресвитер Гавриил Костельник, епископы Антоний и Михаил. Православную делегацию представляли епископ Львовский Макарий (Оксиюк), епископ Мукачевский Нестор и управляющий делами Украинского Экзархата протоиерей Константин Ружицкий.

Отец Гавриил Костельник сказал вступительное слово, в частности о мотивах воссоединения. C идеологическо-богословской и исторической точки зрения дело воссоединения было освещено епископом Антонием и протоиереем Иосифом Мариновичем. После докладов отца Иоанна Лоточинского и инженера Павла Дубрака Преосвященный Антоний зачитал письмо от 83-летнего крестьянина Михаила Гапы из села Сетихов Львовского района: “Я, верующий греко-католик Михаил Гапа, узнал о том, что во Львове собрались всечестные отцы решать великое дело — соединение Церквей. Мне довелось дожить до той поры, когда на старости лет буду православным. По случаю этого передаю Собору мой подарок — крест, который прошу принять как символ любви к Православию от имени нас, старшего поколения, и оставить в святом Юре как упоминание о том, что нас принудили принять унию, но в душе мы оставались православными”. В президиум Собора пришли десятки телеграмм от духовенства и верующих Греко-Католической Церкви, в которых были пожелания воссоединиться с Православной Церковью.

На соборных слушаниях было обсуждено множество вопросов, но нужны ли были комментарии, когда шла речь о возвращении к вере своих отцов? Председателем был зачитан проект решения Собора: аннулировать постановления Брестской унии 1596 г.; оторваться от римской (папской) церкви; вернуться к православной вере отцов и дедов; воссоединиться с Русской Православной Церковью. Решение утвердили единогласно. С этого момента отцы-делегаты Собора стали украинскими православными священниками. Первый день Собора закончился пением молитвы “Достойно есть”.

Следующее заседание было посвящено церковно-каноническому оформлению этого важного исторического решения. После раннего богослужения все униатские священнослужители исповедовались и приступили к Святому Причастию. Епископ Макарий совершил чин присоединения к Православной Церкви. Продолжив работу, делегаты обратились к священноначалию Православной Церкви с петицией о принятии Греко-Католической Церкви в молитвенное и каноническое единение с Православной. Этот документ был подписан всеми участниками — уполномоченными от своих церковных административных округов. Были посланы телеграммы Вселенскому и Московскому Патриархам, государственному руководству УССР и Советского Союза, принято “Обращение к духовенству и верным греко-католической Церкви в западных областях Украины”. В дальнейшем, как следствие присоединения к Православной Церкви, были утверждены догматические и дисциплинарные изменения.

На второй день заседаний на Собор прибыл Экзарх Украины Митрополит Киевский и Галицкий Иоанн, которого присутствующие встретили стоя. Протопресвитер Гавриил Костельник передал Экзарху место председателя, отметив, что его миссия начальника Инициативной группы завершилась, и попросил благословения для нововоссоединенной западной ветви Великой Восточной Православной Церкви. Митрополит Иоанн в слове-проповеди указал на любовь во Христе Иисусе в качестве  источника и основы веры и церковного единства. Впоследствии он зачитал телеграмму от Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I. Православная Церковь приняла в свое лоно тех чад, которые насилием были когда-то от нее оторваны.

Знаменательно, что заседания закончились торжественным богослужением в храме святого Юра 10 марта — в первое воскресенье Великого поста, на праздник Торжества Православия, который собрал несколько тысяч богомольцев. Собор 8–10 марта 1946 г. стал прологом новой эры в жизни послевоенной христианской Украины. Православие воистину восторжествовало на всех украинских землях, возобновилась историческая справедливость — все украинцы вернулись к вере Крестителя Руси святого равноапостольного князя Владимира.

Владимир Свистун

Фото Александра Данилевского

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Яндекс цитирования Яндекс.Метрика Mail.ru Rambler's Top100 ukrline.com.ua