Православные храмы

Преображенский храм (при пенитенциарной службе)

Решение о возведении храма при пенитенциарной службе было принято на…

Храм преподобной Марии Египетской (в 7‑м роддоме)

Первая Литургия отслужена в день престольного праздника, 1/14 апреля…

Вознесенский храм Флоровского монастыря

Соборный храм Флоровского женского монастыря на Подоле. Памятник…
Публикации

Архиепископа Ермоген (Голубев). Сраженный, но непобежденный

До 1941 г. архимандрит Ермоген жил на Кавказе, в г. Шуше, затем в Степанакерте,…

О дивное Чудо. Иконография Успения Пресвятой Богородицы

Праздник Успения Пресвятой Богородицы — светлый и радостный для каждого…

Преступление и покаяние. Заметки о тюремном служении

Символично, что подготовка этого материала о миссии Украинской Православной…

“Покаяния отверзи ми двери...”

Blag_sprositjНа вопросы читателей отвечает Блаженнейший Владимир, Митрополит Киевский и всея Украины, Предстоятель Украинской Православной Церкви


?Когда и почему читается канон Андрея Критского?

Великий покаянный канон свт. Андрея Критского читается, согласно Церковному Уставу, в первые четыре дня Великого поста, а также в четверг пятой седмицы Великого поста. Свое название этот канон получил как из-за глубины мыслей, которые он выражает, так и из-за того, что, в отличие от других канонов, он содержит около 250 тропарей (обычные каноны в большинстве случаев вмещают около 30 тропарей).

Святая Церковь установила читать его в начале поста для того, чтобы настроить души верующих на подвиг Великого поста, помочь прийти в покаянное, молитвенное состояние. Этот канон, по словам Синаксария, “поучает всякую душу, к чему благому стремиться и подражать по силе, от чего же злого удаляться и всегда к Богу приходить с покаянием, слезами, исповеданием и другим явным благоугождением”.

На первой седмице чтение канона разделяется на четыре части, чтобы не сразу подвергать верующих тяжелому испытанию, учитывая строгость первой седмицы поста.

Тропари в честь преподобной Марии Египетской, присоединенные к тем частям канона, которые читаются в среду и четверг, учат нас не предаваться отчаянию, даже если мы находимся в плену греха, ибо Господь всегда дает нам возможность искреннего покаяния и освобождения от него.

 

?Почему первая седмица Великого поста является особенно строгой?

Великий пост существовал в Церкви еще со времен апостольских. По древним постановлениям, в течение этого поста нужно было придерживаться строгого ограничения не только в количестве, но и в выборе пищи. Многие из первых христиан в течение всей Четыредесятницы довольствовались лишь хлебом и водой. Однако со временем, учитывая человеческую немощь, такие строгие постановления были постепенно смягчены, и теперь наистрожайшим периодом поста является его первая седмица, а также Страстная седмица, предшествующая Светлому Воскресению Христову.

Подавая нам пример истинного поста и объясняя, что пост является не просто воздержанием от определенной пищи, Святая Церковь отмечает в Уставе, что те, кто способен придерживаться строгого поста, могут ничего не употреблять в первый и второй его день. Трапеза подается в среду после Литургии Преждеосвященных Даров, но не предусматривает вареную пищу или масло. Те же, кто не способен на это в силу определенных обстоятельств, могут есть хлеб и пить квас после вечерни во вторник. Пост существенно послабляется для больных людей, беременных и кормящих женщин, маленьких детей, а также тех, кто занимается тяжелым физическим трудом.

 

?Почему в среду и пятницу совершается Литургия Преждеосвященных Даров?

Литургией Преждеосвященных Даров называется священнодействие, на котором не бывает проскомидии и освящения Даров, а для Причастия используются Святые Дары, освященные ранее, за литургией свт. Иоанна Златоуста или свт. Василия Великого. Именно от такого установления и происходит название этого богослужения.

Свое начало оно берет от времен апостольских. Первоначально запрет на совершение полной литургии в будние дни Великого поста был связан с тем, что Евхаристия в Древней Церкви была неразрывно связана с агапами — вечерями любви.

В условиях необходимости соблюдения строгого поста невозможно было устраивать такие вечери, но, по столь же древнему обычаю, нужно было достаточно часто причащаться, что и стало началом возникновения Чина Литургии Преждеосвященных Даров.

Кроме того, Церковь Христова понимает пост как время покаяния и сожаления о своих грехах, время смирения, а такое состояние нельзя совместить с полной радостью светлого торжества Евхаристии.

Поэтому, стремясь сберечь покаянное состояние души, но вместе с тем не лишая верных возможности причащаться, Святая Церковь установила совершать в среду и пятницу Великого поста Литургию Преждеосвященных Даров.

 

?Как поститься тем, кто занимается тяжелым физическим трудом?

Святая Церковь устанавливает одинаковые для всех верных правила относительно соблюдения поста. Но если в связи с большими физическими нагрузками или по состоянию здоровья человек не может придерживаться поста согласно этим постановлениям, возможно некоторое смягчение правил относительно пищи, которую он может принимать. Церковь не требует ни от кого невозможного, и поэтому с пониманием относится к подобным ситуациям.

Однако не стоит решать вопрос о том, насколько строгим должен быть пост, самостоятельно. В Православной Церкви существует традиция, согласно которой все вопросы, касающиеся строгости соблюдения поста, каждый верующий должен решать со своим духовником или со священником храма, который он посещает. При этом прихожанин должен объяснить причины, в связи с которыми он не может держать пост согласно Уставу.

 

?Откуда берет начало традиция освящения колива в пятницу первой седмицы Великого поста?

Установление Церковного Устава об освящении колива в пятницу первой седмицы Великого поста берет начало от времен императора Юлиана Отступника. Этим Церковь еще раз прославляет Господа, Который явил всем, что пост является богоустановленным делом, а не выдумкой людей.

Нечестивый император, пытаясь уничтожить истинную веру и зная, что в первую неделю Великого поста христиане придерживаются его особенно строго, отдал приказ все, что продается на торжище, окропить идоложертвенной кровью, чтобы все, кто будет есть приобретенное там, осквернились. Но св. вмч. Феодор Тирон, явившись милостью Божией из мира невидимого епископу Евдоксию, рассказал о тайном намерении богоотступника и посоветовал в течение первой седмицы поста употреблять только коливо.

Воспоминая об этом чудесном спасении христиан от осквернения в первую седмицу Великого поста и совершая память великомученика, Церковь установила освящать коливо.

 

?В связи с чем был установлен Чин Торжества Православия?

Чин Торжества Православия совершается ежегодно, в первое воскресенье Великого поста после прочтения часов или перед совершением литургии. Этот чин сложен в память торжества православной веры над иконоборцами в ІХ веке, когда после долгой борьбы между православными и теми, кто отрицал святые иконы, называя их идолами, Православие одержало победу.

На VII Вселенском Соборе еретики были подвергнуты осуждению и анафеме, после чего по городу прошел крестный ход со святыми иконами. Эта традиция провозглашать многолетие верным и вечную память умершим православным, анафематствовать еретиков и совершать крестный ход существует и доныне.

 
Поиск на сайте
Календарь
ukrline.com.ua Rambler's Top100 ya.ts ya.me Mu