Православные храмы

Храм мученицы Татьяны (на Оболони)

Храм размещается в приспособленном палаточном помещении. Первый…

Храм Иерусалимской иконы Божией Матери (в Академии эстрадного и циркового искусства)

Киевская Муниципальная Академия эстрадного и циркового искусства им.…

Храм всех святых воинов

27 апреля / 10 мая 2009 г. освятили Крест на месте строительства…

Публикации

Базилика Рождества Христова в Вифлееме

Базиликой называют архитектурный тип раннехристианских храмов (от названия дома…

Михаил Литвиненко: Я родился христианином...

Известный музыкант и композитор, регент Митрополичьего хора Свято-Успенской…

Передвижная выставка “Мир Божий как Пасха”

Во время Пасхальных праздников в Чернигове остановилась передвижная…

mitropolitПродолжается Великий пост. С каждым годом  от людей все чаще можно услышать, что они постятся. Причины, побуждающие их к этому, самые разнообразные. Для одних — это дань моде или традиции, другие же отвечают: “Люди постятся — и я тоже”. Для третьих — это диета, посредством которой можно избавиться от лишних килограммов, оздоровиться, а заодно и выполнить церковные предписания. Так для чего же мы постимся? Откуда истоки такого, не всем понятного в наше время, явления, которое обязывает христианина к самоограничению?

Пост как самоограничение заповедан человеку Богом. Первой заповедью о посте можно назвать запрещение первым людям есть плоды древа познания добра и зла.

Если мы обратимся к истории, то увидим, что уже в ветхозаветные времена пост был одним из основных элементов аскетической жизни. Люди постились по разным причинам. Одни — в знак покаяния перед Богом за совершенные ими проступки, другие, например пророки и учителя богоизбранного народа, — перед выходом на проповедь и служение. Постились и цари, и простые люди для того, чтобы примириться с Богом, принести покаяние и проявить свою любовь к Нему через воздержание и самопожертвование.

Из Нового Завета мы знаем, что Господь наш Иисус Христос начал Свое общественное служение с того, что после крещения в иорданских водах уединился в пустыне и провел там в посте и молитве сорок дней и сорок ночей. Иисус Христос, Сын Божий, по своей человеческой природе, подобно всем нам, нуждался в подкреплении, в духовной и телесной подготовке ко Своему служению.

Пост, соединенный с молитвой, стал неотъемлемой частью жизни учеников Христа — апостолов, которые передали это драгоценное сокровище Церкви, а через нее — каждому из нас в частности.

Сегодняшний наш разговор — о взгляде на пост с точки зрения телесного воздержания.

В современной практике пост — это, прежде всего, воздержание от так называемой скоромной еды, то есть продуктов животного происхождения.

Однако и относительно внешней стороны поста стоит помнить, что пост — это воздержание. И это воздержание должно быть не только в неядении скоромных продуктов, но и в количестве постной еды. Да и некоторые постные продукты являются такими лишь относительно. Еда поста должна быть, прежде всего, простой, а мы — непритязательными. Во время поста запрещается употребление алкоголя и рекомендуется воздержание в брачных отношениях.

Постясь, следует помнить, что отказ от употребления скоромной еды — это не самоцель, а только средство. Вместе с молитвой пост  призван умягчить зачерствевшие сердца, вымести из них весь сор житейской суеты, ведь на пороге стоит Христос и стучит в двери нашего сердца. Цель поста — утончить наши чувства, чтобы мы услышали этот стук и своевременно открыли двери.

Есть люди, для которых телесный пост либо смягчается, либо вообще отменяется, если этого требует состояние здоровья или жизненные обстоятельства.

Существует много причин, по которым человек может не придерживаться телесного поста. Это болезнь, старость, бедность. Пост предназначен для людей здоровых, для укрощения нравов; для больных же постом является уже сама болезнь. Ценя здоровье как дар Божий, Церковь никогда и никого не призывала нарушать рекомендации врачей, если те запрещали отказываться от скоромного.

Кроме того, нельзя заставлять поститься маленьких детей. По мере их возрастания нужно воспитывать в них сознательное отношение ко всему, что существует в Церкви: к богослужению, молитве и посту. Можно приучать детей к определенному воздержанию в еде, но делать это постепенно.

Постясь телесно, надо придерживаться золотой середины. Один из древних подвижников благочестия, отвечая на вопрос о границах поста, сравнивал человеческое тело с ослом: “Если перекормишь его, — говорил он, — то осел начинает брыкаться, если не докормишь — падать”. Аминь.

Проповедь Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и всея Украины

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ukrline.com.ua Mu Rambler's Top100 ya.ts ya.me