Православные храмы

Храм великомученицы Екатерины (на Лукьяновском кладбище)

С XIX в. на Лукьяновском кладбище был деревянный храм вмц. Екатерины.…

Храм святителя Николая Мирликийского (у Дарницкого вокзала)

Освящение места закладки храма состоялось в день престольного…

Храм апостола и Евангелиста Иоанна Богослова (на Позняках)

Первая служба состоялась в мае 1997 г. Богослужения проходили в…
same-te.com
Форум о дверях и замках. Отделка дверей и остекление балконов
same-te.com.ua
goodlive.com.ua
Асфальтирование (ремонт) дорог, площадок. Быстро,качественно, недорого
goodlive.com.ua
Тут
Торговое оборудование цветы выгодно. Все актуальные предложения о продаже
camellia.ua

Публикации

Вера. честь. Мужество. І Всеукраинский Александро-Невский молодежно-патриотический съезд

По благословению Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и всея Украины,…

Все содействует ко благу

“Знаем, что любящим Бога все содействует ко благу” (Рим.8,28). Эти слова…

Социальная значимость больничных церквей

Православная церковь с глубокой тревогой констатирует, что народы, традиционно…

Mihajlovskij_zlatoverrhijРасположен на Михайловской горе. Действовал в XIV—XX вв. Уникальный монастырский ансамбль почти полностью уничтожен в 1930-е годы, восстановлен в конце 1990-х (ул. Трехсвятительская, 6).

Кое-кто из исследователей полагает, что монастырь вокруг Михайловского Златоверхого собора был основан еще в домонгольский период. Однако преобладает мнение, что это событие произошло где-то в конце XIV в., поскольку первое документальное упоминание о монастыре приходится на 1398 г. С конца XV в. известны первые имена михайловских игуменов (Иван Смольнянин и Гришко Попович). В 1523 г. монастырь грамотой Сигизмунда I был объявлен в ведении киевского воеводы и митрополита.

С момента принятия Брестской унии 1596 г. монастырь ощущал постоянную угрозу перехода в руки униатов. Грамоту Сигизмунда III на монастырь униатский митрополит Ипатий Потий получил в 1612 г., но она могла вступить в силу только после смерти тогдашнего михайловского игумена Иоасафа, который пережил Потия, умерев только в 1618 г. Когда же следующий митрополит Иосиф Рутский все же попробовал захватить монастырь, это закончилось трагически для униатов: исполнителя этого поручения Антония Грековича казаки утопили в Днепре. Михайловская же братия выбрала игуменом выдающегося ученого Иова Борецкого.

В 1620 г. Борецкий был посвящен Иерусалимским патриархом Феофаном в православного митрополита Киевского, и с тех времен Михайловский монастырь стал резиденцией митрополита. Но не надолго: уже преемник Борецкого Исайя Копынский был свергнут с должности митрополита Петром Могилой, который перенес кафедру в Софийский собор. Покидая Киев, Копынский в 1635 г. ограбил монастырь, и на несколько лет обитель утратила перворазрядное значение. Вернуть авторитет ей удалось только после того, как игуменом в 1655 г. стал Феодосий Софонович. Он управлял монастырем более 20 лет, умудряясь получать льготы одновременно от украинских гетманов, польских королей и московского царя.

После окончательного перехода Киева под власть Московского государства Михайловский монастырь начал быстро расширяться. В 1713 г. появилась новая каменная трапезная, в 1720 г. — каменная колокольня. В то же время отремонтирован и расширен главный храм, в 1740-е годы он снова перестроен, монастырь окружен каменной оградой, в которую в 1760-е годы были включены пышные Экономические ворота. От каждого нового царя или царицы обитель получала дорогие подарки, а с 1734 г. михайловские игумены носили титул архимандритов.

После секуляризации в 1786 г. монастырь утратил почти все земельные владения, однако был отнесен к первому классу (то есть остался одним из наиболее почитаемых). При настоятеле Феофане Шиянове (основавшем под Киевом скит — будущую Феофанию) была построена первая деревянная гостиница, а также расписан (в 1808 г.) Златоверхий собор. Аналогичные мероприятия продолжали и преемники Феофана — Ириней Фальковский, Порфирий Успенский, Иннокентий Борисов. Благоустройство монастыря постепенно росло. В середине XIX в. началось строительство каменных келий, сооружен вместо деревянного каменный архиерейский дом с домовой "Крестовой" церковью св.Николая (1856, архитектор Павел Спарро). В 1857—58 гг. возводится первый корпус гостиничного комплекса с домовой церковью Смоленской Божьей Матери (последующие корпуса сооружены в 1883 г. Владимиром Николаевым и в 1907 г. Евгением Ермаковым). В 1871 г. появляется деревянная часовня над Богоявленским колодцем, к которому на праздник Богоявления совершается крестный ход для освящения воды. А уже в 1872 г. на территории монастыря действовал водопровод. Последними большими постройками Михайловской обители стали Пантелеймоновский собор в Феофании и Ильинская церковь на Жилянской улице.

С конца 1918 г. в зданиях монастыря располагаются войска (гайдамаки Директории, советские танковые отряды), в 1919 г. — Укрсовнархоз. С 1922 г. комплекс отдан под общежития киевских вузов, которые создали здесь студенческий городок (КУБУЧ). В то же время собор содержался за счет религиозной общины. В 1930 г. храм собирались передать КУБУЧу для организации клуба, но начали протестовать охранители памятников. В начале 1931 г. памятники монастыря были переданы под опеку Киевской краевой инспекции по охране памятников.

История преступного разрушения ансамбля Михайловского Златоверхого монастыря теперь широко известна. Под предлогом строительства Правительственного центра на протяжении 1934—36 гг. были взорваны колокольня, собор, Экономические ворота и дом архиерея с домовой церковью св.Николая. Сооружение, проектировавшееся на месте монастыря, так и не начали строить. Во время нацистской оккупации здесь был организован концлагерь для пленных красноармейцев.

Монастырь возобновил свою деятельность в1994 г. В том же году на его территории развернулись археологические раскопки. В 1997 г. отстроена часть ограды с Экономическими воротами, в 1998 — закончена колокольня и начерно возведен собор. Обитель подчинена патриарху УПЦ-КП (который является ее священноархимандритом), управляется наместником (первым был епископ Вышгородский Даниил, с 2000 г. — епископ Переяслав-Хмельницкий Димитрий (Рудюк)). В монастыре функционирует Киевская духовная академия и семинария УПЦ-КП.

Литература: Дегтярьов М., Реутов А. Михайлівський Золотоверхий монастир.— К., 1997.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Яндекс цитирования Яндекс.Метрика Mail.ru Rambler's Top100 ukrline.com.ua