Православные храмы

Часовня преподобного Нестора Летописца (университет права НАН Украины)

Строительство и освящение часовни стало результатом совместных усилий…

Храм святителя Николая Мирликийского (на Троещине)

Строительство начато летом 2008 г., первая Литургия была отслужена…

Храм преподобного Серафима Саровского в Пуще-Водице

Вопрос о строительстве церкви для Пущи-Водицы встал вскоре после…
Шины 16.9-24
Стоимость услуг по шиномонтажу и хранению шин. Производитель шин
radialhilo.ru
Рейтинг букмекерских контор
Рейтинг известных людей
officialbookmakers.ru
Транспортер москва
Оригинальные и БУ запчасти для авто Фольксваген Транспортер. Доступные цены
snab-msk.ru

Публикации

Дорого яичко ко Христову дню

Восход солнца в день Пасхи — поистине удивительное зрелище. Тот, кто не проспит…

“Во иордане крещающуся Тебе, Господи...”

По великой любви к людскому роду пришел на землю Сын Божий, принял на Себя…

За души детей мы ответим Богу

Дети — не случайное приобретение, мы отвечаем за их спасение. Родители не…

Pokrovska_na_Otradnom_Mamaeva_slobodaВ 1993 году Киевский городской совет закрепил за Центром народоведения «Казак Мамай» земельный участок по улице Михаила Донца, 2. Вскоре здесь было поставлено небольшую деревянную Покровскую часовню, воссозданную по одному из рисунков Тараса Шевченко. Ее освятил 14 октября 1994 Предстоятель УАПЦ Патриарх Димитрий. Свое существование часовня прекратила (через умышленный поджог) 1998 года.

В тот же день Патриарх Димитрий совершил также и чин закладки деревянной (из сосны) трехъярусной церкви с колокольней, высотой 13 метров, в честь Покрова Пресвятой Богородицы, - церкви, подобной той, что находилась на Запорожской Сечи во времена освободительной борьбы гетмана Богдана - Зиновия Хмельницкого.

Козацкая церковь рассчитана на одновременное пребывание в нем до ста молящихся. Возведение церкви началось осенью 2000 года, а завершилось осенью 2002 года. Строительство церкви осуществлялось реставрационными чертежам мастерами из г. Яворов Львовской области под руководством бригадира плотников Ивана Кота. Храм стоит по широте «восток-запад» практически на одной линии со Успенским собором Киево-Печерской лавры.

Это первая в Украине казацкая церковь, построенная в новом тысячелетии. Она представляет собой копию храмов казацкой архитектуры, которые в большом количестве существовали в XVII веке на Среднем Приднепровье.

В 1775 году по приказу императрицы Екатерины II русские войска вероломно разрушили Запорожскую Сечь после чего казачьи церкви в Украине уже не строились. Поэтому и создан в Киеве, в семи километрах от Крещатика, сбоку исторического истока реки Лыбидь, казацкий поселок XVIII века «Мамаева Слобода» для утверждения извечного стремления украинцев жить на дедовской земле собственным национально-культурной жизнью.

Pokrovska_na_Otradnom_Mamaeva_sloboda_hramХрам является жемчужиной украинского церковного зодчества, ярким памятником художественного наследия прошлых веков, уникальный образец деревянного тризрубной и трехъярусной казацкой церкви. В интерьере церкви открыто подкупольное пространство, которые соединены широким прямоугольным вырезом, при западной стене бабинца расположены хоры. В притворе находится балка перекрытия, на котором устроена паникадило с 33-ю свечами - как символ лет жизни Господа нашего Иисуса Христа. В западной стене бабинца на уровне существующих хоров есть косяки дверные отверстия, через которое выход на балкончик над крыльцом. В ХVII-ХVIII веках небольшое пространство церкви мог вместить только избранных казаков и старшин, поэтому с подобных балкончиков, в всего Войска Запорожского Низового могли обращаться с проповедями церковные иерархи.

Церковь - тридильна-этажное, относится к популярному типу украинского деревянного зодчества. Этот тип в свое время стал основой для многих формально-художественных комбинаций, поскольку по разным причинам подвергался в отдельных строительных цехах разнообразным художественным изменениям. Следовательно, каждая деревянная тридильна-трехъярусная церковь отмечается своими особыми чертами.

Реконструированная за реставрационными обмерами ставропигийные казацкая церковь Покрова Пресвятой Богородицы сохранила прадедовский архетип архитектурно-пространственного построения - широкий центральный сруб в плане неф имеет правильную квадратуру, а срубы в плане бабинця и алтаря построены в форме смягченного квадрата. Все три сруба церкви одинаковой формы, покрытые полусферическими барокальнимы маковками, установленными на восьмигранных с одним заломом барабанах, которые ритмично сужаются кверху. Маковки увенчаны декоративными главками с казацкими Богородичными крестами. Центральный крест называется «Солнце Славы», в основе его лежит полумесяц - как символ Приснодевы Марии, - из которого поднимается крест в виде «дерева жизни», обильно украшенного цветами цветами Богородицы - лилиями. Верховья креста украшает Коронованное солнце. Богородичный крест «Солнце Славы» символизирует победу Девы Марии, которая подарила нам Спасителя. Центральная макушка немного выше боковых. По периметру церкви расположено широкое крыльцо (опасение), которое опирается на резные кронштейны - это древним элементом деревянной казацкой церконнои архитектуры обоих берегов Днепра (подобные элементы должны древнейшая церковь в Чернигове, деревянная церковь Рождества Богородицы на Дальних пещерах Киево-Печерской лавры, церковь Архистратига Михаила в селе Суботов, Покровская церковь Запорожской Сечи на Никитином Роге и другие). Крыша церкви и колокольни перекрыт гонтом (деревянная черепица средневековья). Стены сруба открыты, и мы можем почувствовать дыхание дерева XVIII ст.

 Колокольня

К западу от церкви стоит деревянная трехъярусная колокольня, квадратная в плане, увенчанная куполом, над которым возвышается крест «Солнце Правды» - как символ Господа нашего Иисуса Христа. Построенная, как и церковь, в период 2000-2002 годов. Первый, второй и третий ярус ее рубленые - сложенные из брусьев. Третий ярус имеет прямоугольные отверстия для колоколов, которых с главным колоколом «Благовестом» тринадцать. Ярусы сообщаются внутренними деревянными лестницами. Церковные лестницы сложены из толстых досок (плах): по мировоззренческим представлениям того времени, с плах делали место казни преступников (отсюда известное выражение - «сойти на плаху"). Таким образом, символически человек должен был пройти путь искупления, поднимаясь в храм по такой лестнице, осознать греховность свою жизнь и покаяться.

Интерьер церкви

Пышный барочный иконостас и интерьер для нового храма изготовили резчики из Киева - Ф.А. Воропай, и Львов - И.А. Бабийчук, украсив его Богородичными мотивами (лилиями, а также резьбой виноградной лозы и листьев аканта). Львиную долю икон, в стиле так называемого Мазепинского барокко, написал киевский художник Александр Цугорка.

Видным образом храма, написанным Александром Цугорка, является икона «Богородица Слободская Царица Казацкая». По свидетельству Михаила Грушевского, подобная икона еще до 1897 года находилась в родовой Михайловской церкви гетмана Богдана Хмельницкого, в селе Суботов. Также в отделке храма принимали участие художники С. Герасименко, Д, Белянский, В. Недайборщ, О, Кудрявченко.

 Освящение и статус храма

Настоятель храма протоиерей Роман Фурдин.

На освящении 8 августа 2003 четырех кованых крестов (Крест «Солнце Правды» и трех крестов «Солнце Славы») перед установкой их на церковных куполах присутствовали священнослужители УПЦ КП, УАПЦ и УГКЦ, представители властных структур и общественных организаций, а также многочисленные жители Отрадного. Возглавлял это торжественное событие Предстоятель УПЦ КП Патриарх Филарет.

Он же 14 октября того же года совершил торжественный чин освящения первой казацкой церкви в новом тысячелетии. Того дня отмечалось большой церковный праздник Покрова Пресвятой Богородицы и государственный праздник - День Украинского казачества-вот сразу по окончании Божественной Литургии под стенами новоосвященном храме состоялась Великая Рада Украинского казачества, на которой делегаты, съехавшиеся сюда со всей Украины, единогласно переизбрали гетманом Украины гвардии генерал-лейтенанта И. Биласа на очередной срок. Казаки также торжественно посадили рядом с церковью привезенный ими желудь из знаменитого тысячелетнего Хортицкого дуба, как символ мощи и бессмертия украинской-казацкой нации.

Учитывая непреходящее значение церкви Покрова Пресвятой Богородицы в возрождении национального достоинства и уважения дедовских стремлений быть на собственной земле хозяевами, 23 сентября 2004 года Патриарх Киевский и всея Руси-Украины Филарет издал Указ о предоставлении казацкой церкви статуса Ставропигии в составе Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата. В память о 230 годовщине произвольного разрушения войсками Екатерины II Запорожской Сечи, 14 октября 2005 года рядом с ставропигийной казацкой церковью Покрова Пресвятой Богородицы был установлен пантеон из 38 каменных крестов, изготовленных из степного песчаника, на которых отчеканен названия всех тридцати восьми куреней Войска Запорожского Низового. Памятные знаки были торжественно освящены епископом Белоцерковским (УПЦ КП) Александром.

На Крещение 2005 храм посетил Президент Украины Виктор Ющенко. Вторично Президент Украины прибыл на Крещение 19 января 2006 года с членами Кабинета Министров Украины и другими официальными лицами. По окончании Божественной Литургии в ледяной Иорданской воде, в проруби, вырубленной в озере, рядом с казацкой церковью купались братья Виктор и Петр Ющенко, Юрий Ехануров, Виктор Балога, Александр Киреев и Игорь Лиховый, городской голова Александр Омельченко, директор Центра народоведения «Казак Мамай »Константин Олейник, а также все желающие.

mamajeva-sloboda.ua

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Яндекс цитирования Яндекс.Метрика Mail.ru Rambler's Top100 ukrline.com.ua