Православные храмы

Храм Рождества Пророка Иоанна Предтечи (на территории института Национальной академии внутренних дел)

Храм построен на территории учебно-научного института подготовки…

Введенский обыденный храм (на Теремках-1)

Введенский храм на Теремках-1 — первый (и пока единственный) в…

Свято-Троицкий храм Китаевой пустыни

Согласно преданию, Китаевская пустынь была основана в ХІІ столетии…

Публикации

Прийдіть до мене всі...

Один господар приготував велику вечерю і заздалегідь запросив гостей. Але коли…

Таинство Священства

Священное Писание Нового Завета званием священства удостаивает всех христиан.…

Международная конференция “Перед лицом глобализации”

23 марта в Челоковицах, предместье Праги, завершила работу конференция “Перед…

Vladimirskij_soborОбразец русско-византийского стиля в храмовой архитектуре Киева. Выдающийся памятник религиозного искусства конца XIX в., крупнейшее собрание монументальных произведений Виктора Васнецова. В наше время — кафедральный собор УПЦ-КП (бульвар Тараса Шевченко, 20).

Идея митрополита Филарета (Амфитеатрова) о возведении в Киеве собора во имя святого равноапостольного князя Владимира была официально утверждена Синодом и Николаем I в 1852 г. Тогда же начался сбор средств, и до 1859 г. было накоплено около 100 тыс. руб., и еще Киево-Печерская Лавра пожертвовала миллион штук кирпича.

Для осуществления работ по сооружению храма был создан "Временный строительный комитет", заказавший проект Ивану Штрому. Однако его колоссальный крестовый в плане, с тринадцатью куполами проект требовал значительных средств для реализации. Собранных пожертвований не хватало, а император Александр II отказывал в ссуде, считая, что "памятник народный, поэтому государственных средств на его сооружение тратить не следует". В 1861 г. епархиальный архитектор Павел Спарро значительно уменьшил проект, оставив только семь куполов, но от руководства строительством отказался, ссылаясь на большую занятость. Но заказчику строительства, киевскому митрополиту Арсению (Москвину) проект показался недостаточно большим. Тогда работы были поручены Александру Беретти, который внес в проект противоположные коррективы — оставив очертания храма почти без изменений, увеличил его размеры в полтора раза. Именно по этому проекту собор был заложен в день св.Владимира 15 июля 1862 г.

Через четыре года, когда здание почти закончили, в сводах и арках нижнего объема появились трещины, вследствие чего А.Беретти был устранен от руководства строительными работами. Пока искали виновных и рассматривали различные проекты спасения собора, прошло еще десять лет, на протяжении которых строительство не велось, а функции архитектурного наблюдения были формально возложены на Штрома, Михаила Иконникова, Василия Дейнеку. Лишь в 1875 г. император Александр II, находясь в Киеве, обратил внимание на этот "долгострой" и распорядился немедленно с ним покончить. Уже в следующем году Рудольф Бернгард, известный специалист в области сооружения сводчатых зданий, составил окончательный проект, за воплощение которого взялся Владимир Николаев. Ему удалось ликвидировать аварийную ситуацию и в 1882 г. завершить строительство, которое, таким образом, продолжалось 20 лет. Оформительские работы продолжались еще 14 лет. В церемонии торжественного освящения храма 20 августа 1896 г. приняли участие Николай II и митрополит Иоанникий (Руднев).

Собор является классическим примером русско-византийского стиля. Прямоугольный в плане, трехапсидный, с развитым трансептом, он имеет оригинальный семикупольный силуэт, выразительное моделирование деталей экстерьера. Главными темами фасадов являются размещенные в два яруса высокие окна-трифории и бифории, а также закомары, обрамленные широкими архивольтами. Над арками порталов размещены мозаичные изображения святых Владимира, Ольги и Александра Невского, выполненные по эскизам Васнецова. Двери украшены бронзовыми барельефами фигур княгини Ольги и князя Владимира (скульпторы Роберт Бах и Гуго Залеман). В боковых апсидах на первом этаже размещены жертвенник и диаконник. Северный придел на хорах посвящен свв. Борису и Глебу, южный — св.Ольге.

Интерьер собора в псевдорусском стиле проектировал первоначально тот же Николаев, но этой работой заинтересовался Адриан Прахов, который, использовав свои правительственные связи, добился в 1885 г., чтобы росписи собора, программа которых кардинально расходилась с официальной, велись по его проекту и под его руководством. К работе были привлечены Виктор Васнецов, Михаил Нестеров, Павел и Александр Сведомские, Вильгельм Котарбинский, Михаил Врубель, ученики школы Мурашко. Именно Прахов, объединив вокруг собора ведущих отечественных художников, видел в создании образа Храма особый духовный смысл. В культурной жизни России строительство Владимирского собора стало действительно великим событием, знаком осмысления истоков христианства и государственности на землях Российской империи.

В 1929 г. собор закрыт и превращен в Музей антирелигиозной пропаганды. В декабре того же года колокола собора (около 1100 пудов) переданы на нужды индустриализации. В 1943 г. собор стал кафедрой митрополита Киевского, Галицкого и всея Украины (ныне — патриарха Киевского и всея Украины-Руси).

Святынями собора являются мощи св.Варвары и св.Макария, до 1930-х годов находившиеся в Михайловском Златоверхом соборе.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ukrline.com.ua Mu Rambler's Top100 ya.ts ya.me