Православные храмы

Свято-Троицкий собор на Троещине

Приходской храм Выгуровщины-Троещины. В ХІ — ХІІІ вв. между Троещиной…

Покровская часовня (в Юридическом лицее, на Воздухофлотском проспекте)

Часовня в Юридическом лицее им. Я.Ю.Кондратьева при Киевском…
Публикации

“Первоочередная задача — созидание душ человеческих, а потом уже благоустройство храма”

Свято-Успенский храм в микрорайоне Терновка г. Николаева больше напоминает…

Девочка со спичками

Морозило, шел снег, на улице становилось все темнее и темнее. Это было как раз…

Святая благоверная царица Тамара

Святая Тамара Великая родилась около 1165 г. Она происходила из древней…

Трехсвятительская церковь (Святого Василия на Великом дворе)

trehsvyatitelskaya cerkov svt VasiliaКаменная церковь, построенная в 1185 г. Не позднее XVI в. переосвящена на Трехсвятительскую. Уничтожена в 1935 р. Находилась на месте нынешнего здания Министерства иностранных дел (ул. Десятинная, 2).

Храм сооружен князем Святославом Всеволодовичем. В 1185 году "освящена была церковь святого Василия, что стоит в Киеве на Великом дворе, великим освящением месяца января в первый день". Храм освящали митрополит Никифор и Никифор, епископ юрьевский, а также печерский архимандрит Василий. Церемония была чрезвычайно торжественной, поскольку была назначена на праздник Василия Великого. Она закончилась пиром, на который было приглашено не только "все священство", но и "киевляне".

Размеры храмы никоим образом не отвечали размеру торжества. Церковь св.Василия была маленьким четырехстолпным однокупольным сооружением 12,8 м в ширину и 17,9 м в длину. С востока выступали три полукруглые апсиды. Входы в церковь были только с юга и запада, северного портала не было. Фасады расчленены "романскими" полуколоннами и кое-где украшены выложенными из кирпича крестами. К сожалению, о внутреннем убранстве ничего не известно. Осталось невыясненным даже, были ли в церкви хоры.

В общих чертах это был типичный храмик киево-черниговской школы второй половины ХII в. Однако некоторые особенности плана позволяют предположить, что церковь имела стройный силуэт, образованный при помощи системы ступенчато-возвышающихся сводов и арок, что роднило бы ее с памятниками 1190—1200-х годов. Своды и западная пара столбов исчезли еще до конца XVII в., поэтому прямых свидетельств об их конструкции нет.

Предположение о первоначальном назначении Васильевской церкви, как "дворцового" храма, обслуживающего придворный быт, сомнительно. Участие в освящении печерского архимандрита скорее говорит в пользу того, что Святослав подарил часть Великого двора для устройства монастыря. В 1231 г. среди киевских игуменов, принимавших участие в посвящении ростовского епископа Кирилла, упоминается и "Афанасий Васильевский". Древние пещеры монастырского типа были найдены под Трехсвятительской церковью в 1838 г.

Когда и по какому поводу церковь переосвящена в честь Трех Святителей, неизвестно. Три святителя — это святые Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст, самые главные учителя вселенской Церкви. Св.Василий Великий входит в их число, так что почитанием его памяти не пренебрегли. Только храмовый праздник был перенесен с 1 на 31 января. В документах XVI—XVII вв. церковь фигурирует то под одним, то под другим именем.

В 1533—34 гг. церковь упоминается как Васильевская. В 1573 г. заброшенную на то время Трехсвятительскую церковь с принадлежащими ей землями выпросил в пожизненное владение крестовоздвиженский священник Филипп Одоний. Однако в 1614 г. ее (под именем Васильевской) отобрал у него киевский подвоевода и передал священнику подольской Воскресенской церкви Ивану Юзефовичу, перешедшему в унию. В 1624 г. казаки утопили Юзефовича в Днепре, но 6 февраля 1626 г. церковью вновь завладели униаты.

В июле 1633 г. Трехсвятительскую церковь у униатов отобрал Петр Могила. Она была хотя и не в наилучшем виде, но целая и действующая. В 1638 г. Могила передал ее игумену Братского монастыря Софронию Почасскому с обязательством содержать и ремонтировать ее. В 1640 г. игумен ездил собирать пожертвования в Москву и получил от царя Михаила Федоровича на строительные нужды "соболей на сто рублей". Однако между 1658 и 1660 гг. церковь сгорела, утратила купол и своды, и московский гарнизон переделал ее в хлебный амбар.

В 1688 г. митрополит Гедеон Святополк-Четвертинский пытался получить разрешение разобрать Васильевскую церковь на кирпич для ремонта Софийского собора, а игуменья женского Михайловского монастыря одновременно хлопотала, чтобы переделать запущенный храм на собор своего монастыря. Ни один из этих планов не осуществился, и церковь простояла в развалинах до 1695 г.

Следующий митрополит Варлаам Ясинский в 1695 г. начал капитальную реставрацию древнего храма, завершившуюся лишь в 1707 г., на средства генерального судьи Василия Кочубея. В это время пристроили с запада граненый "бабинец" — притвор с хорами, над средней частью соорудили своды с куполом на граненом барабане и еще две маленькие главки над притвором и алтарем. Здание стало напоминать традиционные украинские трехкупольные церкви. Фасады получили сочную обработку в стиле "казацкого" барокко. Таким храм изображен на гравюре Илариона Мигуры 1707 г.

Тогда же Варлаам Ясинский основал при Трехсвятительской церкви мужской монастырь — скит для старых и больных монахов. Скит просуществовал до 1775 г., когда он был закрыт. Однако подворье и постройки на нем оставались собственностью Софийского монастыря до 1786 г.

Следующая реставрация была осуществлена в 1760-ые годы на средства, собранные на Запорожской Сечи. Она придала церкви тот элегантный силуэт, который обращает на себя внимание на старых панорамах. Вместо малых куполов на западном и восточном фасадах появились выгнутые криволинейные фронтоны, с юга пристроен низкий придел Нерукотворного образа с крохотной главкой на востоке. Внутри поставлен красивый иконостас в стиле рококо с позолоченной резьбой по вишневому полю.

В 1786 г. в древней южной апсиде устроен придел Покрова Богородицы, который должен был заменить упраздненную Покровскую церковь. Тогда же Трехсвятительская церковь сделана приходской и приписан к ней приход Покровской. В 1826 г. церковь ремонтировалась на средства поручика Анненкова.

В 1888 г., в связи с 900-летием Крещения Руси, церковь отремонтировали и вновь переименовали на Васильевскую, поскольку тогда считалось, что древнее здание если и не является именно той первой Васильевской церковью, сооруженной Владимиром Святославичем, то по крайней мере стоит на том же месте. В 1880-х годах Владимир Николаев соорудил возле храма здание Второго женского духовного училища (позже надстроен и расширен, ныне — ул. Десятинная, 4-6). По его же проекту в 1904 г. при церкви возведена кирпичная колокольня.

Советские органы зарегистрировали приходскую общину при Старокиевской Василевской церкви в сентябре 1920 г. Позже храм был передан обновленческой ("синодальной") общине, потом закрыт. Колокольня разобрана в 1929 г., а сама древняя церковь — летом 1935 г. с целью постройки на ее месте нового Правительственного центра. К большому сожалению, перед уничтожением памятник даже не удалось детально исследовать.

Андрей Реутов

 
Поиск на сайте
Календарь
<Апрель 2012>
ПнВтСрЧтПтСбВс
      
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      
ukrline.com.ua Rambler's Top100 ya.ts ya.me Mu