Православные храмы

Церковь великомученика Георгия Победоносца (у южного вокзала)

Молебен и закладка первого камня в основание стройки состоялись 4/17…

Храм святителя Михаила, первого митрополита Киевского (в центральной клинической больнице)

У Центральной клинической больницы более, чем 100-летняя история. 24…

Храм преподобного Сергия Радонежского (на «Даче Кулиженко»)

Освящение закладки храма архиерейским чином состоялось 9 / 22 ноября…

Публикации

Приезд епископов Поместных Церквей свидетельствует о единстве нашей веры

Более 70-ти архиереев Вселенского Православия приняли участие в торжествах по…

Семь Столпов Православия. Пято-Шестой Трулльский Собор

Исторически сложилось так, что ни Пятый, ни Шестой Вселенские Соборы не…

Под монастырской сенью

По благословению Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и всея Украины,…

AndreeevskaШедевр архитектуры барокко в Киеве. Одна из лучших работ прославленного архитектора Франческо Бартоломео Растрелли (Андреевский спуск, 23). В наше время — музей и действующий храм.

В XVII в. в окружении киевского духовенства возникла версия, что именно на этом месте апостол Андрей Первозванный, путешествуя в Рим, будто бы поставил крест и сделал пророчество о грядущем основании здесь одного из самых значительных средоточий христианства. Эта легенда, помещенная в "Повести временных лет", отражает церковно-политическую ситуацию конца XI в. и связана с возникновением Андреевского Янчина монастыря.

По крайней мере с конца XVI в. на этом месте существовала деревянная Крестовоздвиженская церковь, история которой крайне запутанна и доныне не выяснена. Дело в том, что эта церковь несколько раз разрушалась и переносилась с места на место. Та, которая в конце концов оказалась на месте современной Андреевской, сгорела в 1676 г. "от пушечной стрельбы" во время нападения крымских татар. С этого времени церковище обозначалось большим деревянным крестом, который, вероятно, и послужил причиной того, что "Андреевскую легенду" связали именно с этим местом.

В 1690 г. сюда была перенесена деревянная Богоявленская церковь из Братского монастыря, где как раз в это время начиналось строительство большого каменного собора. На новом месте она была освящена как Андреевская. В 1724 г. эта церковь развалилась "от великих ветров". Намерение магистрата восстановить храм в 1735 г. не осуществилось из-за русско-турецкой войны — на этом месте был возведен бастион Старокиевской крепости.

В 1744 г. Киев посетила императрица Елизавета Петровна, которой пришла мысль разместить в Киеве свою летнюю резиденцию. Не без подсказки киевского духовенства она собственноручно заложила церковь апостола Андрея на нынешнем месте. Церковь должна была быть придворной — то есть рассчитанной на членов императорской семьи и царедворцев. Уже в 1745 г. архитектором Иоганном Шеделем и военным инженером Даниилом Дебоскетом был составлен первый проект храма. Однако императрица отклонила его в пользу проекта своего придворного архитектора Растрелли, завершенного им в 1748 г. Для выполнения работ в Киев еще в 1747 г. был направлен московский архитектор Иван Мичурин вместе с целой "архитектурной командой", деятельность которой оказала немаловажное влияние на развитие киевской архитектуры.

После некоторой задержки, вызванной нежеланием киевского духовенства снимать "андреевский" крест, сооружение церкви началось летом 1749 г., и уже в начале 1753 г. было вчерне закончено. Мичурин вынужден был соотносить проект Растрелли с реальной местностью, вследствие чего внес в него много дополнений — именно он спроектировал двухэтажное здание — стилобат под храмом и построил лестницу на паперть вместо спроектированного Растрелли пандуса. Своды и купола во время отсутствия Мичурина строили под наблюдением архитектора Андрея Квасова.

Андреевская церковь занимает выдающееся место в творческом наследии Растрелли. Среди немногих церковных построек архитектора она выделяется завершенностью композиции и совершенными пропорциями. Поражает также гармоничное сочетание сооружения с естественным ландшафтом, что делает ее важным градостроительным элементом. Андреевская церковь стала одним из первых образцов профессиональной архитектуры на землях Восточной Украины. После ее постройки стиль позднего барокко, который точнее можно определить как "елизаветинское рококо, стал господствующим в украинской архитектуре.

План церкви подобен латинскому кресту, который пересечен диагональным "андреевским" крестом, образованным угловыми пилонами — контрфорсами. Храм завершает массивный центральный купол и четыре изящных декоративных башенки над контрфорсами. Вместе они образуют пятиглавую постройку московского типа. Длина храма 32 м, ширина 23 м, высота над уровнем террасы — 40 м. В качестве источника композиции Андреевской церкви обычно называют московский храм Успения на Покровке конца XVII в., однако гораздо ближе к ней композиция дрезденской "Фрауенкирхе" (архитектор Г.Бейер, 1726—38).

Фасады Андреевской церкви украшены пилястрами и группами колонн композитного ордера. Фронтоны с закругленными углами украшены рокайлевыми картушами с монограммой Елизаветы. Сандрики окон, а в особенности круглые окна — люкарны декорированы пластической орнаментикой в стиле "елизаветинского рококо". Капители, картуши и другие орнаментальные украшения фасадов отлиты из чугуна и позолочены. Крыша церкви первоначально была покрыта зеленой поливной черепицей, купол и маковки — железом. На фоне зеленого цвета купола эффектно выделялись позолоченные резные украшения.

Оформление интерьера продолжалось с 1752 по 1755 г. Имея слабое сходство с православным храмом, он больше напоминает дворцовый зал. Иконостас, кафедру и надпрестольную сень по проектам Растрелли выполняли петербургские и московские резчики Яган Грот, Иосиф Домаш, Христофор Орейдах, Андрей Карловский, Матвей Мантуров и другие. Участие местных мастеров было гораздо более скромным. Образы для иконостаса и купола храма написали известные русские художники Иван Вишняков и Алексей Антропов, возглавлявший "малярную бригаду".

После смерти Елизаветы (1761) об Андреевской церкви забыли, и она несколько лет простояла без присмотра. Храм освящен лишь 19 августа 1767 г. митрополитом Арсением Могилянским, приказавшим служить в нем монахам Софийской кафедры. В следующем году решением правительственной комиссии содержание церкви было поручено магистрату, не желавшему заботиться о судьбе храма, для которого даже не был назначен приход.

Эффектное расположение на вершине крутого холма в то же время постоянно держало Андреевскую церковь в состоянии неустойчивого равновесия. Подземные источники периодически вызывали оползни холма, угрожавшие сооружению. Значительный вред наносили также бури и грозы. Несмотря на значительную глубину фундаментов, храм все время своего существования нуждался в ремонтах и усовершенствовании дренажной системы. Ремонтно-реставрационные работы проводились начиная с 1768 г., в частности в 1786—1800 гг., 1825—28 гг. (по проекту Андрея Меленского), 1844—46 гг. (под руководством Павла Спарро). Реставрация 1865—67 гг. осуществлена по инициативе известного путешественника по Востоку, религиозного деятеля и писателя Андрея Муравьева. После смерти он похоронен в подземелье Андреевской церкви. По поводу завершения этой реставрации храма были подарены две больших картины: "Проповедь апостола Андрея скифам" художника Платона Бориспольца и "Выбор веры князем Владимиром неизвестного мастера.

Около 1844 г. в помещениях стилобата жил известный киевский юродивый Иван Босой. Подаяния, которое он собирал, хватало на содержание приюта для паломников. В 1859 г. в нижнем этаже стилобата освящен теплый храм свв.Захария и Елизаветы, а в 1865 г. — придел св.Сергея Радонежского на верхнем этаже.

В 1891 г. молния разрушила центральную маковку церкви. Во время неудачного ремонта 1894—95 гг. были нарушены пропорции не только маковки, но и самого купола. В 1900 г. Владимир Николаев исправил эти недостатки и вернул храму первоначальный вид. В 1915 г. после очередных сдвигов постройка опять дала трещины. Они были ликвидированы лишь после капитального ремонта дренажной системы холма в 1924—26 гг.

Необычная архитектура церкви порождала множество фантастических слухов и легенд. Рассказывали, например, что глубина фундаментов храма равняется его высоте. В народе распространялась легенда о том, что Андреевская церковь закрывает собой отверстие, которым подземное море соединяется с земной поверхностью, и когда церковь разрушится, настанет второй всемирный потоп. Запрестольный образ "Тайной Вечери" считали произведением самого Леонардо да Винчи, ходили слухи, что в помещении стилобата в течение некоторого времени держали заключенного Тадеуша Костюшко, а в киевской прессе появлялись первоапрельские шутки о катастрофе несуществующей колокольни Андреевского храма.

В мае 1919 г. Андреевская церковь была передана второй по времени возникновения украинскому приходу УАПЦ. Здесь правил службу Василий Липковский и другие известные деятели этой конфессии. Осенью 1925 г. храм передан от УАПЦ Обновленческой церкви, а в 1931 г. превращен в музей. Во время оккупации 1941—43 гг. отправлялись службы УАПЦ. В 1942 г. в нижней церкви хиротонисан епископ Переяславский Мстислав (будущий патриарх). С 1949 г. церковь арендовала Киевская духовная семинария. В 1959 г. она переведена в Одессу, а помещения Андреевской церкви переданы "Киевпроекту". 18 апреля 1961 г. состоялась демонстрация верующих против закрытия Андреевской церкви.

Серьезные ремонтно-реставрационные работы проведены в 1949—52 и 1965—67 гг. Республиканскими специальными научно-реставрационными производственными мастерскими, занявшими помещения стилобата. Архитектурно-исторический музей, созданный тогда же в верхней церкви, с 1968 г. стал филиалом Государственного архитектурного заповедника "Софийский музей".

После того, как в венском музее "Альбертина" обнаружились копии авторских чертежей Растрелли, впервые возникла возможность выполнить документально обоснованную реставрацию Андреевской церкви. Она была осуществлена на протяжении 1974—79 гг. (архитектор Валентина Корнеева). Восстановлены первоначальные формы и украшения глав, утерянные детали, позолоту. Такой вид памятник сохраняет и ныне, после последней, только что завершенной реставрации.

С 1992 г. в помещениях стилобата размещается Духовная академия и семинария УПЦ КП. В 1998 г. установлена мемориальная доска в честь патриарха Мстислава.

Адрес: Андреевский спуск, 21

 

Комментарии  

 
Виталий
-1 #1 Виталий 08.09.2010 04:01
Украшение города Киева :-) только жаль что пренадлежит музею и УАПЦ
Цитировать
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ukrline.com.ua Mu Rambler's Top100 ya.ts ya.me