Православные храмы

Храм благоверного князя Александра Невского (на Оболони)

21 сентября 2011 года в день праздника Рождества Пресвятой Богородицы…

Публикации

Первый летописец Руси

“Он пожил довольно лет, трудясь в деле летописания и помня вечные лета”. Эти…

Преподобный Нестор Летописец

Преподобный Нестор Летописец родился в 50-х гг. XI в. в Киеве. Еще юношей он…

Главный приоритет богословской науки — приведение человеческих душ ко Христу

4–7 сентября по благословению Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и…

Неделя 3-я Великого поста, Крестопоклонная. Глас 7-й. Мч. Конона Исаврийского.
Богослужение совершается по Октоиху и Триоди (служба мученику переносится на повечерие, в пятницу вечера 4 марта).
9-й час и малая вечерня — по обычаю.
После 9-го часа и малой вечерни или непосредственно перед началом великой вечерни иерей входит в сосудохранительницу, берет Честное Древо Креста Господня, в преднесении кадила и при пении тропаря: «Спаси, Господи, люди Твоя...» переносит на престол и возжигает пред ним свечу.

На великой вечерне «Блажен муж» — вся кафизма.
На «Господи воззвах» — стихиры на 10: воскресные, глас 7-й — 6, Триоди, глас 5-й — 4. «Слава» — Триоди, глас 3-й: «Христе Боже наш...», «И ныне» — догматик, глас 7-й: «Мати бо...».
Вход. Прокимен дня.
На литии стихира храма. «Слава, и ныне» — Триоди, глас 5-й: «Зрящи Тя тварь вся...».
На стиховне стихиры воскресные, глас 7-й. «Слава, и ныне» — Триоди, глас 4-й: «Пособивый, Господи, кроткому Давиду...».
По Трисвятом — «Богородице Дево...» (дважды) и тропарь Креста, глас 1-й: «Спаси, Господи, люди Твоя...» (единожды).

На утрени на «Бог Господь» — тропарь воскресный, глас 7-й (дважды). «Слава» — тропарь Креста, глас 1-й: «Спаси, Господи, люди Твоя...», «И ныне» — Богородичен воскресный, глас тот же.
Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные.
Непорочны. «Ангельский собор». Ипакои, степенны и прокимен — гласа. Евангелие воскресное — 7-е (читается в алтаре). «Воскресение Христово видевше...» (единожды). По 50-м псалме: «Слава» — Триоди, глас 8-й: «Покаяния отверзи ми двери...», «И ныне» — Богородичен Триоди, глас тот же: «На спасения стези...». Глас 6-й: «Помилуй мя, Боже...», и стихира Триоди, глас тот же: «Множества содеянных...». (Помазание елеем совершается после выноса Креста.)
Каноны: воскресный со ирмосом на 4 (ирмос единожды), Богородице на 2 и Триоди на 8.
Библейские песни: «Поем Господеви...».
Примечание. Припев к тропарям Триоди: «Слава, Господи, Кресту Твоему честному».
Катавасия — «Божественнейший прообрази...».
По 3-й песни — седален Триоди, глас 6-й: «Крест Твой, Господи...», стих: «Возносите Господа Бога нашего...» — ин седален Триоди, глас тот же: «Днесь пророческое...». «Слава» — ин седален Триоди, глас тот же: «Токмо водрузися древо...», «И ныне» — Богородичен Триоди, глас тот же: «Богородице Дево...».
По 6-й песни — кондак Креста, глас 7-й: «Не ктому пламенное оружие...». Икос, глас тот же: «Три кресты водрузи...».
На 9-й песни поем «Честнейшую».
По 9-й песни — «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий воскресный 7-й. «Слава» — светилен Креста: «Крест Христов Честный...», «И ныне» — Богородичен Триоди: «Древу, на немже Всечистая...».
«Всякое дыхание...» и хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры воскресные, глас 7-й — 4, и Триоди, глас 4-й — 4 (первая стихира — дважды), стих: «Воскресни, Господи Боже мой...», и самогласен Триоди, глас 8-й: «Высокомудраго разума...». «Слава» — тот же самогласен Триоди, «И ныне» — «Преблагословенна еси...». Отверзаются Царские врата.
Великое славословие поется «тихогласно». При пении славословия предстоятель облачается во все священнические одежды (без чтения соответствующих молитв) и, приняв кадильницу, кадит престол и лежащий на нем Крест три раза окрест, затем на блюде, покрытом воздухом, поднимает его на свою главу; при пении Трисвятого он в предшествии двух свечей и кадила через северные двери износит Крест из алтаря и останавливается против отверстых Царских врат. По окончании Трисвятого иерей возглашает: «Премудрость, прости». Клир поет тропарь: «Спаси, Господи, люди Твоя...» (трижды). Иерей подходит к приготовленному и поставленному напротив Царских врат (ниже амвона) аналою, полагает на него блюдо с Крестом и кадит вокруг него трижды, а по исполнении каждения трижды поет: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко...». Затем то же самое трижды поет хор, и совершается целование Креста. При этом поются особые стихиры Триоди, глас 2-й: «Приидите, вернии...» и др.
Обычные ектении и отпуст: «Воскресый из мертвых, Христос, Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, силою Честнаго и Животворящаго Креста, преподобных и богоносных отец наших и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец».
Перед 1-м часом на «Слава, и ныне» — евангельская стихира 7-я.
На часах — тропарь воскресный. «Слава» — тропарь Креста. Кондак Креста.

Литургия свт. Василия Великого.
На проскомидии заготовляются три дополнительных Агнца — для среды, четверга и пятницы.
Блаженны гласа — 6 и Креста, песнь 3-я — 4.
По входе — тропарь воскресный, тропарь Креста. «Слава, ныне» — кондак Креста.
Вместо Трисвятого — «Кресту Твоему...».
Прокимен, Апостол, аллилуиарий, Евангелие и причастен — Недели Крестопоклонной.
Вместо «Достойно» — «О Тебе радуется...».
Примечание. Устав не уточняет, где должен находиться аналой — «четвероножец» со святым Крестом до отнесения Креста обратно в алтарь в пятницу Крестопоклонной седмицы. В праздник Воздвижения, когда Крест таким же образом, как и в 3-ю Неделю поста, износится на середину храма для поклонения, сказано определенно: «И по скончании целования Честнаго Креста, поставляется аналогий с Честным Крестом одесную страну Царских дверей, и тамо стоит, дондеже праздник отдастся» (Типикон, 14 сентября).
Такой вопрос возникает из-за установившейся со второй половины ХХ века практики, что посередине храма стоит стационарный аналой, не сдвигаемый со своего места ни при каких условиях. Это новшество не соответствует Уставу и древней практике — от взора молящихся верных христиан ничто не должно закрывать иконостас, Царские врата и священнодействия иереев и диаконов. Место аналоев с иконами: с храмовой — под местной иконой Спасителя; со святцами — под ликом Божией Матери. На праздники иконы меняются местами: праздничной отдается преимущество перед храмовой.
Аналой под икону, Крест, Евангелие, Плащаницу поставляется на средину храма только на время пения величания и прикладывания молящихся к святыне во время поклонения и  помазывания, а после поставляется на свое обычное место, о чем говорится в Типиконе на праздник Воздвижения Честного Креста 14 сентября. Об этом же свидетельствуют и частные источники — чиновники Холмогорского, Новгородского и Московского Успенских Соборов. Такой порядок подтверждает и неповрежденная практика всех обителей и храмов Русской Зарубежной Церкви, большинства Поместных Церквей и греческих обителей на Афоне.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ukrline.com.ua Mu Rambler's Top100 ya.ts ya.me