Православные храмы

Храм Воскресения Господня (на Лесном кладбище)

Храм Воскресения Христова действует на территории Лесного кладбища с…

Храм равноапостольного великого князя Владимира (в 18‑й больнице, на бульваре Шевченко)

Киевский Императорский Университет св. Владимира (современное…

Храм великомученицы Варвары (при Киевской областной больнице № 1)

Идея возведения храма на территории областной больницы принадлежит…

Публикации

Через “малую церковь” — к “тихой пристани”

Примеры того, как благочестивые супруги, прожив вместе долгие годы семейной…

Святая благоверная царица Тамара

Святая Тамара Великая родилась около 1165 г. Она происходила из древней…

Нищий

— Милостивый государь! Будьте добры, обратите внимание на несчастного,…

Неделя 3-я Великого поста, Крестопоклонная. Глас 7-й. Мч. Конона Исаврийского.
Богослужение совершается по Октоиху и Триоди (служба мученику переносится на повечерие, в пятницу вечера 4 марта).
9-й час и малая вечерня — по обычаю.
После 9-го часа и малой вечерни или непосредственно перед началом великой вечерни иерей входит в сосудохранительницу, берет Честное Древо Креста Господня, в преднесении кадила и при пении тропаря: «Спаси, Господи, люди Твоя...» переносит на престол и возжигает пред ним свечу.

На великой вечерне «Блажен муж» — вся кафизма.
На «Господи воззвах» — стихиры на 10: воскресные, глас 7-й — 6, Триоди, глас 5-й — 4. «Слава» — Триоди, глас 3-й: «Христе Боже наш...», «И ныне» — догматик, глас 7-й: «Мати бо...».
Вход. Прокимен дня.
На литии стихира храма. «Слава, и ныне» — Триоди, глас 5-й: «Зрящи Тя тварь вся...».
На стиховне стихиры воскресные, глас 7-й. «Слава, и ныне» — Триоди, глас 4-й: «Пособивый, Господи, кроткому Давиду...».
По Трисвятом — «Богородице Дево...» (дважды) и тропарь Креста, глас 1-й: «Спаси, Господи, люди Твоя...» (единожды).

На утрени на «Бог Господь» — тропарь воскресный, глас 7-й (дважды). «Слава» — тропарь Креста, глас 1-й: «Спаси, Господи, люди Твоя...», «И ныне» — Богородичен воскресный, глас тот же.
Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные.
Непорочны. «Ангельский собор». Ипакои, степенны и прокимен — гласа. Евангелие воскресное — 7-е (читается в алтаре). «Воскресение Христово видевше...» (единожды). По 50-м псалме: «Слава» — Триоди, глас 8-й: «Покаяния отверзи ми двери...», «И ныне» — Богородичен Триоди, глас тот же: «На спасения стези...». Глас 6-й: «Помилуй мя, Боже...», и стихира Триоди, глас тот же: «Множества содеянных...». (Помазание елеем совершается после выноса Креста.)
Каноны: воскресный со ирмосом на 4 (ирмос единожды), Богородице на 2 и Триоди на 8.
Библейские песни: «Поем Господеви...».
Примечание. Припев к тропарям Триоди: «Слава, Господи, Кресту Твоему честному».
Катавасия — «Божественнейший прообрази...».
По 3-й песни — седален Триоди, глас 6-й: «Крест Твой, Господи...», стих: «Возносите Господа Бога нашего...» — ин седален Триоди, глас тот же: «Днесь пророческое...». «Слава» — ин седален Триоди, глас тот же: «Токмо водрузися древо...», «И ныне» — Богородичен Триоди, глас тот же: «Богородице Дево...».
По 6-й песни — кондак Креста, глас 7-й: «Не ктому пламенное оружие...». Икос, глас тот же: «Три кресты водрузи...».
На 9-й песни поем «Честнейшую».
По 9-й песни — «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий воскресный 7-й. «Слава» — светилен Креста: «Крест Христов Честный...», «И ныне» — Богородичен Триоди: «Древу, на немже Всечистая...».
«Всякое дыхание...» и хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры воскресные, глас 7-й — 4, и Триоди, глас 4-й — 4 (первая стихира — дважды), стих: «Воскресни, Господи Боже мой...», и самогласен Триоди, глас 8-й: «Высокомудраго разума...». «Слава» — тот же самогласен Триоди, «И ныне» — «Преблагословенна еси...». Отверзаются Царские врата.
Великое славословие поется «тихогласно». При пении славословия предстоятель облачается во все священнические одежды (без чтения соответствующих молитв) и, приняв кадильницу, кадит престол и лежащий на нем Крест три раза окрест, затем на блюде, покрытом воздухом, поднимает его на свою главу; при пении Трисвятого он в предшествии двух свечей и кадила через северные двери износит Крест из алтаря и останавливается против отверстых Царских врат. По окончании Трисвятого иерей возглашает: «Премудрость, прости». Клир поет тропарь: «Спаси, Господи, люди Твоя...» (трижды). Иерей подходит к приготовленному и поставленному напротив Царских врат (ниже амвона) аналою, полагает на него блюдо с Крестом и кадит вокруг него трижды, а по исполнении каждения трижды поет: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко...». Затем то же самое трижды поет хор, и совершается целование Креста. При этом поются особые стихиры Триоди, глас 2-й: «Приидите, вернии...» и др.
Обычные ектении и отпуст: «Воскресый из мертвых, Христос, Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, силою Честнаго и Животворящаго Креста, преподобных и богоносных отец наших и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец».
Перед 1-м часом на «Слава, и ныне» — евангельская стихира 7-я.
На часах — тропарь воскресный. «Слава» — тропарь Креста. Кондак Креста.

Литургия свт. Василия Великого.
На проскомидии заготовляются три дополнительных Агнца — для среды, четверга и пятницы.
Блаженны гласа — 6 и Креста, песнь 3-я — 4.
По входе — тропарь воскресный, тропарь Креста. «Слава, ныне» — кондак Креста.
Вместо Трисвятого — «Кресту Твоему...».
Прокимен, Апостол, аллилуиарий, Евангелие и причастен — Недели Крестопоклонной.
Вместо «Достойно» — «О Тебе радуется...».
Примечание. Устав не уточняет, где должен находиться аналой — «четвероножец» со святым Крестом до отнесения Креста обратно в алтарь в пятницу Крестопоклонной седмицы. В праздник Воздвижения, когда Крест таким же образом, как и в 3-ю Неделю поста, износится на середину храма для поклонения, сказано определенно: «И по скончании целования Честнаго Креста, поставляется аналогий с Честным Крестом одесную страну Царских дверей, и тамо стоит, дондеже праздник отдастся» (Типикон, 14 сентября).
Такой вопрос возникает из-за установившейся со второй половины ХХ века практики, что посередине храма стоит стационарный аналой, не сдвигаемый со своего места ни при каких условиях. Это новшество не соответствует Уставу и древней практике — от взора молящихся верных христиан ничто не должно закрывать иконостас, Царские врата и священнодействия иереев и диаконов. Место аналоев с иконами: с храмовой — под местной иконой Спасителя; со святцами — под ликом Божией Матери. На праздники иконы меняются местами: праздничной отдается преимущество перед храмовой.
Аналой под икону, Крест, Евангелие, Плащаницу поставляется на средину храма только на время пения величания и прикладывания молящихся к святыне во время поклонения и  помазывания, а после поставляется на свое обычное место, о чем говорится в Типиконе на праздник Воздвижения Честного Креста 14 сентября. Об этом же свидетельствуют и частные источники — чиновники Холмогорского, Новгородского и Московского Успенских Соборов. Такой порядок подтверждает и неповрежденная практика всех обителей и храмов Русской Зарубежной Церкви, большинства Поместных Церквей и греческих обителей на Афоне.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ukrline.com.ua Mu Rambler's Top100 ya.ts ya.me