Православные храмы

Храм Архистратига Михаила (в 6-й больнице, в Медгородке)

Храм размещается в переоборудованном помещении в 4-м (главном)…

Храм святителей Кирилла и Афанасия Александрийских (Кирилловская церковь на Куреневке)

Выдающийся памятник архитектуры и живописи ХII—ХIХ вв. Один из…

Храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте» (на кладбище Берковцы)

В бывшем ритуальном зале на Берковцах (81‑й участок, на центральной…

Публикации

Преподобный Иоанн Рыльский

Преподобный Иоанн Рыльский почитается как покровитель Болгарии. Он родился во…

Херсонес и миссия христианства

На земле Херсонеса соединились судьбы свт. Климента Римского, равноапп. Кирилла…

Жестокие правила мира детей

Ныне в нашей стране уделяется недостаточно внимания вопросам воспитания детей и…

Примечание. В современной богослужебной практике Русской Православной Церкви распространен обычай совершать в вечер четырех воскресных дней Великого поста (как правило, начиная не с Недели Торжества Православия, а со 2‑й Недели — свт. Григория Паламы, за исключением тех случаев, когда на понедельник приходится Благовещение, 1‑е и 2‑е Обретение главы Иоанна Предтечи, память 40 мучеников или же храмовый праздник) чинопоследование пассии. (Об истории и других вариантах совершения пассии см. в кн.: Пассия. С. 5–10).

Перед вечерней, совершаемой в воскресенье вечером, на середину храма поставляется большое Распятие. Начало вечерни обычное. После «Свете Тихий…» бывает вход ради великого прокимна, который протодиакон возглашает, стоя в алтаре на Горнем месте. На стиховне, на «Слава, и ныне» или на «И ныне», поется стихира Великого Пятка: «Тебе, одеющагося…». Во время пения этой стихиры отверзаются Царские врата и из алтаря выносится Святое Евангелие: предстоятель несет Евангелие, ему предшествует свещеносец; за предстоятелем идут прочие священники по старшинству. (На архиерейской службе: открываются Царские врата, у врат — иподиаконы с дикирием и трикирием, с рипидами; выходит свещеносец с примикирием, два диакона с диа­конскими свечами, затем два старших священника несут Евангелие, за Евангелием шествует архиерей, за ним прочие священники по старшинству.) Евангелие полагается на аналое перед Крестом, и совершается полное каждение храма.
Иногда затем следует акафист Страстям Христовым или Кресту Господню, причем 1‑й кондак хор начинает петь сразу после стихиры «Тебе, одеющагося…». По окончании каждения священнослужители снимают головные уборы. Во время чтения акафиста диакон непрерывно кадит Крест, а на 11‑м икосе совершается малое каждение. (При архиерейском служении во время чтения акафиста рипидчики, а также иподиаконы с дикирием и трикирием стоят у Креста; если же архиерей сам читает акафист и Евангелие, то дикирий и трикирий приближаются к архиерею).
Далее следует прокимен, глас 4‑й: «Разделиша ризы Моя себе, и о одежди Моей меташа жребий», стих: «Боже, Боже Мой! Вонми Ми, вскую оставил Мя еси?». Перед чтением Евангелия хор поет: «Слава Страстем Твоим, Господи!».
Евангельское повествование о Страстях Христовых принято читать следующим образом:
на 1‑й пассии — из Евангелия от Матфея, главы 26 и 27, зачала 107–114 (в некоторых храмах читается только глава 27, зачала 110–114);
на 2‑й пассии — из Евангелия от Марка, главы 14 и 15, зачала 63–69 (или только глава 15, зачала 66–69);
на 3‑й пассии — из Евангелия от Луки, главы 22 и 23, зачала 108–111 (или только глава 23, зачала 110–111);
на 4‑й пассии — из Евангелия от Иоанна, главы 18 и 19, зачала 58–62.
По прочтении Евангелия, певцы: «Слава долготерпению Твоему, Господи!». Затем (умилительным распевом, обычно соло) поется 15‑й антифон службы Великого Пятка «Днесь висит на Древе…».
Когда пение закончится, на солее (Царские врата остаются открытыми) произносится проповедь о страданиях Спасителя.
Далее следует ектения «Помилуй нас, Боже…», затем возглас «Яко Милостив и Человеколюбец Бог еси…», и иерей (или архиерей) коленопреклоненно читает молитву. Существуют две молитвы, можно читать их на четырех пассиях попеременно.
Затем хор поет стихиру Великой Субботы: «Приидите, ублажим…». Священнослужители, совершив три земных поклона, прикладываются ко Кресту и направляются в алтарь (впереди идут младшие священнослужители, потом старшие). Предстоятель с амвона благословляет народ Евангелием и уносит его в алтарь. (При архиерейском служении два старших священника несут Евангелие и возлагают его на престол. Архиерей с амвона благословляет народ, потом священнослужителей в алтаре.) Священнослужители прикладываются к престолу. Царские врата затворяются.
Молящиеся прикладываются ко Кресту после духовенства. По желанию настоятеля, совершается помазание освященным елеем.
Вечерня оканчивается по обычному чину вечера Недель Святой Четыредесятницы: по «Ныне отпущаеши…» — пение великопостных тропарей «Богородице Дево…», «Слава: Крестителю Христов…», «И ныне»: «Молите за ны…» с поклоном, «Под Твое благоутробие…» без поклона, и далее по чину.
Отпуст обычный.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ukrline.com.ua Mu Rambler's Top100 ya.ts ya.me