Православные храмы

Богоявленский храм и храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте» (Корчеватое)

6 ноября 2011 года столичный приход в честь иконы Божьей Матери "Всех…

Введенский и храм на Подоле (с пределом благоверного князя Александра Невского)

В течение десяти веков с этого места возносились к Богу молитвы о…

Храм Всех святых (храмового комплекса кафедрального собора Воскресения Христова)

Храм рассчитан примерно на 300 человек и возведен, как временный,…

Публикации

“Не собирайте себе сокровищ на земле...” Преподобный Досифей Благоговейный

Преподобный Досифей (в миру Димитрий Колченков) родился в с. Снагости Курской…

Священномученик Горазд, епископ Чешский и Моравско-Силезский

Священномученик Горазд (в миру Матей Павлик), был католическим священником.…

Духовные традиции

Как и для чего возникают традиции, обычаи и обряды? Вообще, нужны ли они в…

Понедельник 1‑й седмицы. Прп. Авксентия. Равноап. Кирилла, учителя Словенского. Начало Великого поста.
Совершается служба прп. Авксентию вместе со службой вечерни Недели сыропустной и понедельника первой седмицы Великого поста.
9‑й час — по обычаю.

На вечерне кафизмы нет.
На «Господи воззвах» — стихиры на 10: Октоиха покаянны, глас 4‑й — 4 (2 из стиховных стихир на вечерне и 2 из стиховных стихир на утрени), Триоди, глас 2‑й — 3, и преподобному, глас 4‑й — 3. «Слава» — преподобному, глас 8‑й, «И ныне» — Богородичен Минеи по гласу «Славы», от меньших.
Примечание. Если случится память двух малых святых, то поются стихиры первому святому, а стихиры второму святому с «Господи воззвах» переносятся на хвалитны утрени.
Во время пения стихир — обычное каждение. На «И ныне» отверзаются Царские врата. Вход с кадилом. «Свете Тихий».
Прокимен великий, глас 8‑й: «Не отврати лица Твоего от отрока Твоего, яко скорблю; скоро услыши мя, вонми души моей и избави ю»; стих 1‑й: «Спасение Твое, Боже, да приимет мя»; стих 2‑й: «Да узрят нищии и возвеселятся»; стих 3‑й: «Взыщите Бога, и жива будет душа ваша».
Примечание. Великий прокимен «Не отврати лица Твоего…» поется также на вечерне во 2‑ю и 4‑ю Недели поста.
Ектении «Рцем вси…» нет. После исполнения прокимна чтец тотчас: «Сподоби, Господи…». Просительная ектения: «Исполним вечернюю молитву…» и молитва главопреклонения.
На стиховне стихиры Триоди, глас 4‑й. «Слава, и ныне» — Богородичен Триоди, глас тот же: «Ангельстии чини…».
«Ныне отпущаеши…». Трисвятое по «Отче наш». По возгласе иерея певцы поют тропари, глас 4‑й: «Богородице Дево…» (поклон). «Слава» — «Крестителю Христов…» (поклон), «И ныне» — «Молите за ны, святии апостоли…» (поклон), «Под Твое благоутробие…» (без поклона). Чтец: «Господи, помилуй» (40), «Слава, и ныне» — «Честнейшую Херувим…», «Именем Господним…». Иерей: «Сый благословен…». Чтец: «Аминь», «Небесный Царю…». Иерей: «Господи и Владыко живота моего…» с тремя поклонами. После третьего поклона — иерей: «Слава Тебе, Христе Боже…», и совершенный отпуст, после которого хор поет многолетны: «Великаго Господина…».
Литии о усопших после этой вечерни не полагается.
Примечание. Далее в указаниях при описании аналогичных служб Четыредесятницы (вечерни накануне понедельника) на ряду (под числом) указываются только изменяемые песнопения службы. При этом дается отсылка к дате, под которой неизменяемая часть последования излагается подробно.
По отпусте совершается чин прощения.
На солею выносятся и полагаются на аналоях напрестольный Крест, иконы Спасителя и Богородицы. Настоятель творит земные поклоны перед ними и целует их. Затем он обращается к присутствующим с поучением о христианском проведении поста и испрашивает прощения грехов у причта и народа, говоря: «Благословите мя, отцы святии и братия, и простите ми, грешному, елика согреших в сей день и во вся дни живота моего словом, делом, помышлением и всеми моими чувствы». Сказав это, он земно кланяется народу. Все отвечают ему земным поклоном и говорят: «Бог простит тя, отче святый. Прости и нас, грешных, и благослови». На это служащий священник (как правило, настоятель, а в обителях — наместник) отвечает: «Благодатию Своею Бог да простит и помилует всех нас». Затем настоятель берет напрестольный Крест. Все священнослужители в порядке старшинства прикладываются к иконам на аналое, подходят к настоятелю, целуют Крест и лобызаются с настоятелем и друг с другом в рамена (плечи), взаимно испрашивая прощения. За ними идут миряне, прикладываются ко Кресту, целуют иконы, которые обычно держат священнослужители, и испрашивают прощения у причта и друг у друга. Во время чина прощения принято петь: «Покаяния отверзи ми двери…», «На реках Вавилонских…» и др.
Примечание. «По вечерни же в трапезе бывает утешение братии» (Типикон, гл. 49‑я, «В туюжде Неделю сырную вечера»).
После вечерни в Неделю сыропустную и в прочие Недели Четыредесятницы положено совершать малое повечерие с каноном и поклонами.
В течение всего Великого поста все богослужения совершаются по Постной Триоди и Минее. Из Октоиха в седмичные дни берутся только Троичны, светильны и седальны текущего гласа (см. в приложениях к Постной Триоди). Литургия свт. Иоанна Златоуста в седмичные дни Четыредесятницы не совершается, кроме суббот и праздника Благовещения.

Утреня предваряется чтением вседневной полунощницы, которая начинается позже обычного времени. Перед началом ее звон — 12 ударов в колокол; после возгласа: «Боже, ущедри ны…» — три великих поклона с молитвой прп. Ефрема Сирина (столько поклонов на полунощнице бывает только в 1‑й день Великого поста, а в остальные понедельники — 16).

Образец совершения утрени в понедельник, вторник, среду, четверг и пятницу Четыредесятницы, если не случатся в эти дни праздники: 24 февраля, 9 марта, 25 марта, храмовые или полиелейные

По окончании полунощницы, перед утреней — звон в два колокола. Иерей, открыв завесу Царских врат, кадит перед престолом крестообразно и возглашает: «Благословен Бог наш…». Чтец: «Аминь». Трисвятое по «Отче наш». Иерей — возглас. Чтец: «Аминь», «Господи, помилуй» (12). «Слава, и ныне» — «Приидите, поклонимся…» (трижды), псалмы 19‑й и 20‑й, Трисвятое по «Отче наш» и тропарь: «Спаси, Господи, люди Твоя…». «Слава» — «Вознесыйся на Крест…», «И ныне» — «Предстательство страшное…». Во время чтения псалмов иерей кадит алтарь и весь храм, затем, возвратившись в алтарь, произносит малую сугубую ектению: «Помилуй нас, Боже…», «Еще молимся о Великом Господине и отце нашем Святейшем Патриарсе Кирилле, и о Господине и Отце нашем, Блаженнейшем Митрополите Владимире, и о Господине нашем Преосвященнейшем (Высокопреосвященнейшем) имярек (поминается правящий архиерей) …», «Еще молимся за всю братию и за вся христианы» (с кадилом у престола) и возглас: «Яко Милостив…». Певцы: «Аминь», «Именем Господним…».
Иерей, стоя пред престолом, возглашает: «Слава Святей, и Единосущней, и Животворящей, и Нераздельней Троице…», при этом творит крест кадилом. Читается шестопсалмие. По окончании шестопсалмия — великая ектения.
Затем «Аллилуиа» в прилучившийся глас Октоиха (в данном случае — 4‑й), со стихами. Певцы поют: «Аллилуиа» по трижды, на каждый из четырех стихов. Затем три Троичных тропаря (см. приложение Триоди).
Примечание. На практике Троичные тропари читаются, а окончания (припевы) их поются.
В понедельник к первому Троичному тропарю припев: «Свят, Свят, Свят еси, Боже наш, предстательствы Бесплотных Твоих помилуй нас»; ко второму — «Свят, Свят, Свят еси, Боже наш, молитвами всех святых Твоих помилуй нас»; к третьему — «Свят, Свят, Свят еси, Боже наш, Богородицею помилуй нас». Припев к первому тропарю особый для каждого дня седмицы, припевы ко второму и третьему тропарям — постоянные.
Затем кафизмы 4‑я, 5‑я и 6‑я, с разделением на три «Славы» и пением великопостным распевом. Стихословие кафизмы начинается с пения хором «захода»: «Господи, помилуй» (трижды), «Слава». Чтец: «И ныне», и читает кафизму. Малых ектений по кафизмах во всю Четыредесятницу, кроме суббот и Недель, не бывает (если случится праздник, то перед праздничными седальнами произносится малая ектения).
После 1‑й кафизмы — седальны Октоиха (см. приложение Триоди). Если в Минее у рядового святого есть кондак, то в седальнах перед Богородичном читается мученичен текущего гласа с припевом: «Дивен Бог во святых Своих, Бог Израилев» (в приложении Триоди он помещается после седальнов). Если в Минее кондака у рядового святого нет, то мученичен поется по 6‑й песни канона (тогда в седальнах этот мученичен опускается).
Примечание. В данном случае мученичен поется на седальнах, так как у святого есть кондак (писан по 6‑й песни канона).
После 2‑й и 3‑й кафизм — седальны Триоди (на ряду).
Хор — запев: «Господи, помилуй» (трижды), «Слава». Чтец — «И ныне», и читает псалом 50‑й.
Иерей на амвоне произносит: «Спаси, Боже, люди Твоя…». Певцы: «Господи, помилуй» (12). Иерей: «Милостию и щедротами…». Певцы: «Аминь», и поется канон.
На великопостной утрени три канона — святому из Минеи (полный) и два трипеснца из Триоди.
Трипеснцы состоят: в понедельник — из 1‑й, 8‑й и 9‑й песней; во вторник — из 2‑й, 8‑й и 9‑й песней; в среду — из 3‑й, 8‑й и 9‑й песней; в четверг — из 4‑й, 8‑й и 9‑й песней; в пятницу — из 5‑й, 8‑й и 9‑й пес­ней.
Те песни, в состав которых входят трипеснцы, поются на 14: канон Минеи со ирмосом на 6 (ирмос единожды), затем трипеснцы на 8. Кроме того, 2‑й трипеснец Триоди содержит один или два тропаря, не входящие в число 14; эти тропари должны петься с припевом: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе».
Песни, в которых нет трипеснцев, поются на 4, без ирмоса, т. е. ирмосы в этот счет не входят. В 1‑й, 4‑й, 5‑й и 7‑й песнях ирмосы предваряют пение тропарей, а в 3‑й (кроме среды) и 6‑й служат катавасией и поются только по окончании тропарей. Песни, имеющие в своем составе трипеснцы, непременно начинаются ирмосом Минеи и заканчиваются катавасией, ирмосом второго трипеснца. Канон стихословится с библейскими песнями (в изложении специального раздела Ирмология для Великого поста).
Если случатся два святых, то в песнях с трипес­нцами два канона Минеи поются на 6: ирмос 1‑го канона, первый и второй тропарь под один стих, третий тропарь, Богородичен опускается; 2‑го канона, первый и второй тропарь под один стих, третий тропарь, Богородичен.
При пении канонов двум святым в песнях без трипеснцев разумнее петь без ирмоса на 8. В 3‑й (кроме среды) и 6‑й песнях ирмос первого канона Минеи поется в начале песни, а ирмос канона второму святому на катавасию.
В соответствии с общими указаниями Типикона относительно чина пения канона великопостной утрени, в понедельники песнь 1‑я канона стихословится от стиха: «Господеви поем…» до «Огустеша, яко стена…» (по Ирмологию). После стиха «Огустеша, яко стена…» поется ирмос канона Минеи.
Певцы — стих: «Рече враг…». Чтец — 1‑й тропарь канона Минеи.
Певцы: «Послал еси дух Твой…». Чтец — снова 1‑й тропарь.
Певцы: «Кто подобен Тебе…». Чтец — 2‑й тропарь.
Певцы: «Простерл еси…». Чтец — 3‑й тропарь.
Певцы: «Утешил еси…». Чтец — Богородичен канона.
Певцы: «Тогда потщашася…». Чтец — 1‑й и 2‑й тропари первого трипеснца Триоди (за один).
Певцы: «Нападет на ня…». Чтец — 3‑й тропарь.
Певцы: «Дондеже пройдут…». Чтец — 4‑й тропарь.
Певцы: «Введ, насади я…». Чтец — Богородичен 1‑го трипеснца.
Певцы: «Господь, царствуяй веки, и на век…». Чтец — 1‑й тропарь 2‑го трипеснца Триоди.
Певцы: «И наведе на ня…». Чтец — 2‑й тропарь.
Певцы: «Слава». Чтец — Троичен: «Единице простая…».
Певцы: «И ныне». Чтец — Богородичен: «Божию Святую Гору воспоим…».
Певцы: «Слава Тебе, Боже наш…». Чтец — тропарь: «Колесница огненная…».
Певцы: «Слава Тебе, Боже наш…». Чтец — последний тропарь: «Брашно Адам яде…».
Затем на катавасию поется ирмос 2‑го трипеснца Триоди: «Грядите, людие…» (глас 2‑й).
Примечание. Песнь 2‑я в понедельник не поется. Она стихословится по вторникам Четыредесятницы.
Песнь 3‑я (из Минеи) начинается пением библейских стихов с отметки на 4. Сразу после катавасии 1‑й песни певцы — стих: «Господь взыде на Небеса…». Чтец — 1‑й тропарь канона.
Певцы — стих: «И даст крепость…». Чтец — 2‑й тропарь.
Певцы: «Слава». Чтец — 3‑й тропарь.
Певцы: «И ныне». Чтец — Богородичен Минеи.
Певцы — ирмос 3‑й песни Минеи (в данном случае — глас 4‑й: «Не мудростию…»). Отличие от обыч­ного исполнения канона в том, что здесь ирмос поется не в начале песни, но в конце ее, покрывая песнь, как катавасия.
По 3‑й песни — малая ектения. Седален преподобному, глас 8‑й. «Слава, и ныне» — Богородичен Минеи, глас тот же.
Песнь 4‑я (из Минеи). Певцы — ирмос 4‑й пес­ни Минеи и стих: «Господь Бог мой — сила моя…». Чтец — 1‑й тропарь.
Певцы стих: «И на высокая возводит…». Чтец — 2‑й тропарь.
Певцы: «Слава». Чтец — 3‑й тропарь.
Певцы: «И ныне». Чтец — Богородичен.
Песнь 5‑я (из Минеи). Певцы — ирмос 5‑й песни и стих: «Воскреснут мертвии…». Чтец — 1‑й тропарь.
Певцы — стих: «Роса бо, яже от Тебе…». Чтец — 2‑й тропарь.
Певцы: «Слава». Чтец — 3‑й тропарь.
Певцы: «И ныне». Чтец — Богородичен.
Песнь 6‑я (из Минеи) стихословится так же, как 3‑я. Сразу же после Богородична 5‑й песни поется стих: «Хранящии суетная…». Чтец — 1‑й тропарь.
Певцы — стих: «Аз же со гласом хваления…». Чтец — снова 1‑й тропарь.
Певцы: «Слава». Чтец — 2‑й тропарь.
Певцы: «И ныне». Чтец — Богородичен.
Певцы — ирмос 6‑й песни канона Минеи на катавасию (в данном случае — глас 4‑й: «Пожру Ти со гласом…»).
По 6‑й песни — малая ектения. Кондак и икос (если есть). В данном случае — кондак и икос преподобному, глас 2‑й.
Примечание. Если в Минее кондака рядовому святому нет, то по 6‑й песни поется мученичен Октоиха (см. в седальнах по 1‑м стихословии в приложении Триоди).
Песнь 7‑я (из Минеи). Певцы — ирмос 7‑й песни Минеи и стих: «Благословен еси на Престоле славы…». Чтец — 1‑й тропарь.
Певцы: «Благословен еси на тверди…». Чтец — снова 1‑й тропарь.
Певцы: «Слава». Чтец — 2‑й тропарь.
Певцы: «И ныне». Чтец — Богородичен.
Песнь 8‑я поется, как 1‑я. Хор или чтец читает подряд стихи 8‑й песни от стиха: «Благословите, вся дела Господня…» и до: «Благословите, огнь и вар…». После этого стиха поется ирмос канона из Минеи и стих: «Благословите, росы и иней…». Чтец — 1‑й тропарь Минеи.
Певцы: «Благословите, сланы…». Чтец — снова 1‑й тропарь.
Певцы: «Благословите, свет и тьма…». Чтец — 2‑й тропарь.
Певцы: «Благослови, земля…». Чтец — снова 2‑й тропарь.
Певцы: «Благословите, источницы…». Чтец — Богородичен Минеи.
Певцы: «Благословите, вся птицы небесныя…». Чтец — 1‑й тропарь 1‑го трипеснца Триоди.
Певцы: «Благословите, сынове…». Чтец — 2‑й тропарь.
Певцы: «Благословите, священницы…». Чтец — 3‑й тропарь.
Певцы: «Благословите, дуси…». Чтец — Богородичен 1‑го трипеснца.
Певцы: «Благословите, Анания, Азария и Мисаил…». Чтец — 1‑й тропарь 2‑го трипеснца.
Певцы: «Благословите, апостоли…». Чтец — 2‑й тропарь.
Певцы: «Благословим Отца и Сына и Святаго Духа, Господа». Чтец — Троичен трипеснца.
Певцы: «И ныне». Чтец — Богородичен трипес­н­ца.
Певцы: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». Чтец — тропарь трипеснца.
Певцы: «Хвалим, благословим…» и ирмос 2‑го трипеснца на катавасию, глас 2‑й: «Древле оросившаго…».
На 9‑й песни обычное каждение. Поем «Честнейшую» (с поклоном на каждый припев).
Затем ирмос 9‑й песни из Минеи и стих: «Благословен Господь Бог Израилев…». Чтец — 1‑й тропарь из канона Минеи.
Певцы — стих: «И воздвиже рог спасения нам…». Чтец — снова 1‑й тропарь.
Певцы: «Якоже глагола…». Чтец — 2‑й тропарь.
Певцы: «Спасение от враг…». Чтец — 3‑й тропарь.
Певцы: «Сотворити милость…». Чтец — Богородичен канона Минеи.
Певцы: «Клятву, еюже клятся…». Чтец — 1‑й тропарь 1‑го трипеснца.
Певцы: «Служити Ему…». Чтец — 2‑й тропарь.
Певцы: «И ты, отроча…». Чтец — 3‑й тропарь.
Певцы: «Дати разум…». Чтец — Богородичен.
Певцы: «В нихже посети нас…». Чтец — 1‑й тропарь 2‑го трипеснца.
Певцы: «Направити ноги наша…». Чтец — 2‑й тропарь.
Певцы: «Слава». Чтец — Троичен трипеснца.
Певцы: «И ныне». Чтец — Богородичен.
Певцы: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». Чтец — последний тропарь трипеснца.
Певцы — ирмос 2‑го трипеснца на катавасию, глас 2‑й: «Преестественно плотию…».
Затем — «Достойно есть» (поклон). Ектения малая. Светилен Троичен текущего гласа с пением окончаний по распеву Троичных тропарей (см. приложение Триоди). После 1‑го исполнения светильна поется окончание: «Предстательствы Бесплотных Твоих, и спаси мя» (в понедельник). «Слава» — тот же светилен. Певцы — 2‑е окончание светильна: «Молитвами, Господи, святых Твоих, и спаси мя», «И ныне» — тот же светилен. Певцы — 3‑е окончание светильна: «Молитвами, Господи, Богородицы, и спаси мя». (Первое окончание светильна особое для каждого дня седмицы, второе и третье окончания — постоянные.)
После светильна чтец — хвалитные псалмы: «Хвалите Господа с небес…» и другие стихи по обычаю. «Тебе слава подобает…», «Слава Тебе, показавшему нам свет».
Читается вседневное славословие.
Просительная ектения и молитва главопреклонения.
На стиховне стихиры Триоди, глас 5‑й. «Слава, и ныне» — Богородичен Триоди.
Примечание. Если святой имеет утреннюю стихиру на «Слава», то «Слава» — святому, «И ныне» — Богородичен по гласу «Славы», от меньших, из дополнительной части Минеи, а в среду и пяток — Крестобогородичен Минеи на ряду. Если святой не имеет «славника» стихир на стиховне, то «Слава, и ныне» — Богородичен, или Крестобогородичен Триоди.
Чтец: «Благо есть…» (дважды). Трисвятое по «Отче наш». По возгласе чтец — тропарь: «В храме стояще славы Твоея…», «Господи, помилуй» (40). «Слава, и ныне» — «Честнейшую Херувим…». «Именем Господним…». Иерей перед Царскими вратами: «Сый благословен…». Чтец: «Небесный Царю…». Иерей: «Господи и Владыко живота моего…» и поклоны: 3 великих, 12 малых с молитвой: «Боже, очис­ти мя, грешнаго», и еще раз — «Господи и Владыко живота моего…» и поклон один великий. Чтец: «Аминь», и без отпуста утрени читает 1‑й час. Отпуст утрени совершается после 1‑го часа. Иерей возвращается в алтарь и закрывает завесу.

Образец совершения 1‑го часа в понедельник, вторник, среду, четверг и пятницу Четыредесятницы

На 1‑м часе — после трех псалмов и «Аллилуиа» (трижды), во вторник, среду и четверг стихословится рядовая кафизма. Перед ней «заход»: «Господи, помилуй» (трижды), «Слава, и ныне» — читается, а не поется. На «Славах» кафизма прерывается пением, как на утрени, то есть «опевы» кафизмы поются.
После кафизмы (а если ее не бывает, то после псалмов часа) — чтец: «Слава, и ныне», «Аллилуи­а» (трижды), «Господи, помилуй» (трижды). Затем иерей (или, по Типикону, «учиненный чтец»), став пред Царскими вратами, поет тропарь часа, на глас 6‑й: «Заутра услыши глас мой, Царю мой и Боже мой», и творит земной поклон. Певцы — тот же тропарь. Иерей — стих: «Глаголы моя внуши, Господи, разумей звание мое». Певцы: «Заутра услыши глас мой…». Иерей: «Яко к Тебе помолюся, Господи». Певцы: «Заутра услыши глас мой…». Когда иерей произносит тропарь или стих, певцы и народ творят поклон; когда же певцы поют, тогда иерей творит поклон. Иерей: «Слава» (поклона нет). Чтец: «И ныне» — «Что Тя наречем…».
Затем певцы: «Стопы моя направи по словеси Твоему, и да не обладает мною всякое беззаконие» (дваж­ды). Так же (по дважды) поются следующие стихи: «Избави мя от клеветы человеческия, и сохраню заповеди Твоя»; «Лице Твое просвети на раба Твоего и научи мя оправданием Твоим». Затем: «Да исполнятся уста моя хваления Твоего, Господи, яко да воспою славу Твою, весь день великолепие Твое» (трижды).
Примечание. Тропари часа (особые тропари Часослова после Богородична часа и перед Трисвятым) поются только на 1‑м часе, на прочих часах они читаются.
Чтец — Трисвятое по «Отче наш». Иерей — возглас. Чтец — Богородичен дня (в понедельник, вторник и четверг — «Преславную Божию Матерь…»; в среду и пяток — «Скоро предвари…»), «Господи, помилуй» (40), «Иже на всякое время…», «Господи, помилуй» (трижды), «Слава, и ныне» — «Честнейшую Херувим…», «Именем Господним…». Иерей (на солее): «Боже, ущедри ны…». Чтец: «Аминь». И­ерей: «Господи и Владыко живота моего…», с 16 поклонами. Конечное Трисвятое по «Отче наш». Иерей — возглас. Чтец: «Аминь», «Господи, помилуй» (12). И молитва: «Христе, Свете Истинный…». Певцы (по обычаю): «Взбранной Воеводе…». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже…». Певцы: «Слава, и ныне», «Гос­поди, помилуй» (трижды). «Благослови». Отпуст великий и многолетны.
О литии о усопших
По Уставу, по окончании 1‑го часа совершается лития о усопших, которая, по мысли Типикона, является неотъемлемой частью утреннего богослужения. Заупокойная лития по окончании 1‑го часа назначается Типиконом во все седмичные дни года. В субботу, Неделю и в праздничные дни литии нет. Такая же лития назначается Уставом и после отпуста вечерни в том случае, если вечерня не соединяется с Литургией Преждеосвященных Даров, т. е. в понедельник, вторник и четверг. (В среду и пятницу вечерня служится в соединении с Литургией Преждеосвященных Даров.) Не полагаются литии о усопших и после вечерни понедельника, которая служится в Неделю вечером.
Таким образом, в период Святой Четыредесятницы Типикон назначает литии по окончании 1‑го часа и по отпусте вечерни. Различаются они лишь тем, что на литии после 1‑го часа полагается чтение Оглашений прп. Феодора Студита (в среду и пятницу): «И чтутся Оглашения преподобнаго отца нашего Феодора Студита от предстоятеля или от экклисиарха, яко предписася, сиречь в среду и пяток» (см. П­остную Триодь, служба понедельника 1‑й седмицы Великого поста).
На практике лития совершается следующим образом:
В притворе (или в соответствующем месте храма) заранее устанавливается панихидный стол (тетрапод). По окончании 1‑го часа или вечерни священник берет кадило и в предшествии двух свещеносцев исходит в притвор северными вратами (Царские врата и завеса не открываются). За ним, при пении самогласной стихиры храма, следуют хор и молящиеся. Стихира берется из службы того праздника или святому, которому посвящен придел, где совершается служба. Это может быть стихира по 50‑м псалме или одна из литийных стихир. (Если святой не имеет праздничного знака, шестеричный или славословный, и его служба не содержит указанных песнопений, стихира берется с «Господи воззвах» или из другого цикла стихир).
Иерей возглашает: «Благословен Бог наш…». Певцы: «Аминь». Чтец: Трисвятое по «Отче наш». И­ерей — возглас. Певцы: «Аминь» и тропари 4‑го гласа: «Со духи праведных…», «В покоищи Твоем, Господи…». «Слава» — «Ты еси Бог…», «И ныне» — «Едина Чистая…». Иерей (с кадилом) произносит сугубую заупокойную ектению: «Помилуй нас, Боже…», «Еще молимся о упокоении…», «Яко да Г­осподь Бог…», «Милости Божия…», «Господу помолимся». Певцы: «Господи, помилуй» (40). Молитва тайно: «Боже духов…». Возглас: «Яко Ты еси Воскресение…». «Слава Тебе, Христе Боже…» и т. д. Отпуст: «Воскресый из мертвых…». По отпусте поются особые стихи, глас 8‑й: «Вечная ваша память, достоблаженнии отцы и братия наша, присно поминаемии» (трижды); и глас 7‑й: «Бог да ублажит и упокоит их и нас помилует, яко Благ и Человеколюбец» (единож­ды).

Образец совершения 3‑го, 6‑го и 9‑го часов в понедельник, вторник, среду, четверг и пятницу Четыредесятницы

Великопостные часы 3‑й, 6‑й и 9‑й обычно совершаются вместе с изобразительными и вечерней (если не совершается Литургия Преждеосвященных Даров). Перед каждым часом ударяют в колокол соответственно 3, 6 или 9 раз, перед изобразительными — 12 раз, перед вечерней — звон в два колокола.
3‑й час. Иерей в епитрахили, перед Царскими вратами (завеса не открывается), совершив три поклона (поясных), произносит возглас: «Благословен Бог наш…». Чтец: «Аминь», «Слава Тебе, Боже наш…» и прочее последование 3‑го часа, как обычно. По окончании третьего псалма — «Слава, и ныне», «Аллилуиа» — и стихословится рядовая (в понедельник — 7‑я) кафизма, разделенная на три «Славы» (порядок чтения тот же, что на 1‑м часе). После кафизмы иерей (или, по Типикону, «учиненный чтец») перед Царскими вратами поет тропарь часа, глас 6‑й: «Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа…» и стихи: «Сердце чисто созижди во мне, Боже…»; «Не отвержи мене от лица Твоего…». По исполнении тропаря и поклонов иерей: «Слава». Чтец: «И ныне» — Богородичен: «Богородице, Ты еси Лоза истинная…» и прочее. После молитвы «Иже на всякое время…» иерей (на солее) произносит: «Боже, ущедри ны…». Чтец: «Аминь». Иерей читает молитву прп. Ефрема Сирина с 16 поклонами. Чтец — молитву: «Владыко Боже…», и начинается 6‑й час.
6‑й час. Псалмы и кафизма (в понедельник — 8‑я) читаются в том же порядке, что и на 3‑м часе. После кафизмы, как и на 3‑м часе, поется тропарь часа, глас 2‑й: «Иже в шестый день же и час…». Стихи: «Внуши, Боже, молитву мою…»; «Аз к Богу воззвах…». «Слава». Чтец: «И ныне» — Богородичен 6‑го часа: «Яко не имамы дерзновения…». Тропарь пророчества. «Слава, и ныне» — тот же тропарь. Иерей: «Вонмем». Чтец — прокимен, глас 4‑й: «Весть Гос­подь путь праведных, и путь нечестивых погибнет», со стихом. Иерей: «Премудрость». Чтец: «Пророчества Исаиина чтение». Иерей: «Вонмем». По окончании чтения паримии иерей: «Вонмем». Чтец — прокимен, глас 7‑й: «Работайте Господеви со страхом и радуйтеся Ему с трепетом», со стихом. После пения прокимна чтец: «Скоро да предварят ны…». Трисвятое по «Отче наш». Иерей — возглас. Чтец — тропарь: «Спасение соделал еси…», «Слава» — «Пречистому Образу Твоему..». На «И ныне» — в понедельник, вторник и четверг — «Милосердия сущи Источник…»; в среду и пятницу — Крестобогородичен: «Препрославлена еси, Богородице Дево…». «Господи, помилуй» (40), «Иже на всякое время…», «Гос­поди, помилуй» (трижды), «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим…», «Именем Господним…». Иерей (на солее): «Боже, ущедри ны…» и читает молитву прп. Ефрема Сирина с 16 поклонами. Чтец — молитву: «Боже и Господи Сил…», и начинается 9‑й час.
9‑й час совершается так же, как и предыдущие (в понедельник на 9‑м часе — 9‑я кафизма). Тропарь 9‑го часа, глас 8‑й: «Иже в девятый час…». Стихи: «Да приближится молитва моя…»; «Да внидет прошение мое…». В конце 9‑го часа, после «Боже, ущедри ны…», иерей читает молитву прп. Ефрема Сирина с тремя великими поклонами. Чтец — молитву: «Владыко, Господи Иисусе Христе, Боже наш…», и начинаются изобразительны.

Образец совершения изобразительных в понедельник, вторник и четверг Четыредесятницы

Изобразительны. Отверзается завеса Царских врат. Хор поет: «Во Царствии Твоем помяни нас, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем». В конце на «Слава» — «Помяни нас, Господи…», на «И ныне» — «Помяни нас, Господи…». Затем медленно и громко (с тремя земными поклонами): «Помяни нас, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем», «Помяни нас, Владыко, егда приидеши во Царствии Твоем», «Помяни нас, Святый, егда приидеши во Царствии Твоем». Чтец: «Лик Небесный…». Стих: «Приступите к Нему и просветитеся…», «Лик Небес­ный…», «Слава» — «Лик святых Ангел и Архангел…», «И ныне» — «Верую…», «Ослаби, остави…», «Отче наш». Иерей — возглас.
Кондаки на изобразительных:
В храме Господском (в понедельник, вторник, четверг) — кондак храма, кондак дня (в четверг — два), кондак рядовому святому Минеи (если есть), «Слава» — «Со святыми упокой…», «И ныне» — «Предстательство христиан…».
В храме Богородицы — кондак дня (в четверг — два), кондак рядовому святому Минеи (если есть). «Слава» — «Со святыми упокой…», «И ныне» — кондак храма.
В храме святого — кондак дня (в четверг — два), кондак храма, кондак рядовому святому Минеи (если есть). «Слава» — «Со святыми упокой…», «И ныне» — «Предстательство христиан…».
Примечание. Во вторник не следует произносить кондак храма Предтечи, а в четверг — кондак храма апостольского или свт. Николая, так как они заменяются дневными.
Примечание. Если на утрени кондак рядовому святому отсутствует, то на изобразительных он также не читается; если рядовому святому два кондака, то читается один по выбору.
«Господи, помилуй» (40), «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим…», «Именем Господним…». Иерей (перед Царскими вратами): «Боже, ущедри ны…». Чтец: «Аминь». Иерей — молитву прп. Ефрема Сирина с 16 поклонами.

Образец совершения вечерни в Четыредесятницу, когда не бывает Литургии Преждеосвященных Даров

Вечерня. Вечерня вседневная, совершаемая в понедельник, вторник и четверг Четыредесятницы, следует за изобразительными без начального возгласа. После поклонов с молитвой прп. Ефрема Сирина, положенных в конце изобразительных, чтец: «Аминь», «Приидите, поклонимся…» (трижды) и предначинательный псалом: «Благослови, душе моя, Господа…». Иерей (в епитрахили и поручах) читает перед Царскими вратами светильничные молитвы. По псалме — великая ектения. Затем кафизма 18‑я: «Ко Господу, внегда скорбети ми…» (порядок чтения тот же, что и на часах, но перед 1‑й «Славой» не произносится «Господи, помилуй» (трижды) и «Слава, и ныне»). После кафизмы — малая ектения.
«Господи воззвах» во глас стихир Триоди. Во время пения стихир совершается обычное каждение. Стихиры на 6: Триоди (глас 2‑й и 5‑й) — 3, и Минеи, глас 1‑й (с 15 февраля, ап. Онисиму) — 3. «Слава, и ныне» — Богородичен, Минеи, глас тот же.
Входа нет. Чтец (или хор): «Свете Тихий…». И­ерей или диакон возглашает (в алтаре): «Вонмем. Мир всем». Чтец — прокимен первой паримии Триоди, со стихом. Иерей: «Премудрость». Чтец: «Бытия чтение». Иерей: «Вонмем». Чтение первой паримии. По окончании паримии диакон: «Вонмем». Чтец — прокимен второй паримии Триоди, со стихом. И­ерей: «Премудрость». Чтец: «Притчей чтение». Иерей: «Вонмем». Чтение второй паримии.
Примечание. Во всю св. Четыредесятницу на вечернях читаются: первая паримия — из Бытия, вторая — из книги Притчей.
По окончании паримии чтец: «Сподоби, Господи…». Ектения просительная и молитва главопреклонения.
По возгласе певцы поют стихиры на стиховне из Триоди, глас 3‑й. «Слава, и ныне» — Богородичен Триоди, глас тот же: «Богородице, предстательство всех…».
После стихир чтец: «Ныне отпущаеши». Трисвятое по «Отче наш». Иерей — возглас (на солее). Певцы: «Аминь». И поют тропари, глас 4‑й: «Богородице Дево…» (поклон). «Слава» — «Крестителю Хрис­тов…» (поклон), «И ныне» — «Молите за ны…» (поклон). Затем — «Под Твое благоутробие…» (без поклона). Чтец: «Господи, помилуй» (40), «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим…», «Именем Гос­подним…». Иерей: «Сый благословен…» (на солее). Чтец — молитву: «Небесный Царю…». Иерей: «Господи и Владыко живота моего…», и творим обыч­ные поклоны (16). Иерей возвращается в алтарь. Чтец — конечное Трисвятое по «Отче наш». Иерей — возглас. Чтец: «Аминь», «Господи, помилуй» (12), «Всесвятая Троице…», «Буди имя Господне…» (трижды), «Слава, и ныне», псалом 33‑й: «Благословлю Господа на всякое время…», полностью. И­ерей (на амвоне): «Премудрость». Певцы: «Достойно есть…» (до середины). Иерей: «Пресвятая Богородице, спаси нас» (земной поклон). Певцы: «Честнейшую Херувим…». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже…». Певцы: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Иерей — великий отпуст, на котором поминается святой (святые) следующего дня. Певцы — многолетны. Закрывается завеса Царских врат. Заупокойная лития.

Великое повечерие.
Великим постом, в вечер тех дней, когда не было полной Литургии (за исключением вечера среды и пятницы 5‑й седмицы), всегда совершается великое повечерие. Великое повечерие поется отдельно от вечерни.
С понедельника по четверг 1‑й седмицы на великом повечерии поется Великий канон прп. Андрея Критского.
Перед повечерием звон в колокол — 12 ударов. Иерей в епитрахили, сотворив перед Царскими вратами (при закрытой завесе) три поклона, возглашает: «Благословен Бог наш…». Чтец: «Аминь», «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», «Царю Небесный», Трисвятое по «Отче наш». Иерей — возглас. Чтец: «Приидите, поклонимся…» и псалом 69‑й: «Боже, в помощь мою вонми…».
Примечание. Этот псалом читается в начале повечерия только в первые четыре дня 1‑й седмицы Великого поста в связи с положенным здесь пением Великого канона прп. Андрея Критского. В другие дни он читается на своем месте — после молитвы «Владыко Боже, Отче Вседержителю…».
По традиции, во время чтения псалма иерей в епитрахили исходит на середину храма, где стоит аналой с приготовленным текстом Великого канона прп. А­ндрея Критского.
По окончании псалма лик поет ирмос: «Помощник и Покровитель…», и далее следует канон (ирмос дважды, тропари все, сколько есть). Певцы поют ирмос дважды и припевы. Ектений и катавасий не положено. По 6‑й песни — «Господи, помилуй» (трижды), «Слава, и ныне», кондак: «Душе моя, душе моя…». По 9‑й песни повторяется ирмос: «Безсеменнаго зачатия…» (и поклон).
По окончании канона продолжается повечерие от псалма «Внегда призвати…». После псалма 90‑го — пение: «С нами Бог…» с припевом: «Яко с нами Бог» на каждый стих. После стиха «Отец будущаго века» и припева «Яко с нами Бог» поется: «С нами Бог, разумейте, языцы, и покаряйтеся, яко с нами Бог». Затем «Слава» — «С нами Бог…», «И ныне» — «С нами Бог…». И в завершение — «Яко с нами Бог».
После «С нами Бог…» — тропари: «День прешед, благодарю…». «Слава» — «День прешед, славословлю…», «И ныне» — «День прешед, песнословлю…», «Безплотное естество херувимское…» и «Верую…».
После «Верую…» поются «молительные стихи». Иерей выходит из алтаря и перед Царскими вратами произносит нараспев: «Пресвятая Владычице Богородице, моли о нас, грешных» (поклон).
«Вся Небесныя Силы святых Ангел и Архангел…» (поклон).
«Святый Иоанне, Пророче и Предтече…» (поклон).
«Святии славнии апостоли, пророцы и мученицы…» (поклон).
«Преподобнии и богоноснии отцы наши…» (поклон).
Стих с упоминанием храмового святого (поклон).
«Непобедимая, и непостижимая, и Божественная сило…» (поклон).
«Боже, очисти нас, грешных» (поклон).
«Боже, очисти нас, грешных, и помилуй нас» (поклон).
Затем чтец — Трисвятое (это Трисвятое в чине великого повечерия называется первым).
По «Отче наш» поем «велегласно и со сладкопением» тропари: в понедельник и среду — на глас 2‑й: «Просвети очи мои, Христе Боже…». «Слава» — «Заступник души моея буди, Боже…», «И ныне» — «Яко не имамы дерзновения…». Во вторник и четверг — на глас 8‑й: «Невидимых враг моих неусыпание…»; стих: «Призри и услыши мя, Господи, Боже мой…»; «Яко страшен суд Твой, Господи…». «Слава» — «Слезы ми даждь, Боже…», «И ныне» — «Непостыдную, Богородице, надежду…». «Господи, помилуй» (40). «Именем Господним…». Иерей: «Молитвами святых отец наших…». Чтец — молитву свт. Василия Великого: «Господи, Господи…».
«Приидите, поклонимся…», псалом 50‑й, псалом 101‑й, молитва царя Манассии и Трисвятое (это Трисвятое в Типиконе называется вторым). По «Отче наш» пение тропарей, глас 6‑й: «Помилуй нас, Гос­поди…». «Слава» — «Господи, помилуй нас…», «И ныне» — «Милосердия двери…». Чтец: «Господи, помилуй» (40). «Слава, и ныне» — «Честнейшую», «Именем Господним…». Иерей: «Молитвами святых отец наших…». Чтец: «Аминь» и молитву: «Владыко Боже, Отче…».
«Приидите, поклонимся…».
Примечание. Далее, кроме первых четырех дней Великого поста, читается псалом 69‑й: «Боже, в помощь мою вонми…». В понедельник — четверг 1‑й седмицы этот псалом здесь опускается, так как прочитывается в начале повечерия.
Псалом 142‑й: «Господи, услыши молитву мою…», вседневное славословие: «Слава в вышних Богу…».
Примечание. Во все седмичные дни, кроме первых четырех дней 1‑й седмицы Великого поста, пос­ле «Слава в вышних Богу…» полагается канон Богородице Октоиха и канон (со стихирами) рядовому святому, а по окончании их — «Достойно есть». О порядке пения служб на повечерии см. 22 февраля, во вторник 2‑й седмицы Великого поста.
Затем чтец — Трисвятое (это Трисвятое в чине великого повечерия называется третьим). По «Отче наш» и возгласе иерея поем «велегласно и косно» (т. е. громко и медленно), на глас 6‑й: «Господи Сил, с нами буди…». Это песнопение с пятью хвалитными стихами поется, по Уставу, антифонно. По исполнении же пяти стихов повторяется первый стих и тропарь. Затем: «Слава» — «Господи, аще не быхом святыя Твоя имели молитвенники…», «И ныне» — «Многая множества моих, Богородице, прегрешений…», «Всесвятая Богородице, во время живота моего не остави мене…», «Все упование мое на Тя возлагаю…». Чтец: «Господи, помилуй» (40). «Иже на всякое время…». «Господи, помилуй» (трижды), «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим…», «Именем Господним…». Иерей (на солее): «Боже, ущедри ны и благослови ны…», «Господи и Владыко живота моего…» с 16 поклонами. Иерей возвращается в алтарь. Чтец — конечное Трисвятое. По «Отче наш» — «Господи, помилуй» (12), молитва: «Нескверная, Неблазная…», «И даждь нам, Владыко…», «Преславная Приснодево…», и прочее. Иерей (на солее): «Слава Тебе, Христе Боже…». Певцы: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Иерей с непокровенной главой, стоя на коленях лицом к «приклоншимся на землю» молящимся, читает молитву отпуста: «Владыко Многомилостиве…».
По молитве, «нам вставшим», иерей творит поклон, глаголя: «Благословите, отцы святии…». Молящиеся отвечают: «Бог да простит ти, отче святый» (или «Бог простит ти, отче святый, помолися о нас, грешных»). Иерей, обратясь к алтарю, возглашает прошения ектении: «Помолимся о Великом Господине и Отце нашем Святейшем Патриарсе Кирилле, и о Господине и Отце нашем Блаженнейшем Митрополите Владимире, и господине нашем Высокопреосвященнейшем (Преосвященнейшем) (поминается правящий архиерей)…», «О богохранимей стране нашей…», «О ненавидящих и любящих нас», «О милующих и служащих нам», «О заповедавших нам, недостойным, молитися о них», «О избавлении плененных», «О отшедших отцех и братиях наших», «О в мори плавающих», «О в немощех лежащих», «Помолимся и о изобилии плодов земных», «И о всякой души христиан православных», «Ублажим православныя архиереи и ктиторы святаго храма сего (святыя обители сея)», «Родители наша и вся прежде отшедшия отцы и братию нашу, зде лежащия и повсюду, православныя». Певцы: «Господи, помилуй» (тихо, на одной высоте, несколько раз). И­ерей: «Рцем и о себе самех», певцы: «Господи, помилуй» (трижды). Иерей: «Молитвами святых отец наших…». Певцы: «Аминь».

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ukrline.com.ua Mu Rambler's Top100 ya.ts ya.me