Православные храмы

Храм святителя Спиридона Тримифунтского

Идея строительства храма в честь святителя Спиридона Тримифунтского…

Храм иконы Божией Матери «В родах Помощница» (в 1‑м роддоме, на Печерске)

Храм был открыт 8/21 декабря 2000 г., первый молебен отслужен 9/22…

Свято-Троицкий храм Китаевой пустыни

Согласно преданию, Китаевская пустынь была основана в ХІІ столетии…
Публикации

О будущем храме новомучеников Киевских

В Киеве было репрессировано не менее 8 тыс. священнослужителей. В 1918–1920 гг.…

“Божие должно принадлежать Богу”. К вопросу реституции церковного имущества

Политики зачастую используют проблемы, связанные с церковной собственностью, в…

Священномученик Владимир, митрополит Киевский и Галицкий

Cvchmch_Vladimir_Kievskij“Я никого и ничего не боюсь. Я во всякое время готов отдать свою жизнь за Церковь Христову и за веру православную, чтобы только не дать врагам ее посмеяться над нею. Я до конца буду страдать, чтобы сохранилось Православие на Руси там, где оно началось...” Священномученик Владимир, митрополит Киевский и Галицкий

 

Святой священномученик Владимир, в миру Василий Никифорович Богоявленский, родился 1 января 1848 г. в селе Малая Морошка Моршанского уезда Тамбовской губернии в семье священника.

Высшее богословское образование он получил в Киевской Духовной Академии. Затем было преподавание в Тамбовской Духовной Семинарии и недолгое служение Церкви в пастырском звании. После трагической кончины супруги и единственного ребенка, усмотрев в этом Промысл Божий, он 8 февраля 1886 г. принял монашество с именем Владимира и был назначен настоятелем Троицкого монастыря в г. Козлове.

В октябре того же года он был переведен на настоятельство в Антониевом монастыре (Великий Новгород). А меньше чем через два года был хиротонисан в Санкт-Петербурге в Александро-Невской Лавре во епископа Старорусского, викария Новгородской епархии, где очень много и с великой пользой для народа трудился в деле проповеди слова Божия.

В 1891 г. преосвященный Владимир был назначен Самарским епископом. Служение совпало со временем поражения города голодом и последовавшей за ним эпидемии холеры. Святой Владимир развил многостороннюю благотворительную деятельность. Поэтому, когда уже на следующий год преосвященный Владимир был назначен экзархом Грузии с возведением во архиепископа Карталинского и Кахетинского, самарское общество с великим сожалением расставалось с любимым архипастырем.

21 февраля 1898 г. высокопреосвященный Владимир был назначен митрополитом Московским и принимал деятельное участие в заседаниях Священного Синода.

В 1912 г. митрополит Владимир был переведен в Санкт-Петербург с присвоением ему звания и прав первенствующего члена Синода. Вскоре митрополит Владимир вступил в управление Петроградской епархией.

Свойственные митрополиту прямолинейность и твердость поведения вызывали против него сильное раздражение у многих, увлекшихся тогда либерализмом и революционными лозунгами. К тому же на личной аудиенции у императора Николая II высокопреосвященный Владимир изложил свое мнение о влиянии на судьбу страны деятельности Григория Распутина. В итоге 23 ноября 1915 г. владыка Владимир был переведен  из столицы на Киевскую кафедру.

Но и в Киеве святитель не обрел покоя и отдыха. Здесь возник “Исполнительный комитет духовенства и мирян” с “комиссаром по духовным делам”.

В октябре 1917 г. в Петрограде произошел большевистский переворот. На этом фоне в Киеве активизировались силы, которые стремились добиться установления в Украине автокефалии. В ноябре в Киеве был учрежден “Комитет по созыву Всеукраинского Православного Церковного Собора”.

От владыки Владимира начали требовать, чтобы он немедленно покинул Киев, а затем попытались склонить митрополита к неканоническому провозглашению автокефалии Православной Церкви в Украине. Ни в одном, ни в другом от него ничего не добились.

Вечером 25 января 1918 г. митрополит Владимир был зверски убит.

 

“В кротости страдания приемля...”

Вечером 25 января 1918 г. через Экономические ворота Лавры вошли пять вооруженных людей. Прибыв в покои митрополита, они устроили здесь обыск, а затем, уверяя владыку Владимира, что ведут “к коменданту”, взяли его под конвой.

Однако из грубых реплик непрошеных гостей святитель понял, что в действительности его собираются расстрелять. Простившись со своим келейником, одев белый клобук, панагию и накинув шубу, мученик Христов вышел с неизвестными на улицу. Подойдя к углу Великой церкви, солдаты закурили папиросы. Митрополит же, дойдя до главного входа в храм, остановился, обратился к церкви и совершил молитву. Возле Экономических ворот святитель снова остановился, обратился к иконе Святителя Николая и, перекрестившись, поклонился.

Затем убийцы посадили митрополита в автомобиль и немного отъехали с ним к северу от Лавры. Здесь, в нескольких минутах ходьбы от Экономических ворот, на площадке между двумя рядами окружавших Лавру земляных крепостных валов солдаты вывели святителя из машины. “Что, вы здесь меня хотите расстрелять?” — спросил владыка Владимир. “А что же, церемониться с тобой?” — ответили убийцы. Тогда, попросив немного времени для последней молитвы, святой Владимир воздел руки к небу и сказал: “Господи! Прости мои согрешения, вольные и невольные, и приими дух мой с миром”. Потом он обеими руками крестообразно благословил своих убийц и сказал: “Господь вас благословляет и прощает”. Митрополит еще не успел опустить рук, как раздались три выстрела. Святитель упал. Тогда изверги подошли к мученику и сделали еще несколько выстрелов в ухо лежащего, после чего зверски искололи тело страдальца штыками.

Тело мученически скончавшегося митрополита оставалось на месте убийства до самого утра. В Лавре узнали об ужасном событии от мирских людей, проходивших мимо места расстрела владыки. Получив разрешение большевиков, братия перенесла тело святителя в Лавру. При этом один из стоявших на месте убийства часовых гневно сказал: “Вы еще хоронить его будете? В ров его бросить, тут его закопать!.. Мощи из него сделаете!” Через несколько дней, 29 января 1918 г., тело святителя было погребено в Крестовоздвиженской церкви на Ближних пещерах, рядом с могилами предшественников митрополита на Киевской кафедре.

 

Народная совесть

По свидетельству одного из киевлян того времени, это убийство произвело на жителей города гнетущее впечатление. Вскоре тайные почитатели владыки Владимира установили на месте гибели священномученика деревянный крест. Время от времени здесь появлялись неизвестно кем приносимые венки и живые цветы. По просьбе целых приходов здесь совершались панихиды. Все это говорило о том, что народная совесть, смущаемая чудовищным преступлением, требовала увековечения мученической кончины святого исповедника веры. Идя навстречу желанию киевской паствы, киевское городское духовенство постановило устроить на месте мученической кончины митрополита Владимира часовню, но после окончательного прихода большевиков к власти она была снесена.

После того как в 1988 г. Лавра была возрождена, в ней установилось местное почитание священномученика Владимира. Весной 1991 г. на крепостном валу вблизи места кончины святителя был установлен поклонный крест. В том же году состоялась общецерковная канонизация святого священномученика Владимира. А в ночь с 26 на 27 июня 1992 г. произошло обретение святых мощей угодника Божия, которые затем были перенесены в Дальние пещеры Киево-Печерской Лавры. В память этого события установлено отдельное церковное празднование.

 
Поиск на сайте
Календарь
<Январь 2012>
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
91012131415
16171819202122
23242526272829
3031     
ukrline.com.ua Rambler's Top100 ya.ts ya.me Mu