Православные храмы

Храм великомученицы Варвары (при Киевской областной больнице № 1)

Идея возведения храма на территории областной больницы принадлежит…

Храм великомученика Димитрия Солунского в Жулянах

Приходской храм села Жуляны. Самая старая деревянная церковь,…

Публикации

Православный взгляд на единство Церкви. Флорентийская уния и св. Марк Ефесский

Вопрос единства, воссоединения христиан и ликвидации разделения Восточной и…

Первоначальник русской летописи прп. Нестор Летописец

27 октября /9 ноября — день памяти прп. Нестора Летописца
У христиан всего мира светлый праздник Рождества Христова имеет теплый, трогательный характер, и является красивым семейным праздником, пронизанным атмосферой всеобщего согласия и любви.

По правилам Православной Церкви в Рождественский (6 января) и Крещенский (18 января) сочельники трапеза предписана всего один раз — после Божественной литургии. На трапезе правилами Церкви постановлено вкушать сочиво. А если сочельник припадает на субботу или воскресенье, то разрешается вкушать пищу “с елеем. Сыра же и подобных ему, и рыб, и никакоже дерзнем ясти”, то есть, можно есть постную пищу с маслом, но не сыр и рыбу. Главными блюдами на столе в сочельники бывают сочиво и взвар.

Согласно старинному обычаю, стол посыпался сеном в память о вертепе и яслях, а затем уже покрывался белоснежной скатертью. В центре стола ставилось блюдо с сочивом и взвар.

Сочиво — это главное традиционное блюдо сочельника. О нем впервые упоминается в начале XII века в летописи “Повесть временных лет”.

Традиционно сочиво приготовлялось из 1 стакана зерен пшеницы, 100 грамм мака, 100 грамм ядер грецких орехов и 2 столовых ложек меда с добавлением сахара по вкусу. Обычно очищенные зерна варили на воде и делали рассыпчатую постную жидкую кашу, к которой добавляли ядра грецкого ореха, сушеные фрукты и мед. Сочиво также делали с изюмом и медом.

В старину сочиво готовили чаще из пшеницы, реже из ячменя. Зерна толкли в ступке, но так, чтобы не раздробить их, а только содрать с них шелуху. В более позднее время сочиво стали делать из риса. Первоначально сочиво готовили с медом или сытой (разведенным медом). В еще более поздние времена в сочиво стали добавлять маковое молоко (запаренный и растертый мак), изюм, а также измельченные орехи и сахарный сироп.

Необходимо отличать сочиво и кутью. Кутья (в память об усопших) готовится исключительно из пшеницы и меда, а в сочиво (которое готовится в честь великих праздников и в память святых) кроме этого добавляются другие ингредиенты: орехи, изюм, сушеные фрукты и тому подобное.

Взвар приготовляли из сушеных ягод и фруктов, сваренных в воде и подслащенных медом или сахаром.

Продукты, из которых готовится сочиво, имеют символическое значение. Зерно является символом воскресшей жизни. Мед — символ радости вкушения райских благ. Остальные составляющие сочива — мак, изюм, сушеные фрукты и др. — символы нашей жертвы Богу, нашей десятины.

Придает сил так называемое “постное молоко”. Для его приготовления потребуется 200 грамм любых орехов и 3 стакана кипяченой воды, сахар по вкусу. Надо истолочь орехи в ступке, постепенно добавляя воду, затем процедить через марлю и досуха отжать размельченные орехи. В завершение добавить сахар по вкусу.

 

Почему на Рождество украшают елки?

 Во многих семьях к празднику Рождества устанавливают елки. Этот обычай основывается как на словах пророка Исаии о Спасителе: “И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его” (Ис. 11, 1), так и на словах церковного песнопения в честь события Рождества Христова: “Жезл из корене Иессеова, и цвет от него, Христе, от Девы еси”.

Украшение сухих ветвей елок светильниками и сладостями поучительно показывает, что наша природа, бесплодная и безжизненная ветвь, только во Иисусе Христе — источнике жизни, света и радости — может принести духовные плоды: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, веру, кротость, воздержание (см.: Гал. 5, 22–23).

 

Празднуем Рождество Христово

 День Рождества Христова издревле причислен Церковью к великим двунадесятым праздникам, согласно Божественному свидетельству Евангелия, изображающего это событие величайшим, всерадостнейшим и чудесным. “Я возвещаю вам, — говорит Ангел вифлеемским пастухам, — великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях. И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!” (Лк. 2, 10–14).

Православная Церковь о величии праздника Рождества Христова возглашает: “Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума: в нем бо звездам служащие звездою учахуся Тебе кланятися, Солнцу Правды, и Тебе ведети с высоты Востока; Господи, слава Тебе”.

В последний день перед праздником совершается навечерие Рождества Христова (Рождественский сочельник), свидетельствующее об особенной важности наступающего торжества, ибо навечерия бывают только перед важнейшими праздниками.

В Православной Церкви в навечерие совершаются часы, называемые царскими, потому что издавна на этом богослужении присутствовали цари, поклоняясь новорожденному Царю царей.

Царские часы начинаются и совершаются при открытых Царских вратах, посреди храма, пред Евангелием, положенным на аналое, как бы в знамение того, что ныне Спаситель уже не таится, как некогда во мраке вертепа, но сияет всем народам. Пред Евангелием воскуряется кадильный фимиам, в воспоминание ладана и смирны, принесенных волхвами новорожденному Христу.

Сам день Рождества Христова во плоти, важнейший и торжественнейший, в богослужебных книгах Православной Церкви называется “Пасхою”, праздником тридневным. В этот день, по гласу Церкви, “всяческая радости наполняются. Ликуют Ангели на небеси, и радуются человецы: играет же вся тварь рождшагося ради в Вифлееме Спаса Господа: яко всякая лесть идольская преста и царствует Христос во веки”.

Свою духовную радость в день Рождества Христова Церковь начинает и выражает пророческим утешительным пением на великом повечерии, которым начинается всенощное бдение: “С нами Бог. Разумейте, языцы, и покоряйтеся, яко с нами Бог”. Великая радость Церкви в праздник Рождества Христова проистекает из благодарственного воспоминания снисхождения и единения Бога с человеком, о чем и благовествуется в евангельском чтении на утрени (Мф. 1, 8–25).

В древние времена бдение продолжалось всю ночь. “От нощи утренююще славословим Тя, Человеколюбче”, — говорит св. Косма Маиумский в каноне на Рождество Христово.

Божественную литургию в праздник постановлено совершать “порану труда ради бденного”.

Сообразно великой радости, принесенной миру Рождеством Спасителя, Церковь издревле постановила совершать богослужение в день Рождества Христова без коленопреклонений, кроме благодарственного молебна за избавление Отечества от врагов, разрешать пост, в какой бы день недели ни случился праздник, и весь день церковного праздника сопровождать церковным звоном.

Торжественное прославление Рождества Христова после богослужения в храмах переносится и в жилища верующих. Подобно Ангелам, которые возвестили великую радость вифлеемским пастухам и пели хвалу Богу, священнослужители начинают славление в храме: “Постановлено вжигать свещник и поставлять его посреди церкви; а ликам стать вкупе среди храма и петь возгласно: “Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума” и прочее”.

С древних времен православные христиане проводили праздник Рождества Христова благоговейно. Также и мы должны избегать развлечений и увеселений, нарушающих святость праздника.

В пределах предпразднества и попразднества праздник Рождества Христова продолжается двенадцать дней.

 

Как провести святки?

Двенадцать дней после праздника Рождества Христова называют святками, то есть святыми днями, так как эти двенадцать дней освящены великими событиями Рождества Христова.

В первые три века христианства, когда гонения мешали свободе христианского богослужения, в некоторых восточных Церквях праздник Рождества Христова соединялся с праздником Крещения под общим названием Богоявления. Памятником древнего соединения Рождества Христова и святого Богоявления является сходство в совершении этих праздников, дошедшее и до наших времен. Когда же эти праздники были разделены, то празднование распространилось на все дни, промежуточные от 7 до 19 января (по н. ст.), и эти дни как бы составили один праздник. В народе эти дни называют святыми вечерами, потому что по древнему обычаю православные христиане прекращают свои дневные дела вечером, в воспоминание событий Рождества и Крещения Спасителя, бывших в ночное или вечернее время.

Святить двенадцать дней после праздника Рождества Христова Церковь начала с древних времен. Уже в Церковном Уставе преподобного Саввы Освященного († 532 г.), в который вошли еще более древние чиноположения, пишется, что во дни святок “никакоже пост, ниже коленопреклонения бывают, ниже в церкви, ниже в келии”, и возбранено совершать священнодействие Таинства Брака.

Вторым Туринским Собором в 567 году все дни от Рождества Христова до Богоявления названы праздничными.

На Рождество (7 января) устраивают праздничный стол.

Во время святок мясо, по правилам Православной Церкви, можно есть каждый день (кроме 18 января).

Начиная с 19 января — праздника Крещения Господня — мясо дозволяется есть в любой день недели, кроме среды и пятницы, ибо Спаситель претерпел особые мучения в среду (был предан на мучения) и в пятницу (распят на Кресте).

В “Домострое” есть следующие указания касательно еды в праздничные дни: “В Великий мясоед после Рождества Христова к столу подают: лебедей да потрох лебяжий, жареных гусей, тетеревов, куропаток, рябчиков, поросят на вертеле, баранину заливную, баранину запеченную, поросят заливных, поросячий потрох, бульоны куриные, солонину с чесноком и с пряностями, лосину... кур с вертелов, гусиные потроха, говядину вяленую да свинину, ветчину, колбасы, желудки, гусей вяленых, вяленых кур”...

Cвятость этих дней и вечеров в настоящее время нарушается призывами возвратиться к обычаям языческих празднеств. С экранов телевизоров, по радио, из газет нам внушают, что на Руси в дни святок были приняты гадания.

 

О традициях и суевериях

Церковь, заботясь о нашей чистоте, всегда запрещала эти суеверия. В правилах шестого Вселенского Собора говорится: “Прибегающие к волшебникам, или другим подобным, чтобы узнать от них что-либо сокровенное, согласно с прежними отеческими о них постановлениями, да подлежат правилу шестилетней епитимии. Той же епитимии надлежит подвергать и тех, которые производят гадания о счастье, судьбе, родословии, и множество других подобных толков, равно и так именуемых облакогонителей, обаятелей, делателей предохранительных талисманов и колдунов. Закосневающих же в этом и не отвращающихся от этих пагубных и языческих вымыслов определяем совсем извергать из Церкви, как священные правила повелевают. Ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром? (см.: 2 Кор. 6, 14–16). Так называемые календы (то есть языческие празднования первого дня каждого месяца), Бота (языческое празднование Пану), Врумалия (празднование языческому божеству Вакху) и народное сборище в первый день марта желаем совсем исторгнуть из жития верных. Также и всенародные пляски, могущие причинить великий вред и пагубу, равно и в честь богов, которых так ложно называют эллины, пляски и обряды, производимые мужчинами и женщинами, совершаемыми по старинному и чуждому христианского жития обряду, отвергаем и определяем: никому из мужей не одеваться в женскую одежду, не свойственную мужу; не носить масок. Поэтому тех, которые отныне, зная это, дерзнут делать что-либо из вышесказанного, клириков повелеваем извергать из священного сана, а мирян — отлучать от общения церковного”.

В Священном Писании говорится: “На женщине не должно быть мужской одежды, и мужчина не должен одеваться в женское платье, ибо мерзок пред Господом Богом твоим всякий делающий сие” (Втор. 22, 5).

Раньше православные правительства в своих законах запрещали “в навечерие Рождества Христова и в продолжение святок заводить, по старинным идолопоклонническим преданиям, игрища и, наряжаясь в кумирские одеяния, производить по улицам пляски и петь соблазнительные песни”.

Совсем иной, благочестивый обычай, когда в Святой вечер молодежь собирается в группы и ходит по домам колядовать. Колядующие носят с собой изображение Вифлеемской звезды и макетик вертепа (пещеры), где родается Иисус Христос, и поют колядки. Колядки представляют собой праздничные песни, славники с пожеланием счастья и благополучия семьям, а также молитвенные песнопения, в которых прославлялся Иисус Христос. Колядующих принято одаривать не только деньгами, но чаще всего вкусной снедью — коржами со сладкой начинкой, конфетами, печеньем, пирожными и пряниками.

Подготовил Сергей Шишковский

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ukrline.com.ua Mu Rambler's Top100 ya.ts ya.me