Православные храмы

Храм священномученика Макария, митрополита Киевского

Настоятель храма прп. Феодора Освященного на Лукьяновке о. Константин…

Покровский храм (в Центральном военном госпитале Министерства обороны)

Указ Императрицы Анны Иоанновны от 19 февраля 1736 г. предписывал: во…

Храм равноапостольного князя Владимира и преподобной Евфросинии Полоцкой (на Владимирском рынке)

Первоначально деревянный храм в честь святого равноапостольного князя…

Публикации

О будущем храме новомучеников Киевских

В Киеве было репрессировано не менее 8 тыс. священнослужителей. В 1918–1920 гг.…

Не бути Іванами безрідними

Сьогодні у молодіжному середовищі, на жаль, широко розповсюджені такі пороки,…

Райская ветвь для Богородицы

Слово “успение” имеет два значения: засыпать, а также мирная, подобная сну,…

Господь наш Иисус Христос, Спаситель мира, родился от Пресвятой Девы Марии в царствование императора Августа (Октавия) в городе Вифлееме.

В то время Август повелел сделать всенародную перепись во всей своей империи, к которой относилась тогда и Палестина. У евреев был обычай вести народные переписи по коленам, племенам и родам. Всякое колено и род имели свои определенные города и праотеческие места. Потому Преблагословенная Дева и праведный Иосиф, происходившие от рода Давидова, должны были идти в Вифлеем (город Давида), чтобы внести и свои имена в список подданных кесаря.

В Вифлееме они не нашли уже ни одного свободного места в городских гостиницах. В известняковой пещере, предназначенной для стойла, среди сена и соломы, разбросанных для корма и подстилки скоту, далеко от постоянного местожительства, среди чужих людей, в холодную зимнюю ночь, в обстановке, лишенной не только земного величия, но даже обыкновенного удобства, родился Богочеловек, Спаситель мира. “Таинство странное вижу и преславное, — с удивлением воспевает Святая Церковь, — Небо — вертеп; Престол Херувимский — Деву; ясли — вместилище, в них же возлеже Невместимый Христос Бог” (ирмос 9-й песни канона). Безболезненно родившая Богомладенца Пресвятая Дева Сама, без посторонней помощи, “повит Его и положи Его в яслех” (Лк. 2, 7). Но среди полночной тишины, когда все человечество объято было глубочайшим греховным сном, весть о Рождестве Спасителя мира услышали пастухи, бывшие на ночной страже у своего стада: им предстал Ангел Господень. И смиренные пастухи первые удостоились поклониться ради спасения людей Снисшедшему до “рабия зрака”. Кроме ангельского благовестия вифлеемским пастухам, Рождество Христово чудесною звездою возвещено было волхвам, и в лице восточных мудрецов весь языческий мир, незримо для него самого — преклонил свои колена пред истинным Спасителем мира, Богочеловеком. Войдя в пещеру, где был Младенец, волхвы “падше поклонишася Ему, и отверзше сокровища своя, принесоша Ему дары: злато и ливан и смирну” (Мф. 2, 11).

 

Нечаемая благодать дана людям

День Рождества Христова издревле причислен Церковью к великим двунадесятым праздникам, согласно с Божественным свидетельством Евангелия, изображающего празднуемое событие величайшим, всерадостнейшим и чудесным. “Се бо благовествую вам, — сказал Ангел вифлеемским пастухам, — радость велию, яже будет всем людем: яко родися вам днесь Спас, Иже есть Христос Господь, во граде Давидове. И се вам знамение: обрящете Младенца повита, лежаща в яслех. И внезапу бысть со Ангелом множество вой небесных, хвалящих Бога и глаголющих: слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение. Вси слышавшии дивишася о глаголанных от пастырей, и возвратишася пастырие, славяще и хваляще Бога о всех, яже слышаша и видеша” (Лк. 2, 10–20).

Так Рождество Христово как событие высочайшее и чрезвычайное сопровождалось дивной вестью пастырям и волхвам о всемирной радости для всех людей, “яко родися Спас”, Ангельским славословием родившемуся Спасу, поклонением Ему пастырей и волхвов, благоговейным удивлением многих, слышавших слова пастырей о родившемся Младенце, славою и хвалою Его от пастырей.

В воспоминание Рождества во плоти Господа нашего Иисуса Христа установлен Церковью праздник,  который служит началом и основанием для прочих праздников.

В апостольских постановлениях говорится: “Храните, братия, дни праздничные, и, во-первых, день Рождества Христова, которое да празднуется вами в 25 день десятого месяца” (от марта).

Там же сказано: “День Рождества Христова да празднуют, в оньже нечаемая благодать дана человекам рождением Божия Слова из Марии Девы на спасение миру”.

 

От первых веков и доныне

Начало празднования Рождества Христова относится ко временам апостолов. Об этом мы находим свидетельства отцов Церкви с первых веков христианства.

Так, во II столетии на празднование дня Рождества Христова 25 декабря (по старому стилю) указывает святитель Климент Александрийский.

В III веке о празднике Рождества Христова, как о бывшем прежде, упоминает святой Ипполит Римский, назначая чтение Евангелия в этот день из 1 и 2 глав от Матфея.

IV век. Из истории христианства известно, что в 302 году (время гонения христиан Максимианом) никомидийские христиане именно в праздник Рождества Христова сожжены были в храме в числе 20 тысяч человек.

В том же веке, когда Церковь после гонений получила свободу вероисповедания и сделалась господствующей в Римской империи, упоминание о празднике Рождества Христова находим во всей Вселенской Церкви. Это можно видеть из поучений на праздник Рождества Христова святого Ефрема Сирина, святителей Василия Великого, Григория Богослова, Григория Нисского, Амвросия, Иоанна Златоуста и других отцов Церкви IV века.

Святитель Иоанн Златоуст в слове своем, которое он говорил в 385 году, называет праздник Рождества Христова “древним и очень древним”.

В том же IV веке на месте пещеры Вифлеемской, прославленной рождением Иисуса Христа, равноапостольная царица Елена соорудила храм, о великолепии которого много старался державный ее сын.

V–VI век. В кодексе Феодосия, изданном в 438 году, и Юстиниана — в 535 г., излагается закон о всеобщем праздновании дня Рождества Христова.

Никифор Каллист, писатель XIV века, в своей истории упоминает, что император Юстиниан в VI веке постановил праздновать Рождество Христово по всей земле.

В VII в. — святители Софроний Иерусалимский и Андрей Критский, в VIII в. — святые Иоанн Дамаскин, Косма Маиумский и Герман, патриарх Цареградский, в IX в. — преподобная Кассия и другие, которых имена неизвестны, написали для праздника Рождества Христова многие священные песнопения, употребляемые ныне Церковью для прославления светло празднуемого события.

 

Празднование Рождества и Крещения

В первые три века, когда гонения стесняли свободу христианского богослужения, в некоторых местах Востока — в Церквях Иерусалимской, Антиохийской, Александрийской и Кипрской — праздник Рождества Христова соединялся с праздником Крещения (6 января), под общим названием — Богоявление. Причиной этого, вероятно, было мнение, что Христос крестился в день Своего рождения, как можно заключить об этом из слов святителя Иоанна Златоуста, который в одной из бесед своих в Рождество Христово говорит: “Не тот день, в который родился Христос, называется Богоявлением, но тот, в который Он крестился”. К такому мнению могли дать повод слова евангелиста Луки, который, говоря о крещении Иисуса Христа, свидетельствует, что тогда “бе Иисус яко лет тридесять” (Лк. 3, 23).

Празднование Рождества Христова вместе с Богоявлением в некоторых восточных Церквях продолжалось до конца IV века, в иных — до V или даже до VI века. Памятником древнего соединения праздников Рождества Христова и Богоявления доныне в Православной Церкви служит сходство в совершении этих праздников. Тому и другому предшествует сочельник с одинаковым народным преданием, что в сочельник должно поститься до первой звезды. Чин богослужения в навечерии обоих праздников и в самые праздники очень похож.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ukrline.com.ua Mu Rambler's Top100 ya.ts ya.me