Православные храмы

Храм святых Царственных страстотерпцев (в 1‑й детской больнице)

Первый Молебен (освящение куличей) служили на Пасху, 10 / 23 апреля…

Храм святителя Николая Мирликийского (у Дарницкого вокзала)

Освящение места закладки храма состоялось в день престольного…

Храм иконы Божией Матери «Умягчение злых сердец»

Первым храмом общины является храм святителя Петра (Могилы),…
Публикации

Ревность не по разуму. По поводу так называемого “Ответа православных христиан” Священному Синоду УПЦ

В который раз православная общественность становится свидетелем того, как…

Просвітницька місія Церкви

В актовому залі Свято-Успенської Києво-Печерської Лаври 21 січня відбувся…

Шануй батька свого і матір свою...

Святий апостол Павел пише: “...нехай буде досконала Божа людина, до всякого…

“Великая благочестия тайна: Бог явился во плоти”

На вопросы читателей отвечает Блаженнейший Владимир, Митрополит Киевский и всея Украины, Предстоятель Украинской Православной Церкви

 

?В чем состоит основное вероучительное значение события Рождества Христова?

Сам факт Рождества Спасителя — Господа нашего Иисуса Христа, то есть воплощение Его как Сына Божия для искупления и спасения человечества, является основой, началом и сущностью христианства. Воплощение Иисуса Христа имеет в христианстве значение догмата. Термин “догмат” известен со времен античности, где он обозначал такие доктрины, которые, будучи общеизвестными, имели значение неоспоримой истины. В церковной традиции со времен мужей апостольских за термином “догмат” закрепилось значение непререкаемой истины, данной через Божественное Откровение.

Догмат — это истина, которая относится к внутреннему существу религии, к области личной веры человека. Воплощение Сына Божия, Рождество Иисуса Христа — есть та истина, безусловное признание которой является обязательным и необходимым условием для каждого, кто причисляет себя к членам Церкви Христовой.

На вере в Боговоплощение Иисуса Христа основывается все духовное миросозерцание христианина и вся его духовная жизнь. Здесь источник его чаяний и упований, конечного спасения и благой участи в вечности. В Священном Писании о воплотившемся Спасителе сказано: “Нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись” (Деян. 4, 12). И Сам Господь Иисус Христос свидетельствует о Себе: “Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня” (Ин. 14, 6).

Для оценки важности самого факта Рождества Христова нужно указать на его необходимость в деле спасения рода человеческого от греха, проклятия и смерти. Вследствие грехопадения прародителей, поврежденная человеческая природа томилась в рабстве греха, люди пребывали в отчуждении от Бога, и закономерным следствием гнева Божия для человека являлась смерть. Необходимо было уврачевать человеческую природу, но не нарушая свободы, искоренить зло в ее существе или, говоря другими словами, совершенно обновить и воссоздать человека, воссоединить его с Богом, возвратить ему утраченное грехопадением в Раю бессмертие и уничтожить все пагубные следствия человеческого грехопадения в мире.

И Господь Бог по Своему неизреченному милосердию от вечности благоволил избрать чрезвычайное средство к спасению падшего человечества через Единородного Сына Своего и Святого Духа, как говорит об этом Библия: “Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него” (Ин. 3, 16–17). Обетование о спасении Он благоволил дать людям тотчас по грехопадении раскаявшихся прародителей — Адама и Евы, и в течение тысячелетий приготовлял человечество к принятию Искупителя — Господа Иисуса Христа — и к свободному усвоению плодов Его искупительной жертвы.

Ветхозаветная Церковь, в лице израильского народа как единственно сохранившего веру в Истинного Бога, жила верой в пришествие обетованного Мессии. В мессианских обетованиях и пророчествах Ветхого Завета настолько подробно предначертаны образ Мессии и Его великое служение, что воскресший Спаситель во время беседы с учениками по пути в Эммаус, развеивая их сомнения, говорит: “О, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки! Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою? И, начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании” (Лк. 24, 25–27).

История свидетельствует, что и весь остальной языческий мир, особенно греки и римляне, ко времени Рождества Христа Спасителя были уже подготовлены ко вступлению в духовное Царство Мессии. В языческом мире того времени особенно обострилось живое желание и ожидание высшей небесной помощи для спасения погибающего человечества. Эти ожидания имеются в письменных памятниках почти всех  древних народов. А народы Востока, непосредственно соприкасающиеся с иудеями, прямо ожидали Его явления из Иудеи. Именно этим и объясняется евангельское повествование о поклонении волхвов Рождшемуся Спасителю (см.: Мф. 2, 1–12).

Таким образом, значение события Рождества Христова, пришествия Спасителя в мир — есть осуществление обетования пришествия Искупителя Мессии, данного первым людям — Адаму и Еве, осуществление чаяний всех народов о Спасителе, к принятию Которого человечество было подготовляемо в течение многих веков.

 

?На чем основано учение Церкви о сверхъестественном Рождении Спасителя?

Согласно учению Православной Церкви о первородном грехе, являющемся следствием грехопадения прародителей, природе Искупителя грех должен быть чужд изначально. Его рождение должно было иметь характер чудесный, сверхъестественный, в силу чего была бы прервана связь с грехом, передаваемым по закону естественного человеческого рождения. Поэтому в Символе веры — кратком изложении основных вероучительных истин — прямо говорится, что Спаситель, Господь наш Иисус Христос родился “от Духа Свята и Марии Девы”.

Прикровенно о необыкновенном происхождении Мессии говорится еще в Ветхом Завете, в первообетовании прародителям (его часто еще называют Первоевангелием), где речь идет о Семени Жены (см.: Быт. 3, 15). Как пишет святитель Филарет (Дроздов), это указывает “на потомство, которое выше природы, на чудесное рождение Сына от Жены без мужа, на рождение Христа — Богочеловека от Девы”.

Ветхозаветный пророк Исаия прямо говорит в своем мессианском пророчестве: “Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил” (Ис. 7, 14). В повествованиях евангелистов Луки и Матфея об обстоятельствах рождения Спасителя сообщается, что рождение Его совершилось наитием Святого Духа на Пресвятую Деву.

В частности, евангелист Лука, описывая Благовещение Архангела Гавриила Пресвятой Богородице, в ответ на Ее смущение свидетельствует об ангельском ответе: “Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим” (Лк. 1, 35).

Та же тайна утверждается в благовестии праведному Иосифу Обручнику о рождении Иисуса Христа у евангелиста Матфея: “Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго; родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их” (Мф. 1, 20–21).

О том, что праведный Иосиф Обручник не причастен к рождению Иисуса Христа, евангелисты свидетельствуют и в своих родословиях Спасителя. Евангелист Матфей о рождении Иисуса Христа выражается иначе, чем о рождении всех Его предков по человечеству. Ведя родословие строго по мужской линии, и доходя до Иосифа, он указывает на Богородицу: “Иаков родил Иосифа, мужа Марии, от Которой родился Иисус, называемый Христос” (Мф. 1, 16). Таким изменением способа перечисления предков Спасителя евангелист ясно показывает, что лишь одна Мария находится в непосредственном отношении к рождению Христа, как Матерь Его, и что праведный Иосиф Обручник не был причастен к Его рождению.

Об этом же говорит и евангелист Лука в своем родословии, свидетельствуя, что Спаситель “был, как думали, Сын Иосифов” (Лк. 3, 23), и заканчивая родословие Иисуса Христа словами, что Он был Сын “Адамов, Божий” (Лк. 3, 38).

Следует отметить, что сам догмат о воплощении Сына Божия — о Богочеловечестве Иисуса Христа — не может быть постигнут человеческим разумом. Как говорит апостол Павел: “Великая благочестия тайна: Бог явился во плоти” (1 Тим. 3, 16). Поэтому любые попытки объяснения Рождества Христова, не основанные на свидетельстве Священного Писания и не признающие факт сверхъестественного рождения Спасителя, являются ошибочными.

 
Поиск на сайте
Календарь
<Январь 2012>
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
91012131415
16171819202122
23242526272829
3031     
ukrline.com.ua Rambler's Top100 ya.ts ya.me Mu