Православные храмы

Храм в честь Казанской иконы Божией Матери (в парке Партизанской славы)

Община в честь иконы Божией Матери «Казанская» была зарегистрирована…

Кафедральный собор в честь Воскресения Христова

31 мая 2007 года Священный Синод УПЦ утвердил решение о строительстве…

Свято-Троицкий храм на Жилянской

Изначально Свято-Троицкий приходской храм находился на месте скверика…

Публикации

Не бойся, малое стадо… Православие на землях Холмщины и Подляшья

Православие на Холмщине и в Подляшье имеет тысячелетнюю традицию. Православная…

Что такое артос?

Слово артос (по-гречески — квасной хлеб) — общий всем членам Церкви освященный…

Преподобный Герман Аляскинcкий

Монах Герман был одним из Валаамской братии, избранной для просвещения светом…

На вопросы читателей отвечает Блаженнейший Владимир, Митрополит Киевский и всея Украины, Предстоятель Украинской Православной Церкви

 

?В чем состоит основное вероучительное значение события Рождества Христова?

Сам факт Рождества Спасителя — Господа нашего Иисуса Христа, то есть воплощение Его как Сына Божия для искупления и спасения человечества, является основой, началом и сущностью христианства. Воплощение Иисуса Христа имеет в христианстве значение догмата. Термин “догмат” известен со времен античности, где он обозначал такие доктрины, которые, будучи общеизвестными, имели значение неоспоримой истины. В церковной традиции со времен мужей апостольских за термином “догмат” закрепилось значение непререкаемой истины, данной через Божественное Откровение.

Догмат — это истина, которая относится к внутреннему существу религии, к области личной веры человека. Воплощение Сына Божия, Рождество Иисуса Христа — есть та истина, безусловное признание которой является обязательным и необходимым условием для каждого, кто причисляет себя к членам Церкви Христовой.

На вере в Боговоплощение Иисуса Христа основывается все духовное миросозерцание христианина и вся его духовная жизнь. Здесь источник его чаяний и упований, конечного спасения и благой участи в вечности. В Священном Писании о воплотившемся Спасителе сказано: “Нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись” (Деян. 4, 12). И Сам Господь Иисус Христос свидетельствует о Себе: “Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня” (Ин. 14, 6).

Для оценки важности самого факта Рождества Христова нужно указать на его необходимость в деле спасения рода человеческого от греха, проклятия и смерти. Вследствие грехопадения прародителей, поврежденная человеческая природа томилась в рабстве греха, люди пребывали в отчуждении от Бога, и закономерным следствием гнева Божия для человека являлась смерть. Необходимо было уврачевать человеческую природу, но не нарушая свободы, искоренить зло в ее существе или, говоря другими словами, совершенно обновить и воссоздать человека, воссоединить его с Богом, возвратить ему утраченное грехопадением в Раю бессмертие и уничтожить все пагубные следствия человеческого грехопадения в мире.

И Господь Бог по Своему неизреченному милосердию от вечности благоволил избрать чрезвычайное средство к спасению падшего человечества через Единородного Сына Своего и Святого Духа, как говорит об этом Библия: “Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него” (Ин. 3, 16–17). Обетование о спасении Он благоволил дать людям тотчас по грехопадении раскаявшихся прародителей — Адама и Евы, и в течение тысячелетий приготовлял человечество к принятию Искупителя — Господа Иисуса Христа — и к свободному усвоению плодов Его искупительной жертвы.

Ветхозаветная Церковь, в лице израильского народа как единственно сохранившего веру в Истинного Бога, жила верой в пришествие обетованного Мессии. В мессианских обетованиях и пророчествах Ветхого Завета настолько подробно предначертаны образ Мессии и Его великое служение, что воскресший Спаситель во время беседы с учениками по пути в Эммаус, развеивая их сомнения, говорит: “О, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки! Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою? И, начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании” (Лк. 24, 25–27).

История свидетельствует, что и весь остальной языческий мир, особенно греки и римляне, ко времени Рождества Христа Спасителя были уже подготовлены ко вступлению в духовное Царство Мессии. В языческом мире того времени особенно обострилось живое желание и ожидание высшей небесной помощи для спасения погибающего человечества. Эти ожидания имеются в письменных памятниках почти всех  древних народов. А народы Востока, непосредственно соприкасающиеся с иудеями, прямо ожидали Его явления из Иудеи. Именно этим и объясняется евангельское повествование о поклонении волхвов Рождшемуся Спасителю (см.: Мф. 2, 1–12).

Таким образом, значение события Рождества Христова, пришествия Спасителя в мир — есть осуществление обетования пришествия Искупителя Мессии, данного первым людям — Адаму и Еве, осуществление чаяний всех народов о Спасителе, к принятию Которого человечество было подготовляемо в течение многих веков.

 

?На чем основано учение Церкви о сверхъестественном Рождении Спасителя?

Согласно учению Православной Церкви о первородном грехе, являющемся следствием грехопадения прародителей, природе Искупителя грех должен быть чужд изначально. Его рождение должно было иметь характер чудесный, сверхъестественный, в силу чего была бы прервана связь с грехом, передаваемым по закону естественного человеческого рождения. Поэтому в Символе веры — кратком изложении основных вероучительных истин — прямо говорится, что Спаситель, Господь наш Иисус Христос родился “от Духа Свята и Марии Девы”.

Прикровенно о необыкновенном происхождении Мессии говорится еще в Ветхом Завете, в первообетовании прародителям (его часто еще называют Первоевангелием), где речь идет о Семени Жены (см.: Быт. 3, 15). Как пишет святитель Филарет (Дроздов), это указывает “на потомство, которое выше природы, на чудесное рождение Сына от Жены без мужа, на рождение Христа — Богочеловека от Девы”.

Ветхозаветный пророк Исаия прямо говорит в своем мессианском пророчестве: “Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил” (Ис. 7, 14). В повествованиях евангелистов Луки и Матфея об обстоятельствах рождения Спасителя сообщается, что рождение Его совершилось наитием Святого Духа на Пресвятую Деву.

В частности, евангелист Лука, описывая Благовещение Архангела Гавриила Пресвятой Богородице, в ответ на Ее смущение свидетельствует об ангельском ответе: “Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим” (Лк. 1, 35).

Та же тайна утверждается в благовестии праведному Иосифу Обручнику о рождении Иисуса Христа у евангелиста Матфея: “Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго; родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их” (Мф. 1, 20–21).

О том, что праведный Иосиф Обручник не причастен к рождению Иисуса Христа, евангелисты свидетельствуют и в своих родословиях Спасителя. Евангелист Матфей о рождении Иисуса Христа выражается иначе, чем о рождении всех Его предков по человечеству. Ведя родословие строго по мужской линии, и доходя до Иосифа, он указывает на Богородицу: “Иаков родил Иосифа, мужа Марии, от Которой родился Иисус, называемый Христос” (Мф. 1, 16). Таким изменением способа перечисления предков Спасителя евангелист ясно показывает, что лишь одна Мария находится в непосредственном отношении к рождению Христа, как Матерь Его, и что праведный Иосиф Обручник не был причастен к Его рождению.

Об этом же говорит и евангелист Лука в своем родословии, свидетельствуя, что Спаситель “был, как думали, Сын Иосифов” (Лк. 3, 23), и заканчивая родословие Иисуса Христа словами, что Он был Сын “Адамов, Божий” (Лк. 3, 38).

Следует отметить, что сам догмат о воплощении Сына Божия — о Богочеловечестве Иисуса Христа — не может быть постигнут человеческим разумом. Как говорит апостол Павел: “Великая благочестия тайна: Бог явился во плоти” (1 Тим. 3, 16). Поэтому любые попытки объяснения Рождества Христова, не основанные на свидетельстве Священного Писания и не признающие факт сверхъестественного рождения Спасителя, являются ошибочными.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ukrline.com.ua Mu Rambler's Top100 ya.ts ya.me