Православные храмы

Храм великомученика Пантелеимона (в центре микрохирургии глаза, в Медгородке)

Приход вмч. Пантелеимона УПЦ был зарегистрирован 22 февраля/6 марта…

Храм святителя Димитрия Ростовского и равноапостольных Константина и Елены (на Подоле)

Памятник архитектуры позднего барокко. Перестроена в XIX в.,…

Храм Архистратига Михаила (в 6-й больнице, в Медгородке)

Храм размещается в переоборудованном помещении в 4-м (главном)…

Публикации

Сучасне язичництво

Нині язичництво активно пропагується в усьому світі. Адже що таке язичництво?…

Вчення Магомета та ставлення ісламу до християнства

Як відомо, ісламське вчення з’явилось на початку VII ст. на Аравійському…

«Нечистая сила» в наших школах.

Наши деды-прадеды веками, живя православно, удалились от всякой «бесовщины», а…

Беседу с Передстоятелем УПЦ Блаженнейшим Митрополитом Владимиром вел Василий Анисимов

 

— Ваше Блаженство! Как человек принимает решение стать священнослужителем?

— Каждый человек на дело служения Богу, Церкви и людям решается по-своему. Священник возглавляет общину, Церковь благословляет проповедовать, священнодействовать и управлять своим приходом. Здесь задействованы два фактора — Божественный и человеческий. Божий Промысл, простирающийся над каждым человеком, особенно над священнослужителем, и собственная воля, желание человека.

Я вырос в верующей семье, ходил с детства в церковь, прислуживал священнику в алтаре, мечтал, конечно, о Духовной школе, но отчетливо не представлял, как это должно быть. Уже в детстве молился Богу, чтобы Он все управил по Своей воле.

Ответственное священническое служение требует полной отдачи, но самое главное — веры в Бога и надежды на Него. В своей долгой жизни я всегда склонялся перед Промыслом Божиим, склоняюсь и теперь. Молю Господа, чтобы Его святая воля всегда была надо мной.

 

— На монашеский постриг Вас выводил святой преподобный Кукша Одесский. Говорят, он связал Вам даже четки. Вы знали святителя Луку (Войно-Ясенецкого), прп. Лаврентия Черниговского…

— Я благодарю Бога, что на моем жизненном пути Он послал святых людей.

Эти почитаемые люди поражали удивительной скромностью. Я думаю, что они всегда просты и искренни, просвещенные благодатью Божией, являли это для научения нас, грешных. Их служение в Церкви совершалось в трудные времена. Вспоминаю приснопамятного архиепископа Луку (я присутствовал при его беседах со Святейшим Патриархом Алексием І в монастыре, когда он приезжал лечить глаза в институт Филатова). Мы, студенты, слушали  о его страданиях и гонениях, даже когда он уже был известнейшим человеком, лауреатом Сталинской премии. Он никогда не проронил ни слова укора, ни осуждения в адрес своих гонителей. Это благородная черта блаженного человека.

Старец Кукша принимал меня после пострига, был духовным отцом и наставником. Меня, как это бывает при монашеском постриге, вручили подвижнику. Он руководил мною, перед ним я открывал свою совесть и приносил искреннее покаяние.

Времена воинствующего атеизма  обязывали к крайней осторожности, вниманию, но вместе с тем такие периоды славятся многими подвижниками веры. Среди них — упоминаемые святые. Думаю, что эти наши соотечественники украсили церковное небо своими делами, жизнью и святостью.

Чтобы укрепить нашу веру, слабеющую нашу волю и особенно самонадеянность в деле спасения и служения Церкви, Господь попускает гонения, чтобы выбрать лучших из лучших, отделить пшеницу от плевел.

 

— Владыка, вы первым в Союзе начали публиковать исследования о духовной составляющей в трудах Бердяева, Лосского, Флоренского. Насколько необходима эта культура, философия?

— Религиозно-философская мысль и литература всегда были присущи нашей Церкви. Ныне, например, очень почитается Алексей Хомяков, он не богослов, а религиозный мыслитель. Но так, как он написал о Церкви, редко кто писал. С ним может сравниться разве что великий богослов Илларион Троицкий — репрессированный епископ. На протяжении ХХ века шел разговор о том, что мы можем называть богословием, а что таковым не является. Таких как Хомяков Церковь не называет богословами, но религиозными мыслителями. Это касается и Владимира Соловьева, и других философов Русского Возрождения.

 

— Вы как-то сказали, что люди по-разному приближаются к вере, у каждого свое расстояние, но все они ценны для Церкви.

— Все мы идем разными путями, но заканчиваем наш жизненный путь одинаково. Сколько бы ни жил человек, и какое жизненное положение ни  занимал, приходит свое время, меняются времена и нравы, меняются люди. Я думаю, что следует поощрять всякий поиск. Трудно тем, кто вырос в индифферентных к религии семьях, и никогда не занимался  вопросами религии. Есть люди, которые были так воспитаны вместе с молоком матери или имели какие-то церковные понятия, а потом отступали от них. Некоторые вспоминают, как мать читала молитву, как в родительском доме горела лампада, в уголке висела икона. Многим это помогло выйти из тупиковых ситуаций, обратиться к Богу. Искать Бога им надо помогать. Для того и существует Церковь, чтобы нами руководить.

Конечно, надежду полагать только на себя неверно. Существует Писание, Предание, святоотеческие творения, духовная литература. Для этого мы просим государство ввести в школах начала Закона Божия, этику и культуру Православия, историю своей Церкви, которая всегда играла важную роль в истории народа и государства.

 

— Ваше Блаженство! В трудное время Вы возглавили Православную Церковь в Украине. Какие первоочередные задачи Вы ставили перед собой в самом начале?

— Первоочередная задача и мечта моя и, думаю, всей Украинской Православной Церкви, епископата, духовенства, монашествующих и мирян заключалась в том, чтобы воцарился мир в Украине, чтобы  Украинская Православная Церковь была единой, чтобы была общность и взаимопонимание. Я об этом молюсь и прилагаю все усилия для этого, и каждый из моих собратьев такого же настроения, — чтобы Господь послал нам скорее единую Церковь, чтобы Православие соединилось, и мы едиными устами, единым сердцем славили Христа, служили своему народу и Богу. Это наша мечта остается и сегодня.

 

— Вы много раз встречались с первыми лицами государства. Они по-разному относились к Церкви...

— Первая задача для всех президентов — это единство народа. Думаю, это хорошо понимали и экс-президенты, и нынешний Президент. Понимают и болеют за это сердцем, потому что если не будет единства народа, то останутся проблемы, которые невозможно решить. Только взаимопонимание, только общая платформа духовно-нравственного совершенствования поможет ликвидировать разобщенность и достичь единства в обществе и государстве.

 

— Как Вы планируете свой рабочий день, каким трудам отдаете предпочтение, а какие оставляете “на потом”?

— Встаю я рано и делаю то, что должен делать монах: совершаю молитвы. Потом занимаюсь зарядкой, готовлюсь к тому, что запланировано в этот день. Поскольку я рано встаю, то, успев сделать неотложные дела, стараюсь принять людей. Первостепенных или второстепенных дел у меня нет: Предстоятель должен делать все, что возложено на него Церковью — обращаться к власти, обращаться к людям, отвечать всем, кто приходит, звонит, пишет, иногда ругается, каждому стараться помочь и делом, и словом. Важную роль имеют богослужения, молитва с народом о Церкви, о власти, о людях.

 

— Ваше Блаженство, говорят, Вы очень любите цветы, и поэтому в Вашей резиденции много цветников. Как Вы отдыхаете после богослужений и административной работы?

— Работа и отдых зависят от контактов с людьми, которые приходят, приезжают, чего-то требуют, просят. Так что я и отдыхаю с людьми и устаю вместе с ними. Что касается цветов, то любовь к ним привила мне мама. Когда я был Экзархом Западной Европы, то привозил много семян. В Ростове, например, у меня была целая плантация тюльпанов, которые я привез из Голландии. Я люблю цветы везде: и в храме, и в квартире, и во дворе.

 

— Сегодня человеку нелегко ориентироваться в культурной жизни. Какие книги Вы читаете? Что берете с собой в поездки?

— Я люблю классическую литературу, и старую, и современную. Очень люблю Лесю Украинку, Есенина. Может, потому, что их судьбы какие-то страдальческие и трагические, и поэзия очень глубокая.

Времени каждый день читать газеты и журналы нет. Ежедневно смотрю новости из Интернета и по Первому каналу телевидения. Читаю епархиальную православную прессу, где освещаются события и проблемы в регионах, новые богословские труды наших и зарубежных авторов. Начал читать работу о святителе Петре Могиле в украинском альманахе “Хроника — 2000”. Интересное исследование. Много времени забирает служебная почта. Я сам читаю каждое письмо.

 

— Как Вы встретите свой юбилей, каких гостей ожидаете и что скажете им?

— Встречу, прежде всего, с благодарностью Богу за его милость. Кто приедет, тому буду рад. В этот праздник вместе помолимся, будем просить у Господа мира для себя и милости для нашего народа, для нашей Церкви и страны.

 Пресс-служба УПЦ

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ukrline.com.ua Mu Rambler's Top100 ya.ts ya.me