Православные храмы

Свято-Троицкий храм (на Батыевой горе)

Рабочий поселок на Батыевой горе возник на рубеже ХІХ — ХХ вв. и…

Храм святителя Григория Богослова (в 4‑й больнице, на Соломенке)

14/27 февраля 2000 г. (в Неделю о блудном сыне) состоялась первое…

Храм равноапостольного князя Владимира (в Верховной Раде)

Храм при Парламенте нашего государства оборудован в одной из комнат -…

Публикации

Одна бабка сказала, или что в Церкви нужно пропускать мимо ушей

Предрассудки давно живут самостоятельной жизнью — полнокровной и независимой.…

Для чего посылаются нам болезни

Все несчастные случаи, происходящие с другими, христианин должен обращать в…

Наибольший из всех рожденных

Каждый год в начале осени мы грустим по поводу мученической кончины Иоанна…

Достигая подросткового возраста, каждый юноша хочет стать сильным. Одни видят силу в ее физическом проявлении, другие — в духовном (чаще псевдодуховном). Но, так или иначе, силу искали и ищут все.

Как известно, спрос рождает предложение. И нам предлагают: и культуризм, и боевые искусства Востока, и йогу. Подростки начинают наращивать мышечную массу, садиться на шпагат, становиться на голову. Подобная “охота за силой” не обходится без философских сентенций. И простор для выбора широк: буддизм, даосизм, магия во всех ее проявлениях, учения Карлоса Кастанеды, Алистера Кроули.

Но когда в нашу жизнь приходит беда, мы оставляем все подростковые увлечения и, “поджав хвост”, вопим: “Господи, помоги!” Когда беда действительно серьезная, то и Шива, и безличностное Дао, и все остальное куда-то пропадает. Потому мы и бежим в Церковь за помощью. В Церкви мы уже не серьезные, волевые бойцы, воины духа, а смиренные, кротко взывающие ко Господу о милости.

Не поймите меня превратно. Я не против физических упражнений, поскольку и сам стоял на голове, наращивал силу, получил пояс по каратэ-до. Я против искусственного насаждения инородной культуры, которая, кроме вреда, ничего нам не принесет. Даже примитивная, детская логика говорит: “Кто самый сильный? Конечно, Бог”. То есть поиск истинной силы заключается в следовании за Христом.

Мы приходим в Церковь, начинаем воцерковляться. И сразу же узнаем, что “вера без дел мертва” (Иак. 2, 20). Что же нужно делать? Вот только краткий перечень:

— участвовать в церковных Таинствах Причащения, Исповеди, Елеопомазания;

— каждое воскресенье бывать на литургии;

— вычитывать утренние и вечерние молитвы (а лучше не вычитывать, а молиться);

— читать Евангелие и творения святых отцов;

— творить дела милосердия;

— быть смиренным;

— носить крестик;

— исполнять послушания;

— совершать паломнические поездки и многое другое.

Но возникает вопрос, а растем ли мы при этом духовно, реально ли мы следуем за Христом? Ведь все вышеперечисленное можно делать автоматически, т. е. совершать обряды, не участвуя в них сердцем. Где же критерий? Он — в исполнении Закона Божия и в изменении себя. Иисус Христос заповедал нам: “Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим. Сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки” (Мф. 22, 37–40).

Первая заповедь — о любви к Богу. Если спросить любого человека, практически всякий скажет, что он любит Бога. Но человек зачастую себя обманывает. Чего стоит утверждение: “Я Бога люблю и в Него верую, но в церковь не хожу”. Еще в третьем веке священномученик Киприан Карфагенский сказал: “Кому Церковь — не Мать, тому Бог — не Отец”. Задаешься вопросом, в какого Бога верит такой человек, да и в Бога ли?

Каждый спешит туда, где можно встретить объект своей любви. А нам и молиться тяжело, и времени на Бога нет, и в церковь идти недосуг, и причащаемся, в лучшем случае, раз в году.

Вторая заповедь — о любви к ближним. Заботиться о них нужно, хотя бы из эгоистических побуждений. Как сказал прп. Антоний Великий: “От ближнего зависит наша жизнь и смерть”. Об этом также пишет прп. Исаак Сирин: “Кто при памятовании о Боге чтит всякого человека, тот по мановению Божию втайне обретает себе помощь у всякого человека”.

Также необходимо уяснить для себя важность просьбы, с которой к нам обращаются. Выполнить ее, не ожидая ничего взамен (даже слов благодарности), будет лучшим духовным упражнением, действительным следованием за Христом.

Заметив у кого-то недостатки, не нужно тут же обличать, наставляя человека на путь истинный. Когда я спросил, как изменить грешника, мой духовник ответил: “Не обличением, но своей жизнью и молитвой о нем”. Ближним нужна наша помощь, а не наставления, участие в их нелегкой жизни, а не критика их поступков.

Для того чтобы исполнять эти две заповеди Закона Божия, нужно изменить в первую очередь свой нрав, путем борьбы со своими наклонностями, греховными привязанностями. Значит, не просто не грешить, но искоренять, выкорчевывать из души корни греха — избавляться от страстей посредством покаяния (об этом подробнее сказано у святых отцов). Вот это и будет истинная охота за силой.

Православие — это жизнь; и стать православным — значит ожить. По словам Г. Честертона: “Все мертвое плывет по течению, против течения может плыть только живое”.

Таким образом, быть православным, значит, быть сильным, бросить вызов сложившейся системе бездуховности, плыть против течения, ведь “Царство Небесное силою берется” (Мф. 11, 12)

 М. Советников

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Яндекс цитирования Яндекс.Метрика Mail.ru Rambler's Top100 ukrline.com.ua