Православные храмы

Храм архистратига Михаила (Президентский полк)

ЧАСОВНЯ ДЕГТЕРЕВСКОЙ БОГАДЕЛЬНИ Часовня с моргом при Дегтеревских…

Храм Рождества Иоанна Предтечи (на Зверинецком кладбище)

На Зверинце существовало 2 кладбища: Зверинецкое кладбище…

Храм благоверного князя Ярослава Мудрого на Березняках

Строительство храма святого благоверного князя Ярослава Мудрого на…
Устройства для хранения ключей
Производитель цифровых устройств. Загрузка прошивок для устройств
aceplomb59.ru
Датчики рено трафик
Надежные строительные грузовики Рено. Быстрая поставка. Выгодный лизинг
narod-avto.su

Публикации

Церква Спаса на Берестові

На київських пагорбах, вкритих тінистими лісами, ще значно раніше заснування…

“Пред святою твоею иконою...” 5 августа — праздник Почаевской иконы Божией Матери

Почаевская икона Божией Матери принадлежит к числу наиболее чтимых святынь…

Православная Церковь о Воскресении Христа

Воскресение Господа Иисуса Христа — это истина и тот фундамент, на котором…

В настоящее время о духовности говорят все религии, различные оккультные и мистические направления и секулярная мысль. Потому так важно отделить истинную духовность от ложной.

 Если Бог есть Дух, и именно Он таковым является в исключительном смысле, то духовностью мы называем только такое состояние человека, которое соответствует Богу. Какие же свои свойства открывает нам Бог и делает их доступными для нашего ведения и созерцания?

Христос есть образ Отца, Он есть воплощенный Бог. Главными качествами, явленными Богом во Христе, являются потрясающая любовь и величайшее смирение — эти истинные сокровища Божественной души. Любовь до крайней степени: “Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную” (Ин. 3, 16); “уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной” (Флп. 2; 7–8). Бог до такой степени любит свое творение, что нисходит до предела всякого мыслимого снисхождения. В этом же акте любви нами познается второе свойство Божие — смирение. Бог не просто нисходит, но спасает человека через позор и унижение крестной смерти, которой подвергались самые страшные преступники. Поэтому неслучайно ап. Павел говорит: “А мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие” (1 Кор. 1, 23). Итак, это двухсоставное свойство (смирение в любви) и является основополагающим в духовности с христианской точки зрения.

Вспомним, что свою проповедь Христос начал с призыва к покаянию. С покаяния начинается и духовная жизнь человека. Это чувство появляется во мне, когда я начинаю сравнивать свою жизнь с жизнью Христа и тех верных его последователей, которых мы называем святыми. Тогда приходит осознание, что я не тот, каким призван быть. И когда осознание соединено со стремлением исправить свою жизнь, этот путь приводит человека ко Христу — через подвиг борьбы со своими страстями. Истинное покаяние неразрывно связано с ненавистью к греху, но не к грешнику.

Из покаяния как из семени вырастает смирение. Для современного человека понятие смирение связано с самоунижением, вялой, блеклой безжизненностью. Но для христианина это активная жизненная позиция. И состоит она в познании, кто есть я на самом деле, в видении поврежденной грехом нашей человеческой природы, ведь мне нужно увидеть, от чего Христос пришел меня спасти.

К этой цели направлена вся практика христианской аскезы и подвига. А тщательное исполнение заповедей приводит человека к осознанию того, что без помощи Божией ни одну из них он не может исполнить как должно. Без смирения все добродетели могут быть напрасными и привести человека к гибельному состоянию гордыни и превозношения над ближним. Истории известны многочисленные примеры фарисейского лицемерия, рождающегося от внешней показной праведности.

Где нет смирения — истинного познания своей духовной нищеты, там не может быть и истинной любви к ближнему. Истинная любовь — жертвенная, но жертва возможна лишь тогда, когда я осознаю, кто есть я сам. Если мы увидим, насколько мы сами духовно больны, то тогда мы с сочувствием отнесемся и к другому человеку. Мы не будем его осуждать, а возлюбим в нем образ Божий, пусть и омраченный страстями и мерзостями, ибо будем и в себе видеть свои страсти и мерзости. Православие говорит, что без познания самого себя невозможна истинная любовь.

Любовь... Этим словом обозначаются разные состояния. Какие — зависит от мировоззрения человека, от меры чистоты его сердца, от личного жизненного подвига. Главным признаком настоящей любви является жертвенность. Научиться любить не так просто. Этому противятся в нас наши страсти — эгоизм, себялюбие и гордыня, замыкающие сердце в тесный круг заботы только о самом себе. Даже в других людях мы часто больше любим самих себя.

Если мы не жертвуем собой ради других в своей повседневной жизни, наша любовь умирает. Когда мы стремимся к своему собственному счастью, мы его не достигаем, а душа наша остается пустой и холодной. Хоть бы мы и испытали все земные наслаждения, все равно мы будем чувствовать неудовлетворенность и тоску.

Распространено мнение, что признак духовности человека — это сильный ум, развитое эстетическое чувство, широкие познания, прекрасное воспитание и т. д. Но Православие говорит, что все эти качества сами по себе ничего не значат без любви и смирения. Об этом прекрасно сказано в замечательном перифразе знаменитого “гимна любви” апостола Павла в 13 главе его Первого послания к Коринфянам:

- обязанность без любви делает человека раздражительным,

- ответственность без любви делает человека бесцеремонным,

- справедливость без любви делает человек жестоким,

- правда без любви делает человека критиком,

- воспитание без любви делает человека двуликим,

- ум без любви делает человека хитрым,

- приветливость без любви делает человека лицемерным,

- компетентность без любви делает человека неуступчивым,

- власть без любви делаетчеловека тираном,

- вера без любви делает человека фанатиком,

- честь без любви делает человека высокомерным,

- богатство без любви делает человека жадным.

 Когда любовь оскудевает, умножается зло и беззаконие. Расплатой за идеологию потребительства, за бездуховность и утрату подлинных идеалов является бегство многих наших современников в царство алкогольных и наркотических иллюзий, потеря смысла жизни, размытость нравственных ориентиров.

Свой долг Церковь видит в свидетельствовании перед обществом о подлинной духовности и твердых нравственных идеалах; в оказании пастырской помощи тем, кто в плену собственных страстей, в сетях различных сект и лжеучений; в воспитании молодежи на основе евангельских заповедей; в посильной заботе о тех, кто оказался беспомощным в жестких современных условиях. То есть в помощи по возвращению к истинным духовным корням.

Например, у нас, в Донецкой епархии, для этого восстанавливаются храмы, открываются воскресные школы для детей и взрослых, ежемесячно издаются взрослый и детский журналы, газета, действует Интернет-сайт (www.ortodox.donbass.com). Созданы духовно-просветительские центры в Донецке и Красноармейске, которые работают с детьми и молодежью. В областном центре существуют студенческо-преподавательское общество “Пересвет”, православная гостиная “Свет Радонежа”, несколько православных библиотек. Выходят в эфир передачи духовного содержания на телеканалах КРТ, “27”, “Регион”, по донецкому городскому радио.

Ведется работа в тюрьмах, детских домах, больницах и среди военнослужащих. Уже существует храм в исправительной колонии строгого режима г. Кировска, молитвенные комнаты в нескольких других тюрьмах. Действуют храмы и часовни при больницах, родильных домах и домах престарелых. Создана богадельня для бесприютных стариков при монастыре в с. Никольское.

Мы уверены, что в нынешний нелегкий период возрождение и выздоровление общества возможно лишь на началах подлинной духовности, которой со времен князя Владимира жил наш народ и от которой был искусственно отторгнут в последнем столетии. И работа эта начинается с личности. Прп. Серафим Саровский обращался к духовным чадам: “Радость моя, стяжи дух мирен, и вокруг тебя спасутся тысячи”. Каждый из нас может внести весомый вклад в духовное оздоровление общества только в том случае, если воспитает истинную духовность в себе, в чем да поможет нам Премилосердный Господь.

 Архимандрит Митрофан (Никитин)

Комментарии  

 
Oleh
0 #1 Oleh 19.05.2013 22:01
Не понял почему вы назвали статью "...Православно е понимание духовности." Я здесь увидел библейское понимание духовности. Красной нитью сквозь все Писание проходит процесс культивации Богом любви в нашем социуме. Как бы было здорово, если бы православная духовность соответствовала духовности библейской.
Цитировать
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Яндекс цитирования Яндекс.Метрика Mail.ru Rambler's Top100 ukrline.com.ua