Православные храмы

Храм апостола и Евангелиста Луки (в отделе медобеспечения ГУВД в Киеве)

С конца 90-х годов на территории Института нейрохирургии Национальной…

Храм благоверного князя Александра Невского (на Оболони)

21 сентября 2011 года в день праздника Рождества Пресвятой Богородицы…

Храм великомученика Пантелеимона (в районе ДВРЗ)

Первая Литургия отслужена 8/21 сентября 1997 г. (в день праздника…
Устройства для хранения ключей
Производитель цифровых устройств. Загрузка прошивок для устройств
aceplomb59.ru

Публикации

О чем бубнят привидения Зеленого театра

Прохладным апрельским вечером я возвращалась домой после исповеди. На душе было…

Православ’я — джерело української культури та освіти

Сучасна суспільна, духовна та економічна ситуація в Україні потребує поєднання…

Город славы. 225 лет со дня основания Севастополя

После русско-турецкой войны 1768–1774 гг. Российская империя получила наконец…

В настоящее время о духовности говорят все религии, различные оккультные и мистические направления и секулярная мысль. Потому так важно отделить истинную духовность от ложной.

 Если Бог есть Дух, и именно Он таковым является в исключительном смысле, то духовностью мы называем только такое состояние человека, которое соответствует Богу. Какие же свои свойства открывает нам Бог и делает их доступными для нашего ведения и созерцания?

Христос есть образ Отца, Он есть воплощенный Бог. Главными качествами, явленными Богом во Христе, являются потрясающая любовь и величайшее смирение — эти истинные сокровища Божественной души. Любовь до крайней степени: “Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную” (Ин. 3, 16); “уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной” (Флп. 2; 7–8). Бог до такой степени любит свое творение, что нисходит до предела всякого мыслимого снисхождения. В этом же акте любви нами познается второе свойство Божие — смирение. Бог не просто нисходит, но спасает человека через позор и унижение крестной смерти, которой подвергались самые страшные преступники. Поэтому неслучайно ап. Павел говорит: “А мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие” (1 Кор. 1, 23). Итак, это двухсоставное свойство (смирение в любви) и является основополагающим в духовности с христианской точки зрения.

Вспомним, что свою проповедь Христос начал с призыва к покаянию. С покаяния начинается и духовная жизнь человека. Это чувство появляется во мне, когда я начинаю сравнивать свою жизнь с жизнью Христа и тех верных его последователей, которых мы называем святыми. Тогда приходит осознание, что я не тот, каким призван быть. И когда осознание соединено со стремлением исправить свою жизнь, этот путь приводит человека ко Христу — через подвиг борьбы со своими страстями. Истинное покаяние неразрывно связано с ненавистью к греху, но не к грешнику.

Из покаяния как из семени вырастает смирение. Для современного человека понятие смирение связано с самоунижением, вялой, блеклой безжизненностью. Но для христианина это активная жизненная позиция. И состоит она в познании, кто есть я на самом деле, в видении поврежденной грехом нашей человеческой природы, ведь мне нужно увидеть, от чего Христос пришел меня спасти.

К этой цели направлена вся практика христианской аскезы и подвига. А тщательное исполнение заповедей приводит человека к осознанию того, что без помощи Божией ни одну из них он не может исполнить как должно. Без смирения все добродетели могут быть напрасными и привести человека к гибельному состоянию гордыни и превозношения над ближним. Истории известны многочисленные примеры фарисейского лицемерия, рождающегося от внешней показной праведности.

Где нет смирения — истинного познания своей духовной нищеты, там не может быть и истинной любви к ближнему. Истинная любовь — жертвенная, но жертва возможна лишь тогда, когда я осознаю, кто есть я сам. Если мы увидим, насколько мы сами духовно больны, то тогда мы с сочувствием отнесемся и к другому человеку. Мы не будем его осуждать, а возлюбим в нем образ Божий, пусть и омраченный страстями и мерзостями, ибо будем и в себе видеть свои страсти и мерзости. Православие говорит, что без познания самого себя невозможна истинная любовь.

Любовь... Этим словом обозначаются разные состояния. Какие — зависит от мировоззрения человека, от меры чистоты его сердца, от личного жизненного подвига. Главным признаком настоящей любви является жертвенность. Научиться любить не так просто. Этому противятся в нас наши страсти — эгоизм, себялюбие и гордыня, замыкающие сердце в тесный круг заботы только о самом себе. Даже в других людях мы часто больше любим самих себя.

Если мы не жертвуем собой ради других в своей повседневной жизни, наша любовь умирает. Когда мы стремимся к своему собственному счастью, мы его не достигаем, а душа наша остается пустой и холодной. Хоть бы мы и испытали все земные наслаждения, все равно мы будем чувствовать неудовлетворенность и тоску.

Распространено мнение, что признак духовности человека — это сильный ум, развитое эстетическое чувство, широкие познания, прекрасное воспитание и т. д. Но Православие говорит, что все эти качества сами по себе ничего не значат без любви и смирения. Об этом прекрасно сказано в замечательном перифразе знаменитого “гимна любви” апостола Павла в 13 главе его Первого послания к Коринфянам:

- обязанность без любви делает человека раздражительным,

- ответственность без любви делает человека бесцеремонным,

- справедливость без любви делает человек жестоким,

- правда без любви делает человека критиком,

- воспитание без любви делает человека двуликим,

- ум без любви делает человека хитрым,

- приветливость без любви делает человека лицемерным,

- компетентность без любви делает человека неуступчивым,

- власть без любви делаетчеловека тираном,

- вера без любви делает человека фанатиком,

- честь без любви делает человека высокомерным,

- богатство без любви делает человека жадным.

 Когда любовь оскудевает, умножается зло и беззаконие. Расплатой за идеологию потребительства, за бездуховность и утрату подлинных идеалов является бегство многих наших современников в царство алкогольных и наркотических иллюзий, потеря смысла жизни, размытость нравственных ориентиров.

Свой долг Церковь видит в свидетельствовании перед обществом о подлинной духовности и твердых нравственных идеалах; в оказании пастырской помощи тем, кто в плену собственных страстей, в сетях различных сект и лжеучений; в воспитании молодежи на основе евангельских заповедей; в посильной заботе о тех, кто оказался беспомощным в жестких современных условиях. То есть в помощи по возвращению к истинным духовным корням.

Например, у нас, в Донецкой епархии, для этого восстанавливаются храмы, открываются воскресные школы для детей и взрослых, ежемесячно издаются взрослый и детский журналы, газета, действует Интернет-сайт (www.ortodox.donbass.com). Созданы духовно-просветительские центры в Донецке и Красноармейске, которые работают с детьми и молодежью. В областном центре существуют студенческо-преподавательское общество “Пересвет”, православная гостиная “Свет Радонежа”, несколько православных библиотек. Выходят в эфир передачи духовного содержания на телеканалах КРТ, “27”, “Регион”, по донецкому городскому радио.

Ведется работа в тюрьмах, детских домах, больницах и среди военнослужащих. Уже существует храм в исправительной колонии строгого режима г. Кировска, молитвенные комнаты в нескольких других тюрьмах. Действуют храмы и часовни при больницах, родильных домах и домах престарелых. Создана богадельня для бесприютных стариков при монастыре в с. Никольское.

Мы уверены, что в нынешний нелегкий период возрождение и выздоровление общества возможно лишь на началах подлинной духовности, которой со времен князя Владимира жил наш народ и от которой был искусственно отторгнут в последнем столетии. И работа эта начинается с личности. Прп. Серафим Саровский обращался к духовным чадам: “Радость моя, стяжи дух мирен, и вокруг тебя спасутся тысячи”. Каждый из нас может внести весомый вклад в духовное оздоровление общества только в том случае, если воспитает истинную духовность в себе, в чем да поможет нам Премилосердный Господь.

 Архимандрит Митрофан (Никитин)

Комментарии  

 
Oleh
0 #1 Oleh 19.05.2013 22:01
Не понял почему вы назвали статью "...Православно е понимание духовности." Я здесь увидел библейское понимание духовности. Красной нитью сквозь все Писание проходит процесс культивации Богом любви в нашем социуме. Как бы было здорово, если бы православная духовность соответствовала духовности библейской.
Цитировать
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ukrline.com.ua Mu Rambler's Top100 ya.ts ya.me