Православные храмы

Храм в честь Нерукотворного Образа Господня при Киевском Военном лицее им. И. Богуна

Храм в честь Нерукотворного Образа Господня был открыт в 1915 году…

Храм Феодоровской иконы Божией Матери (в НИИ нейрохирургии АМН)

С 1998 г. в НИИ нейрохирургии АМН совершалось чтение акафиста перед…

Храм сорока мучеников Севастийских (в 5 й больнице Святошинского района)

Первая служба (молебен с водосвятием) была совершена 9/22 марта 1999…
Здесь
Полная база по вкладам Сбербанка. Горячая линия. Подбор выгодного вклада
hotline-8-800.ru
Забивка свай цена
Производство и поставки забивных свай и дорожных плит. Цены на услуги
svaebur.com
Стоимость шлагбаума
Автоматический шлагбаум вандалоустойчивого типа. Гарантия качества. Звони
alucolor.ru

Публикации

Культура и псевдокультура. Православный взгляд на проблему секуляризации

Священное Писание, открывающее генезис, историю и Божественное назначение…

Хочу, чтобы нас к Богу приводило не горе, а любовь к своему Творцу

Еще совсем недавно в нашей стране Церковь упорно не допускали к участию в…

Преображення Господнє

Не тільки у Церкві, у церковній мові, але і просто в людському побуті…

Пять лет назад, в труднодоступных кавказских скалах Нижнего Архыза была обнаружена икона высотой в человеческий рост. На ней изображен лик Христа. Целый год этот факт не предавали огласке.

 

Потаенная икона

Особенность этого наскального образа состоит в том, что при дневном освещении, под прямыми лучами солнца он невидим, но утром или вечером, а также в ненастную погоду на скале четко проступает лик Спасителя. Он как бы повторяет известное предание о граде невидимом. Когда ему грозила опасность, “Господь покрывал его дланью Своею”. Так и этот наскальный образ Спаса долго оставался скрытым от глаз.

Известный ученый, доктор исторических наук Владимир Александрович Кузнецов, который всю жизнь изучал эти места и даже недавно выпустил исследование по Нижнему Архызу, с удивлением признался, что за все годы работы в этих краях ничего о наскальном образе Спасителя не слышал.

Точнее было бы сказать, что образ Спаса открывался, но далеко не каждому, а лишь тем, чьи души готовы были его увидеть. Не случайно он называется в народе потаенной иконой. Кое-кому он показывался и ранее. Рассказывают, что видели его в годы Великой Отечественной войны и что вообще эту наскальную икону открыли еще до основания здесь Александро-Афонского мужского монастыря, существовавшего с 1889 по 1924 год. Во всяком случае, говорят же не как о предположении, а как о факте, не подлежащем сомнению, что где-то рядом находится и наскальная икона Богородицы. То есть кое-кто и ее уже видит...

 

Паломничество

Икона расположена на высоте 150 метров. Паломникам, чтобы добраться до нее, нужно покорить 70-градусный склон горы, преодолевая почти ползком каменные осыпи, срывающиеся вниз. Смотровая площадка невелика — всего метра полтора. Позади обрыв...

Путь труден, но поток людей, желающих увидеть чудесный лик Спасителя, все увеличивается. Туда стремятся и верующие, и те, кто еще не обрел твердой веры. Но каждый, в чью душу глянули скорбные и прекрасные глаза Христа, уходит оттуда преображенным.

Алексей Жигайлов, дважды совершавший восхождение к лику, так передал свое впечатление от увиденного: “Уставший, мокрый от усиливающегося дождя, я буквально выполз на очередной выступ скалы. И тут глаза мои встретились с ликом Христа. На каменной стене передо мной было огромное, выше человеческого роста, Его изображение. Широко открытыми глазами Спаситель спокойно и внимательно смотрел на меня, грешника, отважившегося в непогоду, под вспышками молний подняться в Его скальную нишу. Я стал на колени и сказал сам себе: “Бог есть!”

Образ Спасителя величествен и светоносен. По словам всех очевидцев, от образа идет неизъяснимый свет.

 

Предание

Чтобы был ясен масштаб события, его духовная глубина, надо обратиться к значению иконописного Спаса Нерукотворенного, как его сохраняет православное предание, называемое “Нерукотворенный убрус царя Авгаря” (“убрус” — на древнеславянском “плат”).

Первые свидетельства предания о нерукотворном образе Спасителя относятся к I—II векам нашей эры. Они повествуют о том, что Эдесский царь Авгарь обратился с письмом к Иисусу Христу, Который тогда находился в Иерусалиме, и просил Его прибыть в Эдессу и исцелить его от проказы. Христос направил к нему своего апостола Фаддея, который и исцелил царя. Авгарь же в ответ послал своего живописца, чтобы тот написал портрет Спасителя. Но у художника портрет не получился, так как от Иисуса Христа исходил некий свет, мешавший уловить его черты. Тогда Христос попросил чистый плат и, умыв лицо, отер его им. На плате чудесным образом запечатлелся Его лик. Царь Авгарь, в благодарность за свое чудесное исцеление, повелел набить плат на “доску негниющую” и установить его над вратами города, убрав оттуда языческого идола. Так образ Господа нашего Иисуса Христа стал защитой города от иноверных.

Примечательна дальнейшая судьба христианской святыни. В середине X века убрус из Эдессы перенесли в Константинополь. В память об этом установлен церковный праздник, который Православная Церковь почитает по сей день 29 августа. После захвата византийской столицы крестоносцами в 1204 году Эдесский убрус исчез. По одним соображениям, он был вывезен в Рим, по другим — утонул во время его переправы в Венецию. И до сих пор святыня считается утраченной.

Так не по убрусу ли создавался архызский образ? И не является ли это прямым свидетельством об утраченной святыне?

 

След

Тайна появления наскальной иконы в районе раннего христианского некрополя (вокруг много древних захоронений) пока до конца не разгадана.

Вот одно из возможных объяснений. По древним преданиям, Кавказ посетили после Вознесения Господа нашего Иисуса Христа пять святых апостолов: Андрей Первозванный, Матфей (кстати, его могила находится на территории современной Грузии), Варфоломей, Иуда Фаддей, называемый Левием, и Фаддей. Они заложили основу христианства на Кавказе.

Не случайно первые христиане Северного Кавказа начинают летоисчисление с момента проповедования здесь Андрея Первозванного. Он путешествовал по этим предгорьям, посещал древние поселения, располагавшиеся на берегах рек Большой Лабы, Урупа, Большого и Малого Зеленчуков, на Теберде, в верховьях Кубани.

Можно предположить, что, узнав от апостола библейское предание об Эдесском царе Авгаре, верующие люди доверили охрану своих поселений святому образу Спасителя. Среди скал над Большим Зеленчуком они нашли площадку для изображения Христа. А выполнение работы поручили неизвестному ныне иконописцу, видевшему подлинное изображение Спасителя на убрусе (искусствоведы утверждают, что икону писал профессиональный иконописец, потому что письмо — византийское).

Примечательно, что древняя крепость, находящаяся здесь, не была сильно укрепленной. Видимо, жители города более полагались не на прочность крепостных стен, а на силу Спаса Нерукотворенного.

 

По вере дается нам

Такие события никогда не бывают случайными. Они должны быть осмыслены, так как в них является нам Божия воля.

По нашей просьбе своими мыслями по поводу чуда, которым Господь благословил кавказскую землю, поделился Митрополит Ставропольский и Бакинский Гедеон, который в 1992 году написал труд “История христианства на Северном Кавказе до и после его присоединения к России”:

— Господь не оставляет без Своего Промышления нас, грешных. В Х веке, когда язычники созрели для восприятия проповеди о Христе, создалась благоприятная историческая ситуация, благодаря которой императоры Византии распространили на народы Кавказа свое политическое влияние и принесли на нашу землю свет Православия.

Напомню одно малоизвестное, но отнюдь не малозначительное событие, которое произошло у нас на Кавказе в ХVIII веке.

В Духов день 1774 года многотысячный отряд турок и их союзников подошел к терской станице Наурской и напал на нее. Так сложились обстоятельства, что станичникам не приходилось ждать помощи извне. Положившись на волю Божию, население Наурской, включая женщин и детей, заняло оборону. Начался неравный бой. В самый его разгар станичники увидели, как два всадника на белых конях и в белой одежде — а в тот день праздновалась память святых апостолов Варфоломея и Варнавы — объехали кругом вражеский стан, вселяя в турков ужас. Противник потерял в этом бою около тысячи человек и, устрашенный, бежал. Вот так, по вере благочестивых предков, Вседержитель Господь сохранял и берег их.

И сегодня явление лика Христа произошло для того, чтобы укрепить нашу веру, наш дух.

В свете сказанного лик Христа над бездной — чудо, явленное нам на месте древней христианской цивилизации — является святыней не только христиан Кавказа, но и всего православного мира.

 Подготовила Ирина Ладыжец

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Яндекс цитирования Яндекс.Метрика Mail.ru Rambler's Top100 ukrline.com.ua