Православные храмы

Храм сорока мучеников Севастийских (в 5 й больнице Святошинского района)

Первая служба (молебен с водосвятием) была совершена 9/22 марта 1999…

Храм праведного Иоанна Кронштадтского (в 1-й больнице Дарницкого района)

Община святого праведного Иоанна Кронштадтского была создана при…

Храм апостолов Петра и Павла (у Дарницкого вокзала)

До революции неподалеку от Дарницкого железнодорожного узла стояла…
Cybex sirona plus
Детский интернет магазин / Cybex sirona plus. Купите сейчас
cybex-russia.ru

Публикации

“У жертву Богові треба приносити все найкраще, в тому числі і найкращі роки життя”

У чому полягає молодіжна робота в Церкві? Це, перш за все, місія серед таких же…

Православная Церковь в Украине

История Православной Церкви в Украине последних 15-ти лет насыщена важными и…

“Покаяния отверзи ми двери...”

Великий покаянный канон свт. Андрея Критского читается, согласно Церковному…

В современном государстве передовая педагогика видит потребность участия Церкви в нравственном воспитании детей, а преподавание Закона Божия считает не только полезным, но и необходимым воспитательным средством.

Мы должны приветствовать появление элементов религиозного обучения в школах, ведь воспитанное сегодня в ребенке религиозное мировоззрение завтра приведет его интересы к единению, даст душе покой, породит жизнерадостность, активное нравственное мужество, внутреннюю силу и стойкость противостоять порокам. А именно это и характеризует воспитанного человека.

 

Задача воспитания

Каждый с момента своего рождения наделен характерными только ему особенностями, которые нельзя назвать плохими или хорошими, так как нравственной оценке подлежат только свободные действия человека. Но свойства, которые человек получает при рождении, могут оказаться вредными или полезными для его нравственной жизни в дальнейшем ее развитии. Задача воспитания — сгладить вредные наклонности в детском возрасте.

Но школьное воспитание не может ограничиться только культивированием привычек, так как жизнь в стенах школы не вмещает в себя всего разнообразия взаимоотношений человека и общества.

Мы можем считать, что цель воспитания нами достигнута, если дети, желая нравственной свободы, будут, вместе с тем, осознавать, что она заключается в способности человека владеть собою и подчинять свои инстинкты благородным и высоконравственным стремлениям.

Но как и какими средствами достичь этого?

 

Как?

Лучшим средством воспитания чувства служит пример. В поисках такового, мы непременно придем к выводу, что наилучшим образцом для воспитательного воздействия является Иисус Христос и история Его жизни, изложенная в Священном Предании. Именно Он и должен быть стержнем воспитательного влияния на детей.

Что же принять за наглядное средство для нравственного и религиозного обучения? Как известно, слабее всего действуют слова. Более сильное влияние оказывают художественные  изображения (скульптуры и картины). Далее, как более удовлетворительное, следует драматическое изложение, сопровождаемое мимикой и жестикуляцией. Но самым сильным средством воздействия следует признать собственный опыт.

Поэтому так необходимо развивать в ребенке способность к самостоятельному суждению. Он должен учиться отдавать себе отчет в том, что достойно подражания, а что нет. Пусть ребенок сам, но под руководством наставника, научится отличать зло от добра. Он должен привыкнуть делать добро через постоянные упражнения, так как нравственность, прежде всего, является результатом упражнений в деятельности. Надо научить его ощущать чувство удовлетворения от совершения хороших поступков.

В результате нравственного воспитания подрастающий человек должен достичь состояния нравственной свободы — способности правильно ориентироваться в окружающем мире, используя в качестве мерила ценностей высокую нравственность. Такая свобода добывается постоянной борьбой с соблазнами нынешнего секулярного общества.

 

Пожиная плоды

В настоящее время общества разных стран пожинают плоды безрелигиозного воспитания. Падение нравственности, развитие эгоизма в современном человеке сделались явлениями обыденными. Причем, безнравственность начинает принимать форму силы, которой не стесняются те, кто причиняет вред другим. Они расценивают безнравственность как проявление широты взглядом, признак современности, ума и смелости.

Школа без преподавания нравственности, которая основана на религиозном учении, отправляет во взрослую жизнь не личность, не человека с большой буквы (в истинном значении этого понятия), а людей, подчиненных инстинктам — “низших существ”, по сути, дрессированных, но злобных и диких зверей.

Это подтверждает то, что нравственность без религии лишена опоры, а ее преподавание без религиозного воспитания не имеет значения, потому что человеческий авторитет, на котором она покоится, рано или поздно разрушится.

Значение религии в воспитании нравственности подтверждено тысячелетней историей человечества. Это бесспорно. Необходимость и польза религиозного обучения при настоящем состоянии нашего общества также не подлежит никакому сомнению. Но и в будущем религия должна иметь свое законное место в общей системе воспитания, исходя из того, что только она одна может дать прочное и богатое содержание жизни как отдельного человека, так и общества в целом.

 

Как пить и есть

Религиозное и нравственное чувства как отдельные и самостоятельные инстинкты, присущи только человеку. Это его отличительные признаки от всех других живых существ. Хотя некоторые психологи стремятся проследить те же чувства и у животных, но душа человека, и то, что называется душой животных, резко различаются между собою в отношении возможности дальнейшего развития присущих той и другой свойств.

Религия есть вечная сила, которая имеет свое основание в природе человека. Религиозное чувство — одно из основных у ребенка, и пренебрежение его воспитанием равносильно непризнанию естественных законов развития и оставлению без внимания его плача о пище или питье.

Оно естественно и должно воспитываться со времени его возникновения: с момента осознания ребенком себя, как личности. А поскольку общество не может контролировать процесс нравственного воспитания ребенка в семье, становится понятной важность, польза и необходимость преподавания Закона Божиего в школе.

И все же среди педагогов нет полного единомыслия в этом вопросе. Одни считают, что надо начинать религиозное воспитание детей с раннего возраста, другие — с 12–15 лет (после переходного периода).

В пользу первой точки зрения говорит тот факт, что уже на третьем году жизни в сознании ребенка пробуждаются некоторые элементарные вопросы нравственного характера (начинаются обобщения с точки зрения понятий “хорошо” и “плохо”).

 

Роль Церкви

В нравственном воспитании имеет значение не только религиозное верование, но и авторитет того, кто несет эту веру. Это должен быть авторитет не конкретного человека, который со временем подвержен разрушению, а хранительницы веры — святой Церкви. Школа, которая находится в крепком союзе с Церковью, служит лучшим образцом истинного образования.

То есть в известный постулат, что средняя школа должна неразрывно быть связана с обществом и семьей, надо прибавить ее обязанность поддерживать религиозное воспитание и образование, которое составляет основу светлого и разумного общего образования.

Средоточием же религиозной жизни школы является храм. Школа должна прививать детям привычку и любовь к его посещению. Можно предположить, что продолжительность школьного богослужения будет соответствовать возрасту и силам учащихся, с обязательным сохранением общего плана церковных служб.

 

Общее дело

Поскольку религия и нравственность служат росту культурного уровня отдельных людей и общества в целом, то религиозно-нравственное воспитание человека перестает быть делом частным и является обязанностью не только семьи, но и общества, в том числе, в рамках школьного воспитания.

Религиозная жизнь школы может идти правильно лишь при условии согласованной работы в этом направлении всех руководителей учебного заведения. Для успешного религиозно-нравственного воспитания детей необходимо не только изучать такой предмет, как Закон Божий, но и вносить элементы религиозного воспитания во все остальные предметы.

 А. Яворский,

преподаватель кафедры теории и истории педагогики Черкасского национального университета им. Б. Хмельницкого

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Яндекс цитирования Яндекс.Метрика Mail.ru Rambler's Top100 ukrline.com.ua