Православные храмы

Храм бессребреников Космы и Дамиана Римских (в НИИ онкологии АМН)

С 1990 х гг. в детском отделении НИИ Онкологии АМН проходили молебны.…

Храм Воскресения Господня (на Лесном кладбище)

Храм Воскресения Христова действует на территории Лесного кладбища с…

Храм благоверного князя Олега Брянского (на Дарнице)

Строительство храма началось в августе 2009 г. Первую Литургию в нем…
Публикации

Митрополит Владимир: “Чтобы воцарился церковный мир”

На вопросы журналиста Киевского бюро “Аssociated Press” отвечает Блаженнейший…

Роль Церкви в современном обществе

Наша эпоха — время столкновения противоположностей, политических споров,…

Обращение Митрополита Владимира в связи с началом нового учебного года

Школьные годы — особый период в жизни каждого человека. С одной стороны, это…

Слово спасительное и слово погибельное

“Аще кто въ слове не согрешаетъ, сей совершенъ мужъ...” (Иак. 3, 2)

“Так мало, такая мелочь нужна для совершенства?” — спросят, прочитав апостольское изречение, многие нетерпеливые наши современники. Только и всего — не греши словом... Но давайте вспомним множество случаев из жизни — своей и чужой — когда люди, мужественно переносившие различные невзгоды и испытания, экстремальные обстоятельства, не могли сдержать эмоции в простейших, казалось бы, ситуациях. А потом, бывало, горько сожалели. И наоборот — иногда одна-единственная фраза духовно возрождала человека...

Начиная нашу беседу о “высокогорном” могуществе бесценного дара Божия — слова, которое, словно меч, может быть применено человеком и как оружие против врага, и как инструмент саморанения, вспомним, прежде всего... о молчании.

Даже молчание христианина — это великая сила. Уста молчат, а сердце с Господом говорит.

Есть одна выразительная православная притча. Жили два брата, и пошли они разными жизненными путями. Говоря вкратце, один стал подвижником-монахом, другой — гулякой, безбожником, прожигателем жизни. Явился этот второй в келью к брату-монаху и давай хулить его жизнь на все лады: докажи, мол, что Бог есть, что ты поступаешь правильно, а не просто спятил. Кричит, шумит, подпрыгивает... А брат сидит молча, улыбается ласково и четочки перебирает — молится в уме. И лицо такое светлое-светлое, непоколебимо доброе. Выбился из сил хулитель, “остыл” и вдруг признался: “Вот-таки теперь вижу, что Бог есть. По тебе вижу, по твоему спокойствию...”

“Слова — орудия земной жизни, а молчание — тайна будущего века”, — сказал прп. Исаак Сирин. Прискорбно, но большинство современных людей, нас с вами, не умеют пользоваться молчанием и словом. Мы говорим там, где лучше было бы промолчать, и молчим тогда, когда требуется от нас слово как действие. Один из известных православных писателей современности архим. Рафаил (Карелин) писал: “Слово человека несет в себе определенную энергию. Оно соединяет человека с космическими силами добра и зла, с ангелами или демонами. Высшее проявление человеческого слова — это молитва”.

Да, редкостью становится подвижническое горение, “расхолаживается” священное отношение к слову и к его высшей степени — молитве. Мы мельчаем... Но не могут быть напрасными слова Спасителя: “Азъ съ вами есмь во вся дни до скончания века. Аминь” (Мф. 28, 20). И сейчас встречаются свидетельства очевидцев о великой силе молитвы людей, не столь далеких от нас во времени.

Естественно, такие случаи — исключения, особенно сейчас. Они подтверждают святость жизни преданных Божиих подвижников. Нам, рядовым кающимся грешникам, следует, по святоотеческим советам, искать не высоких молитвенных состояний, а хотя бы уважительного отношения к огненной словесной ткани, сияние которой прикрыто от нас экраном тяжелой плоти.

Особая ответственность лежит на профессионалах, связанных со сферой словесной культуры. Вспомним, с каким пиететом повторял Николай Гоголь слова ап. Павла о том, чтобы гнилое слово не исходило из наших уст! Святитель Игнатий (Брянчанинов) подчеркивал: “Божественная цель слова в писателях, во всех учителях, а паче в пастырях — наставление и спасение людей. Какой же страшный ответ дадут те, которые обратили средство назидания и спасения в средство развращения и тлетворности!” То, что мы привыкаем, становимся равнодушными к значению многих возвышенных слов, профанируем их (то есть механически употребляем самые святые понятия без вложенного в них возвышенного смысла) — это беда, но еще не окончательная.

Не только тот, кто обращается к определенной аудитории, но и простой человек должен задуматься: к Богу или к его противнику прокладывает он связь, употребляя то или иное слово. Послушаем дальше архим. Рафаила: “Есть слова,.. которые несут в себе невидимую, мы бы сказали, метафизическую грязь — это миазмы брани, которые оседают на стенах жилища, въедаются в вещи, пропитывают своим зловонием одежду. Мы полагаем, что брань в метафизическом плане — это нередко отказ от Бога и молитва к сатане”. И продолжает: “Сквернослов похож на одержимого...” А для многих людей слова, которые своими корнями уходят в темные демонически-блудные культы, служат (страшно сказать!) обычными вставками, “связками”. Впрочем, это явление, с сугубо филологической точки зрения, свидетельствует об элементарной ограниченности словарного запаса.

А где искать позитивы, примеры для подражания? Да практически во всей нашей предыдущей культурной истории — до эпохи апокалипсического бессловесного безумства, когда деньги и технократическое мышление по всей планете делают из людей неких механизированных, унифицированных, прагматических существ. В Киевской Руси отношение к слову было действительно заслуженно высоким. Стоит прочесть работы русского академика Д. Лихачева или украинского профессора Д. Чижевского, чтобы в этом убедиться. Отголоски мощного православного мироустройства “внутри” самих людей мы наблюдали еще недавно, не перевелось восприятие слова как носителя святости и поныне — только сузилось в количественном отношении.

У прп. Силуана Афонского — пламенного молитвенника за весь мир, светоча православного духа, от которого христианство современности получило завет: “Держать ум во аде и не отчаиваться” — был удивительный ученик. Это — архим. Софроний (Сахаров), человек искусства, художник, в котором жажда Божиих глаголов победила планы светского самовыражения в искусстве. Его писания (“Старец Силуан”, “Рождение в Царство непоколебимое”, “О молитве”) ценны для нас спокойным, уравновешенным монашеским духом, четкостью оценок духовных явлений. Он знал сущность предмета, когда писал: “Думаю: веками повторяются многие с небес сошедшие слова... Но не вызывают должного отзвука в окаменелых сердцах. А ведь было немало мгновений, когда сии глаголы давались свыше человекам, подобно громам, потрясающим сердца, и молниям, просвещающим сознание людей”. Писатель констатирует, что на протяжении столетий священные словеса повторялись без надлежащего внимания и потому как бы утратили могущество, которое имели в устах пророков, апостолов. Найдутся ли, спрашивает он, иные способы для возвращения словам духа первобытной свежести в сознании людей? И выражает уверенность, что “великое чудо творения мира” не завершилось, что оно продолжается на наших глазах, и если человек будет возводить очи души к обетованному Царствию, он, благодаря Премудрости Божией, найдет все новые и новые формы выражения своей любви ко Господу...

Христианство не имело бы никакой временной перспективы, если бы словесная проповедь завершилась на Христовых учениках или их ближайших последователях. Прочитав близкие к нам по времени произведения свв. Игнатия Ставропольского, Иоанна Кронштадтского, Силуана Афонского, почувствуем неземную силу их слова, взращенную на глубокой внутренней молитве и сердечной любви.

Давайте обратимся к нашим литературным маякам, носителям триединой восточнославянской культурной традиции, взлелеянной Православием, чтобы понять: бытие мира, его божественное творение продолжается и поныне, при любых обстоятельствах. Продолжается, среди прочего, и в слове. Поэтому каждый раз, выпуская слово из недр сердечных, давайте будем внимательно взвешивать, куда оно мгновенно нас поставит: в ряды помощников Божиих или в черные шеренги разрушителей...

Словом мир начался и закончится, в слове — наша смерть и наше бессмертие. Давайте помнить об этом.

 Александр Яровой,

кандидат филологических наук

 
Поиск на сайте
Календарь
<Январь 2012>
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
91112131415
16171819202122
23242526272829
3031     
ukrline.com.ua Rambler's Top100 ya.ts ya.me Mu