Православные храмы

Спасо-Преображенский собор на Теремках 2

Спасо-Преображенский собор расположен в живописном уголке массива…

Храм святителя Димитрия Ростовского и равноапостольных Константина и Елены (на Подоле)

Памятник архитектуры позднего барокко. Перестроена в XIX в.,…

Храм Воскресения Господня (на Лесном кладбище)

Храм Воскресения Христова действует на территории Лесного кладбища с…

Публикации

Храм, где преображаются души

В 2005 году церкви во имя Архистратига Михаила в селе Ображеевка исполнилось…

Мир — дарунок Божий

Відношення Православної Церкви до війни і миру ґрунтується на Божественному…

Не спешите их хоронить

В последнее время все чаще слышим ропот на то, как плохо живется: быт давит…

Беседа о Католичестве и Православии с юношей М. по просьбе его отца

Для начала хочу сказать,  что в самом основном, составляющем сущность христианства, мы с католиками объединены. Это вера в святую Троицу и в Христа как Богочеловека.

Что же в Католической Церкви является искажением Истины, в чем она отошла от полноты христианского вероучения? Это Filioque — догмат об исхождении Духа Святого и от Отца, и от Сына; догмат о примате и непогрешимости папы; Immaculata conceptio — догмат о непорочном зачатии Божией Матери; понятия чистилища, индульгенции, учение о человеке.

 Корень различия — “латинство”, унаследованное от формально и юридически мыслящего древнего Рима. Эта идея порядка отразилась прежде всего на том, что нас с католиками больше всего разделяет — на учении о Церкви.

В католичестве Церковь мистически обоснована и переживается верующими прежде всего как организация, а не как Организм. Организация во главе с папой-монархом. Это учение, введенное в III веке, и догмат о примате и непогрешимости папы как викария Христа (утвержденный на Ватиканском Соборе в 1870 г.) абсолютно чужды букве и духу Евангелия. Никакой связи между первенством Петра в апостольские времена и первенством и непогрешимостью папы в Католической Церкви во все последующие века нет.

Исторически же власть папы возникла вследствие первенствующего места Римского епископа как епископа столицы Римской империи. Это первенство чести, а не власти.

Сила власти, стройность структуры, рациональная ясность в богословии, юридизм в морали и церковных правилах, могущество Рима — все это создавалось и создается за счет соборной природы Церкви, где внутренняя свобода и любовь являются основными созидательными силами Церкви. Такое формально-юридическое понимание далеко от евангельского первохристианского и православного учения о Церкви как Организме, где соборное начало не отрицает иерархической структуры Церкви, но дает этой структуре надлежащее, а не первенствующее место.

Конечно, у нас в Православной Церкви много “нестроений”, которые почти немыслимы в католичестве, где власть централизована в руках папы (через голову епископов). Но не надо забывать, что “нестроения” были и в Древней Церкви и что побеждались они не через подчинение авторитету Римского первосвященника, а изживались и изживаются изнутри. И такое повиновение авторитету бывает часто внешним подчинением, не означающим внутреннего единства.

Католическое учение об Immaculata conceptio Божией Матери, принятое Католической Церковью в 1845 г., лишает Ее, а также Самого Христа полноты человеческой природы. По православному учению, согласному с Евангелием, Божия Матерь имела по Своей природе и рождению человеческое естество, но не имела личного греха. Приписывая Божией Матери сверхестественное рождение и изымая Ее этим из всего человеческого рода, Католическая Церковь этим самым не признает во Христе Богочеловечества, т.е. искажает самую сущность Христианства.

Filioque было прибавлено к Символу Веры в 589 году в местной церкви города Толедо (Испания). Император Карл Великий своим авторитетом ввел это дополнение в Риме только в XI веке. Это противоречит всем правилам Церкви, т.к. всякое добавление к Символу Веры может быть сделано только Вселенским Собором. Этот догмат Католической Церкви против слова Божия, т.к. ап. Иоанн приводит слова Христа: “Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне” (Ин. 15, 26).

Таким образом, мы видим, что именно Православная Церковь сохранила неизменно и полностью чистоту Христова учения.

 Священник Александр Ельчанинов

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ukrline.com.ua Mu Rambler's Top100 ya.ts ya.me