Православные храмы

Храм святителя Николая Мирликийского (Северное кладбище)

Отпевание проходит в ритуальном зале кладбища.

Кафедральный собор Воскресения Христова

31 мая 2007 года Священный Синод УПЦ утвердил решение о строительстве…

Храм святителя Николая Мирликийского (у Дарницкого вокзала)

Освящение места закладки храма состоялось в день престольного…
Мебель для балкона
м. Павелецкая. Мебель, кухни, свет, предметы интерьера премиум-класса
shkaf-nabalkon.ru
Публикации

Таинство Елеосвящения

Елеосвящение есть таинство, в котором при помазании тела елеем призывается на…

Похвала за растрату или за благоразумие? Исторический аспект притчи о неверном управителе

В Евангелии притчи Христовы занимают особое место. Само слово “притча” в…

“Сила Божия в немощи совершается”

В сентябре 2005 г. исполняется 300 лет со дня рождения святителя Иоасафа (Горленко). Прожив недолгую жизнь, всего 49 лет (1705–1754 гг.), постоянно одолеваемый болезнями, праведник явил собою зримый пример того, о чем Господь сказал: “Сила бо Моя в немощи совершается” (2 Кор. 12, 9).

 Заслуживает внимания семья будущего святителя. Казацкий род Горленко был в родстве с гетманом Данилой Апостолом, построившим знаменитую церковь в с. Сорочинцы на Полтавщине. Его жена, Ульяна, приходилась Иоакиму (мирское имя святителя Иоасафа) бабушкой и впоследствии помогала ему материально при строительстве Мгарского монастыря.

Отец его, прилукский полковник Андрей Горленко, был активным строителем храмов. В г. Прилуки, где родился святитель, до сих пор сохранился величественный собор, воздвигнутый им, а в Густынском монастыре, на его же средства была возведена надвратная церковь свв. Петра и Павла.

Юный Иоаким часто проводил время в этом монастыре, расположенном на живописном берегу р. Удая. С юных лет он любил созерцать и молиться, и уже в девятилетнем возрасте решил принять монашество.

Когда Иоакиму исполнилось 11 лет, родители определили его на учебу в Киево-Могилянскую Академию при Киево-Братском монастыре. В тайне от родителей он провел два года в Межигорском монастыре, где и принял постриг с именем Иларион, написав затем покаянное письмо родным.

Те сначала были против, но позже все же дали свое благословение. В 1727 году инок Иларион становится иеродиаконом Киево-Братского монастыря под именем Иоасаф.

С юности пребывая под впечатлением архитектуры украинского барокко, росписей храмов, Иоасаф хорошо разбирался в искусстве. Поэтому он особенное внимание уделял благолепию храмов и приходил в негодование, видя непочтительное обращение с иконами.

27 июня 1737 г. Иоасафа (Горленко) назначили игуменом Мгарского монастыря. Молодого настоятеля все полюбили. Часто приходила к нему детвора, пели хором духовные песни — канты. Любил беседовать со святителем Григорий Сковорода, почитал за честь духовное общение с ним немецкий принц Гессен-Гамбургский.

В 1744 г. о. Иоасаф стал архимандритом монастыря. Занимался восстановлением Преображенского собора, келий и других зданий обители, пострадавших после пожара. Именно ему принадлежала идея создания нового иконостаса — из резного дерева в стиле украинского барокко. Работа курского скульптора Сисоя Шалматова впоследствии была признана шедевром украинского искусства XVIII в., вошла в сборники по истории искусства (одна из икон чудом уцелела и была помещена в Национальный художественный музей Киева).

Отец Иоасаф выкраивал часы и на написание литературных произведений духовного содержания. Так, в 1737 г. он пишет рифмою драму “Брань семи добродетелей с семью грехами смертными в человеце...” Только в 1892 году она была опубликована в “Чтениях в историческом обществе Нестора Летописца”.

Несмотря на постоянные изнуряющие болезни, Иоасаф находил силы и время заботиться о зеленых насаждениях монастыря, где высадил аллею ценных пород деревьев и ежедневно сам поливал их.

Трудясь над восстановлением обители, Иоасаф привел все в идеальный порядок, не забывая при этом уделять внимание и местным жителям, принимая их, выслушивая жалобы, помогая решать спорные вопросы.

Поэтому, когда в 1745 г. он был переведен в Москву, в Троице-Сергиеву Лавру, братия монастыря и крестьяне со слезами провожали своего настоятеля.

В Москве, в знаменитой Лавре, ему опять суждено было начать свою деятельность со строительства, т.к. пожар повредил там большинство сооружений. Отец Иоасаф отстроил почти все церкви, которые сохранились и по сей день. Его стараниями также была создана иконописная школа при Троице-Сергиевой Лавре, для чего вызван был из Межигорского монастыря иконописец Павел Козанович. Тот прибыл 18 июня 1747 г. с двумя учениками — Игнатием и Яковом Бороховичами и немедленно по своем прибытии принялся за украшение церквей и зданий, придумал абрисы иконостаса, изготовил проекты: какие и в котором месте приличествует написать святые образа. Его образа были живые, красивые, много говорящие эстетическому вкусу.

Однако уже через три года (в 1748 г.), по высочайшему повелению и в связи со смертью митрополита Белгородской епархии Антона (Чернявского), Иоасафа назначили епископом Белгородским и Обоянским. Это была большая епархия со множеством церквей, монастырей и, соответственно, со своими проблемами, что требовало большой работы, поездок в отдаленные села, знакомства с местным духовенством, совершением служб. Пришлось столкнуться с запущенностью церквей, малообразованностью низших чинов духовенства, с суевериями и языческими обрядами в народе и т. д.

Из актов и документов, подписанных святителем Иоасафом (Горленко), известно, какая серьезная работа была проделана по восстановлению должной духовной жизни и порядка в епархии. Всем известна была “ревность по Бозе”, неравнодушие святителя, забота о погибающих душах как нерадивых пастырей, так и паствы.

В мае 1754 г. святитель решил съездить к родителям, в Прилуки. Перед отъездом он приказал построить каменный склеп с правой стороны кафедрального Белгородского собора под придел, где могли ставить гробы почивших архиереев. К этому времени отец его Андрей Дмитриевич удалился от мира, построив домик в лесу, где пребывал в посте и молитве.

На обратном пути в Белгород Иоасаф тяжело заболел и остановился в с. Гайворон. Там святитель и отошел ко Господу 10 декабря 1754 г.

Тело святителя, поставленное в склепе, долгое время оставалось нетленным. Поэтому в 1817 г. архиепископ Феоктист (Мочульский) поставил вопрос о канонизации Иоасафа. В связи с чудесами исцеления приходящих к телу праведника (54 случая к 1908 г.), Священный Синод решил причислить о. Иоасафа к лику святых как святителя, и 1 сентября 1911 года состоялось торжественное открытие мощей.

Возобновление памяти о святителе Иоасафе (Горленко), создание в Санкт-Петербурге общества его почитателей, канонизация — результат деятельности князя Николая Давыдовича Жевахова. Ревностный почитатель святого, дальний его родственник, он считал это своим моральным долгом и постоянно обращался по этому поводу к самому императору Николаю.

Он издал “Материалы для биографии И. Горленко, собранные и изданные кн. Н. Д. Жеваховым” (в типографии Киево-Печерской Успенской Лавры, 1907–1909 гг.).

Перед первой мировой войной князю было видение свт. Иоасафа, который показал ему Россию, залитую кровью, и сказал: “Покайтесь, этого еще нет, но будет. Только одна Матерь Божия может спасти Россию через Свой Песчанский образ, что в с. Пески подле г. Изюма. Нужно немедленно доставить его на фронт, чтоб покрыть солдат Ее омофором”. Выполнить повеление святителя оказалось делом непростым, приходилось преодолевать неверие, поразившее верхи общества. Тем не менее, как свидетельствуют военные хроники, пока эта икона находилась на линии фронта, русские войска не знали поражения.

Ныне память о свт. Иоасафе (Горленко) возобновлена в Киеве, где в районе “Нивки” строится храм. А пока на месте будущего собора действует временный храм во имя святителя Иоасафа.

 Нина Пархоменко, кандидат искусствоведения, ведущий научный сотрудник Национального Художественного музея Украины

 
Поиск на сайте
Календарь
<Январь 2012>
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
91112131415
16171819202122
23242526272829
3031     
ukrline.com.ua Rambler's Top100 ya.ts ya.me Mu