Православные храмы

Храм преподобного Агапита Печерского (в Пушкинском парке)

Первую Литургию служили на Пасху 1998 г. Храм размещался в…

Трапезная церковь Флоровского монастыря

Памятник архитектуры украинского барокко, составная часть ансамбля…
Лучшие салоны красоты екатеринбург
Салон красоты! Отличные мастера своего дела! У нас Акция
aksalon.ru

Публикации

Храм, где преображаются души

В 2005 году церкви во имя Архистратига Михаила в селе Ображеевка исполнилось…

“...Кто о домашних не печется... ”

Первый дом супругов — это постоянная и крепкая взаимная любовь. Любя друг…

Паломничество в Святую Землю Иордании

Священная местность, которая расположена на восточном берегу реки Иордан,…

Крым — это место встречи и взаимопроникновения почти всех основных культур древнего мира (скифской, греческой, иудейской) и средневековья (византийской, мусульманской, генуезской, армянской).

Крым — край, с которым связано одно из самых первых упоминаний народа “русь”. Он — один из очагов христианства на континенте, место крещения князя Владимира, просветившего Русь светом христианской веры.

Православные святыни Крыма издревле славились чудесами, источник которых не иссякает и в наши дни.

 

Осколок Средиземноморья

Горный хребет защищает южный берег полуострова от проникновения холодных северных ветров, поэтому климат здесь близкий к субтропическому, за что Крым порой называют северным осколком Средиземноморья. Именно это во все времена привлекало сюда отдельных людей и целые народы.

Начало греческой колонизации Крыма относится к VII–VI вв. до Р. Х. Но в 375 году кочевые орды гуннов положили конец тысячелетней истории античности на полуострове и осели здесь навсегда. Вскоре после этого, в силу своего географического расположения, юго-западная часть превращается в густо населенный и экономически развитый район, сохраняющий тесные связи с единственным уцелевшим от античной эпохи городом — Херсонесом, а через него и с Византией.

Считается, что процесс христианизации Крыма закончился к концу IV века. В ходе нее этнический конгломерат из разных племен, проживающих на полуострове, под влиянием византийской культуры приобрел черты единой этнической общности, известной в последующем как крымские греки.

Но самые первые упоминания о горном (монашеском) Крыме появились спустя два столетия. Вообще, пещерные монастыри занимают особое место в истории христианства на полуострове. Когда в Византии началось иконоборческое движение (726–834 гг.), в Тавриду из восточных провинций империи, спасаясь от гонений, бежали иконопочитатели, которых возглавляли преследуемые правительством монахи. Документальное свидетельство этого имеется в “Житии Стефана Сурожского” (VIII в.), который был родом из Каппадокии, а также в манускрипте “Житие Стефана Нового” (VIII в.), где говорится, что иноки-иконопочитатели, “жители пещер и гор, шли к святому, ища совета и утешения”. Св. Стефан благословил их искать спасения на краю империи, куда не простиралось влияние иконоборцев. Наиболее благоприятными для этого, помимо прочих, были северные берега Понта Евксинского, Боспор и Херсонес.

Это предание нашло отражение в трудах современных ученых, которые в начале XX века обратили внимание на сходство между пещерными монастырями Крыма и юга Италии. Впрочем, для подтверждения гипотезы археологических находок оказалось недостаточно. Но большинство современных исследователей именно с иконопочитателями связывают учреждение и развитие монастырей как на южном берегу Крыма, так и в его юго-западной части: “пещерных городов” Мангупа, Свято-Успенского монастыря, Качи-Кальона, Чильтера, Шулдана и других. В Крыму насчитывается около 20 таких обителей.

Все говорит о том, что монахи-иконопочитатели выбирали места для обителей и строили их таким образом, чтобы все напоминало им покинутые на Родине монастыри. Отсюда — типологическое сходство подобных сооружений в центре и на окраинах Византийской империи.

Стремление же поселяться в столь труднодоступных местах — в естественных или искусственных пещерах — можно объяснить и тем, что официальный Херсонес, как и Таврида в целом, занимали в VIII веке иконоборческую позицию. Хотя власть открыто не преследовала иконопочитателей, но под любым предлогом пыталась ограничить их влияние. А оно было весьма зримым. В связи с наплывом гонимых монахов и образованием новых монастырей, в Крыму появились две новые большие епархии — Готская и Сугдейская. Причем, первая получила статус митрополии. В области церковных отношений Готская епархия сохраняла постоянные связи с Константинополем. Возглавлявшие ее архиереи до 1170 года принимали активное участие в церковных соборах в Константинополе.

Таким образом, жизнь в пещерах, ведя свое начало от египетской Фиваиди — символа побега от мира, захоронения себя в недрах гор, имеет в христианстве давние традиции.

В настоящее время пещерные монастыри Крыма постепенно возрождаются. Действуют Свято-Успенский в Бахчисарае, Свято-Климентовский в Севастополе. Появились первые насельники в монастырях Мангупа и Шулдана.

 

Преданья дней минувших

С самым большим из “пещерных городов”, Мангупом (впервые вспоминается в ІХ в.), связано сказание “Житие Иоанна Готского” — об одном из первых крымских святых. В 754 году епископ Готии, чтоб угодить императору Константину Копрониму, подписал постановления иконоборческого собора. Возмущенные православные Готии не приняли изменника и предложили в епископы Иоанна, жителя Партенита. В 780 году тот направился в Константинополь, где в беседе с императрицей Ириной отстаивал почитание икон. Вернувшись домой, он застал страну, занятую хазарами. Епископ Иоанн возглавил народное восстание. И ему даже удалось изгнать хазар из Готии. Однако вскоре каган захватил власть, жестоко расправившись с бунтовщиками. Иоанн был предан и посажен в тюрьму города Фули. Чудесным образом ему удалось бежать оттуда в Византию, где он впоследствии и преставился. Мощи Иоанна Готского были с почестями перевезены в Партенит, где покоятся до сих пор.

Первое документальное упоминание о крещении руссов связано с именем Стефана Сурожского. Он получил образование в Константинополе и был рукоположен в епископы Сурожа (Судака) в 724 году, где обратил в Православие много язычников и еретиков. Получив указ об уничтожении икон, св. Стефан отбыл в Константинополь, где за ревностную защиту иконопочитания его посадили в тюрьму. Преставился он в 742 году и был похоронен в Суроже в храме святой Софии. Его мощи являли посмертные чудеса. Так, когда “русский князь Бравлин из Неаполя (Новгорода) обложил и взял Сурож”, то вскоре за святотатственное ограбление церкви, где покоились мощи св. Стефана, он был наказан болезнью. И только после принятия им и его женой Таинства Крещения князь исцелился. Произошло это почти за 250 лет до Крещения Руси князем Владимиром.

С того времени история Православной Церкви в Крыму знает множество случаев чудесных исцелений и других необъяснимых с точки зрения науки событий.

 

Чудеса продолжаются

В Свято-Троицком соборе, расположенном в центре Симферополя, находятся мощи одного из самых почитаемых крымских святых — святителя Луки Войно-Ясенецкого. Во время своей земной жизни он был хирургом, прошел сталинские лагеря. Свт. Лука разработал новый метод лечения гнойных ран, который позволил сохранить жизнь тысячам наших солдат в годы Великой Отечественной войны. За это профессор-монах получил Сталинскую премию.

После войны святитель Лука, занимая архиерейскую кафедру в Симферополе, продолжал оперировать и преподавать в Крымском мединституте — случай уникальный для советской истории.

Земная жизнь святителя окончилась в 1961 году, но он и по сей день продолжает помогать страждущим. Многие люди, обращавшиеся к нему с горячими, искренними молитвами, избавились от тяжелейших недугов.

Святителя Луку чтят не только в Украине, России и Беларуси, но и в далекой Греции. В этой стране тоже произошло несколько случаев чудесных исцелений. Один из них — года два назад.

 * * *

Архимандрит Нектариус тяжело заболел. Врачи обнаружили у него злокачественную опухоль гортани. Была назначена операция, исход которой никто не мог предсказать. Однажды ночью, находясь в больнице, архимандрит стал горячо молиться об исцелении перед фотографией святого Луки (иконы у него не было). А утром врачи, совершавшие обход, были поражены: опухоль уменьшилась. Вскоре архимандрит Нектариус выздоровел. Хирургическое вмешательство не потребовалось. С тех пор он ежегодно приезжает в Симферополь, чтобы поклониться мощам святого Луки.

 * * *

В адрес Симферопольской епархии пришло письмо из Греции от родителей двухлетнего малыша. У мальчика тоже была опухоль гортани. Болезнь быстро прогрессировала, ребенок мог дышать только с помощью дыхательного аппарата и почти ничего не ел. Родители принесли в больницу раку с частицей мощей свт. Луки и перекрестили ею сына. Уже на следующий день маленькому пациенту стало легче, он стремительно пошел на поправку и очень скоро полностью выздоровел.

 * * *

Еще один совершенно потрясающий случай чудесного исцеления произошел в небольшом городке Старый Крым, который находится на полпути между Симферополем и Феодосией. Летом 1998 года житель этого города пошел собирать целебные травы в окрестных горах и решил, по своему обыкновению, заночевать на лоне природы. Проснувшись наутро, он почувствовал, что отказали ноги.

Место было безлюдное, рассчитывать на чью-либо помощь не приходилось. Несчастный пролежал весь день и всю ночь в тщетной надежде, что внезапная хворь пройдет сама собой. На следующий день у него кончилась еда, осталось только немного воды. И тут он увидел незнакомую женщину в черном платье. Она подошла к нему, сказала, что живет в близлежащем селе Кринички, и посоветовала найти целебный источник, носящий имя святого великомученика и целителя Пантелеимона, и омыться в нем. Но помогать больному не стала и ушла.

Человек, пораженный непонятным недугом, был мусульманином, но, как и все жители Старого Крыма, знал об этой древней христианской святыне, находящейся в городской черте. Он собрался с силами и пополз, помогая себе палками как костылями. Добравшись до цели, напился целебной воды, окунулся в источник. Проведя там несколько дней, он ушел домой на своих ногах. Прошла и другая болезнь — псориаз, от которого этот человек долго и безуспешно лечился в разных (в том числе и московских) клиниках.

Вскоре исцелившийся принял Крещение и получил новое имя — Феодор. Сейчас он служит Богу в одном из крымских монастырей. А женщину, которая посоветовала ему окунуться в священный источник, Феодор так и не нашел, хотя специально ходил по дворам и расспрашивал о ней сельчан.

 * * *

Село Первомайское с 10-тысячным населением почти вплотную примыкает к Старому Крыму. Здесь находится храм в честь пророка и Предтечи Господня Иоанна Крестителя, в котором в 1998 году чудесным образом обновилась старая (XIX века) потемневшая икона Божией Матери “Скорбящая”. Первым свидетелем чуда стала прихожанка церкви Иоанна Крестителя Федосья Денисенко.

“Пошла я однажды навестить знакомую старушку Матрену Сергеевну, — рассказала она, — и решила ей помочь: постирала кое-какие вещи, потом взяла щетку и стала белить потолок в комнате. Вижу — в углу висят образа. Я попросила одну иконку. “Возьми икону Скорбящей Божией Матери и еще две”,— разрешила хозяйка. Все они были темные, пыльные. Принесла я их домой и стала протирать спиртом. Ничего из этого не вышло — как были темными, так и остались. До 1998 года они стояли у меня дома. Как-то наш священник посетовал, что в церкви нет иконы Скорбящей Божией Матери. Я сказала, что у меня есть такая, но очень-очень старая. Он посмотрел икону и сказал, что она будет стоять в алтаре, а во время служб ее станут выносить.

Недели через две мы с моей племянницей стали замечать, что лоб у Божией Матери просветляется. Потом появился румянец на щеках, омофор стал ярко-синим, и вся икона — как новая. Мы своим глазам не верили — никогда такого не видели. А теперь — видим. Значит, Божия Мать от нас чего-то требует, но мы не знаем, чего...”

Икону отправили в Симферополь, где ее исследовала комиссия, состоявшая из священников и ученых. Комиссия признала, что осветление образа не может быть делом рук человеческих. Сейчас икона находится в Свято-Троицком соборе Симферополя, и все желающие могут помолиться перед ней.

 * * *

В том же 1998 году произошло чудо в симферопольском храме Всех святых (он находится в центре столицы Крыма). В тот год в храме проводили реставрационные работы. С иконостаса была снята икона Господа Иисуса Христа. А несколько дней спустя работники заметили на стекле киота, обрамляющего икону, изображение. При ближайшем рассмотрении выяснилось, что это копия иконы Спасителя. Причем, более совершенная, чем сам образ. Изображение имело интересную особенность: когда его помещали на темный фон, оно было негативным, а при рассмотрении на фоне неба превращалось в позитив.

В марте 1999 года икону исследовала экспертная комиссия, которая прибыла из Киева. Ученые провели химические анализы, фотопробы и подтвердили, что образ на стекле не может быть рукотворным. Эксперты констатировали, что не могут объяснить, как изображение было перенесено с иконы на стекло киота. Химический состав “краски” также остался загадкой: это неизвестное современной науке вещество сначала было прозрачным и маслянистым, но постепенно кристаллизовалось и теперь имеет кристаллическую структуру.

Икона Господа Иисуса Христа и образ, чудесным образом проявившийся на стекле, и сейчас находятся в церкви Всех святых, где их можно увидеть.

 Простые истории. Но и евангельские повествования внешне просты. Дела Божьи, по словам преподобного Серафима Саровского, всегда совершаются с удивительной простотой. И всегда их сопровождает напутствие Господа: по вере твоей да будет тебе.

 Александр Кукуишко, Олег Маркелов

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ukrline.com.ua Mu Rambler's Top100 ya.ts ya.me