Православные храмы

Часовня преподобного Нестора Летописца (университет права НАН Украины)

Строительство и освящение часовни стало результатом совместных усилий…

Храм апостолов Петра и Павла (в Академии управления МВД)

Строительство храма началось в апреле 2008 г. Первая Литургия была…

Храм святителя Иоасафа Белгородского (на Нивках)

Строительство храма началось в августе 1999 г. Построен храм-палатка.…

Публикации

Православие и астрология

Прежде чем обратиться к заявленной теме, напомним читателям, что сами маги…

Колдовские сети

Светлана не верила до последней минуты. Не верила, когда шла по тому адресу,…

Ікона говорить з тим, хто на неї дивиться

У Старому Завіті були заборонені ікони або статуї. Однак образи Ангелів Господь…

На вопросы читателей отвечает Блаженнейший Владимир, Митрополит Киевский и всея Украины, Предстоятель Украинской Православной Церкви

 

?Расскажите о православном понятии святости.

Святость — это отличительная черта Бога. В целом прилагательное “святой” в тексте Ветхого Завета является религиозным термином, который при отнесении его к Божеству всегда равнозначен понятию “божественный”. Само слово в ветхозаветном тексте происходит от семитского корня “кодеш”, который имеет значения “выделить”, “очистить”, “объявить что-то неприкосновенным”.

Таким образом, через ветхозаветное понятие святости–выделенности как свойства Божия подчеркивается Его исключительность, чтобы показать, что Он является единственным истинным Богом.

В свою очередь, и ветхозаветный израильский народ, избранный и очищенный, должен, по заповеди Божией, быть свят, то есть обособлен от других народов и посвящен Богу: “Святы будьте, ибо свят Я Господь, Бог ваш” (Лев. 19, 2). К этому же призываются и все верующие во Христа, как новозаветный Израиль.

Если ветхозаветные пророки говорили, что для освящения нужны правда, милость и любовь, то именно это явилось во Христе в совершенной форме. Святость и любовь в Спасителе равнозначны. В силу Своей святости Христос так любит людей, что, жертвуя Собой, приобщает их Своей Божественной славе: “И за них Я посвящаю Себя, чтобы и они были освящены истиною” (Ин. 17, 19).

Вот то неложное обетование Божие, которое вошло в христианство как основание святости. В святости Христа как Главы Церкви — источник святости ее членов, как говорит ап. Павел: “Если начаток свят, то и целое; и если корень свят, то и ветви” (Рим. 11, 16).

Освящение верующих во Христа происходит через восприятие в Церкви Жертвы Христовой и усвоение свойств Нового Человека верующим, получившим дар благодати Крещения, через следование Христовым крестным путем — путем любви и смирения. Ибо не все те, кто крещен, спасаются, но только те, которые путем христианских добродетелей стяжали дары Святого Духа, плоды Которого — любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание.

 

 

?Кого Церковь причисляет к лику святых?

В Древней Церкви основной список почитаемых святых состоял из имен мучеников — верующих во Христа и принесших себя в “жертву живую”, свидетельствуя о славе и святости Божией. К ним причислялись все пострадавшие за Христа, которых без расследования их жизни вносили в списки святых уже в силу только величия их подвига — очищения мученической кровью. Наряду с ними в самых древних из дошедших до нашего времени списков святых упоминаются ветхозаветные патриархи и пророки, новозаветные апостолы и мужи апостольские. Всех их можно отнести к единому разряду христианских святых.

К спискам этой категории должны быть отнесены и святители — первоиерархи Церквей, которые по своей смерти вносились в святцы в силу почитания народом. Период времени от смерти до канонизации святителей варьировался в очень широких пределах. Для примера можно указать на Афанасия Александрийского, Василия Великого, Иоанна Златоуста, которые, несмотря на свои труды во славу Церкви Божией, были причислены к лику святых не ранее, чем через 500 лет после своего преставления.

Другую категорию святых — преподобных — составляли прославленные в христианском подвиге отшельники, распространившиеся в большом количестве в пустынях Египта и Палестины с конца IV века. Первоначально почитание известнейших из них ограничивалось отдельными областями, но с момента участия подвижников-монахов в решениях Вселенских Соборов их почитание становится повсеместным.

К этой же категории христианских подвижников нужно отнести и исповедников — людей, претерпевших за Христа истязания, пытки или заключение в ссылку, но не пострадавших как мученики. Сюда входят все исповедники как истязаемые язычниками, так и гонимые за Православие еретиками и раскольниками.

Еще одну категорию святых Древней Церкви составляют прославившиеся заслугами перед Церковью цари и князья, получившие наименование святых благоверных. Если их служение проходило в распространении или утверждении христианства, то им присваивается именование равноапостольных.

Начиная с IV века, в монашеской среде Александрийской Церкви возникает еще один тип святости — юродство Христа ради. Подлинно юродивые приносили в жертву Богу высшее Его дарование человеку — разум. Такой безумный Христа ради должен был исполнять функцию общественной терапии. Подвиг юродства всегда направлен вовне, на исцеление общества, причем, без различия его социальных сфер.

Помимо этих основных категорий святых, некоторые традиционно имеют особые названия. Например, апостолы Петр и Павел именуются первоверховными, ввиду их трудов в проповеди христианской веры. Евангелистами называются четыре апостола — Матфей, Марк, Лука и Иоанн Богослов, написавшие Евангелие. Великомученики — это мученики, умершие за веру после особо тяжких страданий. А преподобномученики — претерпевшие мучения за Христа преподобные.

Так же к лику святых причислялись бессребреники, служившие ближним безвозмездным врачеванием телесных и душевных болезней; праведники — семейные люди, жившие в миру праведной богоугодной жизнью, как, например, родители Пресвятой Богородицы Иоаким и Анна. Первые праведники, жившие на земле — Адам, Ной, Авраам и др. — называются праотцами.

 

 

?Что является критерием для канонизации святых в Православной Церкви?

По учению Церкви, угодники Божии, составляя лик святых, молятся пред Богом о живых собратиях своих по вере, которые воздают им молитвенное чествование.

Канонизация всегда рассматривалась церковным сознанием как факт проявления в Церкви святости Божией, действующей через облагодатствованного подвижника благочестия. Поэтому во все времена основным условием прославления святых было проявление подлинной освященности благодатию Божией и святости праведника.

В XVII веке, по свидетельству Иерусалимского патриарха Нектария, участвовавшего в Поместных Соборах на Руси, признаком истинной святости в человеке признавалось соответствие трем основным критериям. Это, во-первых, безукоризненное исповедание Православия. Во-вторых, совершение всех добродетелей, за которым следует твердое стояние в вере даже до крови. И, в-третьих, проявление Богом сверхъестественных знамений и чудес.

В более широком смысле свидетельства святости могут быть следующие.

* Вера Церкви в святость прославляемых подвижников как людей, Богу угодивших и послуживших пришествию на землю Сына Божия и проповеди Евангелия. На основании такой веры прославлялись праотцы, пророки и апостолы.

* Мученическая смерть или истязание за веру Христову. Так с древнейших времен прославлялись в Церкви мученики и исповедники.

* Чудотворения, совершаемые святым по его молитвам ко Господу. Так прославлены многие преподобные и юродивые.

* Высокое первосвятительское или святительское служение на благо Церкви Христовой. По такому критерию оценки святости прославляются святители.

* Большие заслуги перед Церковью и народом Божиим. Так канонизированы в большинстве своем цари, князья и равноапостольные.

* Добродетельная, праведная и святая жизнь, не всегда засвидетельствованная чудотворениями. Так прославлялись праведники, благоверные князья и некоторые преподобные.

* Нередко свидетельством святости праведника было широкое почитание его народом. В основе этого всегда лежит сверхъестественная помощь страждущим от усопшего подвижника. При отсутствии записей о таких чудесах, Церковь могла канонизировать святого на основании его народного почитания.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Яндекс цитирования Яндекс.Метрика Mail.ru Rambler's Top100 ukrline.com.ua