Православные храмы

Храм мученицы Татьяны (на Оболони)

Храм размещается в приспособленном палаточном помещении. Первый…

Покровский храм на Приорке

Православная деревянная церковь неизвестного названия существовала на…

Публикации

Не отвергайте благодать. Баптизм и Православие

По оценкам специалистов, в современном мире существует несколько тысяч сект.…

Орден преподобного Нестора Летописца

Украинская Православная Церковь, согласно Уставу, имеет свою систему…

Как “малой церкви” дойти до большой?

Жизнь часто ставит перед нами задачи, которые трудно решить самому. Автор этой…

В последнее время уделяется огромное внимание проблеме работы с молодежью в Церкви. Проводятся всевозможные конференции, симпозиумы, съезды молодежных братств и организаций, где выносится на обсуждение и решается широкий спектр актуальных вопросов, связанных с миссией Церкви в современной молодежной среде.

Ведется поиск новых форм работы с молодежью и способов ее привлечения в Церковь. Важная роль в этом возлагается на церковно-приходские воскресные школы.

Наглядным образцом слаженности приходской жизни является воскресная школа в с. Александровка, недалеко от Одессы. Общими усилиями прихожан и личным усердием протоиерея Михаила, настоятеля Александровского Свято-Успенского храма, она сегодня воспитывает около 100 детей разных возрастных категорий, уделяя им внимание не только в воскресные и праздничные, но и в будние дни, приглашая на продленку. Об истории возникновения такой уникальной воскресной школы согласился нам рассказать главный ее руководитель — протоиерей Михаил Харабара, благочинный 2-го Одесского округа.

 

— Отец Михаил, расскажите о том, кому принадлежит идея организовать досуг детей при церкви, и легко ли было осуществить задуманное.

— Прежде всего следует рассказать о специфичности нашего поселка. В нем есть много неблагополучных семей, в которых горе-родители, страдающие недугом наркомании и алкоголизма, пытаются воспитать будущее поколение. Разумеется,  им совершенно не хочется это делать, да и некогда, а некоторые вообще лишены родительских прав. Таким образом, дети предоставлены сами себе, по сути, воспитываются и живут на улице. Потому сама идея организации продленки при храме возникла вследствие необходимости куда-либо пристроить после школы детей.

История образования воскресной школы тесно связана с историей самого прихода. Изначально, при строительстве храма, греками-зодчими было предусмотрено здание для канцелярии, священнического дома и церковно-приходской школы, в помещении которой, по иронии судьбы, после прихода богоборческой власти, разместилась общеобразовательная школа. Поэтому вполне логичным действием со стороны клириков нашей церкви было прийти, или даже можно сказать, вернуться в стены родного здания. К сожалению, местное руководство не пошло нам навстречу и не предоставило возможности приходить к детям. Ну а раз мы к ним прийти не смогли, то пригласили их к себе. Так и возникла группа продленки при церкви.

 

— Но любая продленка подразумевает какое-либо участие в ней преподавателя. То, что для вашей специфики необходимо, детям порой может показаться навязчивым. Как вы решали эту проблему?

— Мы приняли позицию решать проблемы по мере их возникновения. Вначале мы детей предоставили самим себе, ограничивая их только в поведении. А, как известно, среда воспитывает лучше, чем любые преподаватели. Постепенно, с Божией помощью, мы стали детям прививать православную культуру. Начали учить их молиться перед едой и после. Заведя в храм, рассказывали о его значении и устройстве, учили креститься. Всячески показывали им, что есть место и люди, которые могут и хотят помочь.

Мы здесь не только занимаемся воспитанием, а вместе отдыхаем и играем. Безусловно, вначале было нелегко, но мы никогда не оставались наедине со своими проблемами. Здесь необходимо сказать о том, что для организации подобных мероприятий важно участие всего прихода.

 

— И все же, будничная продленка возникла после воскресной школы. Расскажите о том, что вы предлагаете детям по воскресеньям.

— Как таковой системы образования нет. Продленка является не продолжением воскресной школы, а наоборот, дети из будничной школы вырастают до посещения храма и его школы по воскресным дням. После Божественной литургии предлагается трапеза, по окончании которой, в отличие от будней, в обязательном порядке преподаются богословские дисциплины. Здесь же можно учиться пению (у нас есть детский хор), а на многочисленных кружках можно научиться рисовать, лепить, вышивать. Занимаются с ребятами квалифицированные преподаватели из числа наших же прихожан.

 

— Мне сообщили, что акцент вашего преподавания делается не столько на изложении определенного материала в виде уроков, сколько на простой беседе с детьми.

— Лекционное восприятие материала заканчивается через 5-10 минут. И это характерно не только для самых маленьких. Поэтому большая часть занятий проводится в форме бесед или ответов на вопросы. Многим из подростков необходимо не столько то, что мы можем предложить во время урока, сколько время после него. Они больше других тянутся к беседе, требуют, чтобы их просто выслушали. И здесь для нас главное не дать ребятам замкнуться в себе, оставшись один на один со своими проблемами, помочь раскрыться, указать правильную дорогу. В этом особенно им помогают молодые преподаватели, к которым относятся с большим доверием.

 

— А чем еще занимаются дети в вашей воскресной школе?

— Немалое значение в деле воспитания ребенка играют всевозможные постановки, связанные с православными праздниками. В них главная цель не столько концертное выступление в день праздника, сколько путь к нему. Постановки не ограничиваются только рождественскими святками. Мы готовимся к праздникам Покрова, Введения во Храм Пресвятой Богородицы, ко дню Архистратига Михаила, Святителя Николая.

Постановки — не единственное занятие. Мы также прививаем детям любовь к труду. Но не забираем у детей их детство попыткой воцерковить их как взрослых через определенные обязательства и запреты, а более того, помогаем им почувствовать благость этого периода жизни. Колядования и щедрования в рождественские праздники особенно радуют деток, но святки быстро заканчиваются, и приходиться заниматься организацией новых мероприятий. Например, каждую субботу проходят чаепития, где, порой, рождаются идеи отправиться в какую-либо паломническую поездку, посетить музей, театр, пойти в поход. И, слава Богу, это не остается только предложением, а сразу же воплощается в жизнь.

 

— Много детей посещает вашу воскресную школу и будничную продленку?

— Наша воскресная школа разделяет детей на две возрастные категории. В первой занимаются дети до 13 лет, ее посещают около 25 человек. Во второй, от 13 и старше, — около 30. А по будням приходит от 25 до 40 детей. Господь не оставляет.

 

— Какова реакция родителей?

— Я думаю, что даже самый закоренелый атеист понимает: ребенку лучше воспитываться при церкви, чем на улице, — тут его плохому не научат. Что же касается родителей воцерковленных, то они только рады, что их дети проводят свое время в воскресной школе.

 

— Отец Михаил, и напоследок, что бы вы посоветовали тем, кто сегодня стоит перед идеей создания воскресной школы или организации православного досуга?

— К сожалению, за 70 лет атеистической власти мы утратили преемственность духовного образования, и начинать преподавание в воскресных школах приходится на базе собственного опыта. Дети в этом являются нашими первыми помощниками. Необходимо прислушиваться к ним и дать им должное место в Церкви. Нужно гореть огнем любви к вере и к своему делу, и Господь поможет каждому. Непременно появятся люди и возможность осуществить добрые начинания.

 Юрий Крючков, Синодальный отдел УПЦ по делам молодежи

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ukrline.com.ua Mu Rambler's Top100 ya.ts ya.me