Православные храмы

Храм новомучеников и исповедников Русских (на Лукьяновском кладбище)

С XIX в. на Лукьяновском кладбище был деревянный храм вмц. Екатерины.…

Храм в честь иконы Божией Матери «Знамение» (на ул. Лагерной)

Земля, на которой построена новая церковь, ранее называлась «Дача…

Свято-Воскресенский храм Флоровского монастыря

В комплексе сооружений Флоровского монастыря этот храм считался…

Публикации

“Не собирайте себе сокровищ на земле...” Преподобный Досифей Благоговейный

Преподобный Досифей (в миру Димитрий Колченков) родился в с. Снагости Курской…

Что там, за гранью жизни?

Представьте себе, что вы умерли...”, — написано на упаковке кассеты с фильмом…

Апостол Варнава

Святой апостол Варнава родился на острове Кипр в богатой еврейской семье и был…

В последнее время уделяется огромное внимание проблеме работы с молодежью в Церкви. Проводятся всевозможные конференции, симпозиумы, съезды молодежных братств и организаций, где выносится на обсуждение и решается широкий спектр актуальных вопросов, связанных с миссией Церкви в современной молодежной среде.

Ведется поиск новых форм работы с молодежью и способов ее привлечения в Церковь. Важная роль в этом возлагается на церковно-приходские воскресные школы.

Наглядным образцом слаженности приходской жизни является воскресная школа в с. Александровка, недалеко от Одессы. Общими усилиями прихожан и личным усердием протоиерея Михаила, настоятеля Александровского Свято-Успенского храма, она сегодня воспитывает около 100 детей разных возрастных категорий, уделяя им внимание не только в воскресные и праздничные, но и в будние дни, приглашая на продленку. Об истории возникновения такой уникальной воскресной школы согласился нам рассказать главный ее руководитель — протоиерей Михаил Харабара, благочинный 2-го Одесского округа.

 

— Отец Михаил, расскажите о том, кому принадлежит идея организовать досуг детей при церкви, и легко ли было осуществить задуманное.

— Прежде всего следует рассказать о специфичности нашего поселка. В нем есть много неблагополучных семей, в которых горе-родители, страдающие недугом наркомании и алкоголизма, пытаются воспитать будущее поколение. Разумеется,  им совершенно не хочется это делать, да и некогда, а некоторые вообще лишены родительских прав. Таким образом, дети предоставлены сами себе, по сути, воспитываются и живут на улице. Потому сама идея организации продленки при храме возникла вследствие необходимости куда-либо пристроить после школы детей.

История образования воскресной школы тесно связана с историей самого прихода. Изначально, при строительстве храма, греками-зодчими было предусмотрено здание для канцелярии, священнического дома и церковно-приходской школы, в помещении которой, по иронии судьбы, после прихода богоборческой власти, разместилась общеобразовательная школа. Поэтому вполне логичным действием со стороны клириков нашей церкви было прийти, или даже можно сказать, вернуться в стены родного здания. К сожалению, местное руководство не пошло нам навстречу и не предоставило возможности приходить к детям. Ну а раз мы к ним прийти не смогли, то пригласили их к себе. Так и возникла группа продленки при церкви.

 

— Но любая продленка подразумевает какое-либо участие в ней преподавателя. То, что для вашей специфики необходимо, детям порой может показаться навязчивым. Как вы решали эту проблему?

— Мы приняли позицию решать проблемы по мере их возникновения. Вначале мы детей предоставили самим себе, ограничивая их только в поведении. А, как известно, среда воспитывает лучше, чем любые преподаватели. Постепенно, с Божией помощью, мы стали детям прививать православную культуру. Начали учить их молиться перед едой и после. Заведя в храм, рассказывали о его значении и устройстве, учили креститься. Всячески показывали им, что есть место и люди, которые могут и хотят помочь.

Мы здесь не только занимаемся воспитанием, а вместе отдыхаем и играем. Безусловно, вначале было нелегко, но мы никогда не оставались наедине со своими проблемами. Здесь необходимо сказать о том, что для организации подобных мероприятий важно участие всего прихода.

 

— И все же, будничная продленка возникла после воскресной школы. Расскажите о том, что вы предлагаете детям по воскресеньям.

— Как таковой системы образования нет. Продленка является не продолжением воскресной школы, а наоборот, дети из будничной школы вырастают до посещения храма и его школы по воскресным дням. После Божественной литургии предлагается трапеза, по окончании которой, в отличие от будней, в обязательном порядке преподаются богословские дисциплины. Здесь же можно учиться пению (у нас есть детский хор), а на многочисленных кружках можно научиться рисовать, лепить, вышивать. Занимаются с ребятами квалифицированные преподаватели из числа наших же прихожан.

 

— Мне сообщили, что акцент вашего преподавания делается не столько на изложении определенного материала в виде уроков, сколько на простой беседе с детьми.

— Лекционное восприятие материала заканчивается через 5-10 минут. И это характерно не только для самых маленьких. Поэтому большая часть занятий проводится в форме бесед или ответов на вопросы. Многим из подростков необходимо не столько то, что мы можем предложить во время урока, сколько время после него. Они больше других тянутся к беседе, требуют, чтобы их просто выслушали. И здесь для нас главное не дать ребятам замкнуться в себе, оставшись один на один со своими проблемами, помочь раскрыться, указать правильную дорогу. В этом особенно им помогают молодые преподаватели, к которым относятся с большим доверием.

 

— А чем еще занимаются дети в вашей воскресной школе?

— Немалое значение в деле воспитания ребенка играют всевозможные постановки, связанные с православными праздниками. В них главная цель не столько концертное выступление в день праздника, сколько путь к нему. Постановки не ограничиваются только рождественскими святками. Мы готовимся к праздникам Покрова, Введения во Храм Пресвятой Богородицы, ко дню Архистратига Михаила, Святителя Николая.

Постановки — не единственное занятие. Мы также прививаем детям любовь к труду. Но не забираем у детей их детство попыткой воцерковить их как взрослых через определенные обязательства и запреты, а более того, помогаем им почувствовать благость этого периода жизни. Колядования и щедрования в рождественские праздники особенно радуют деток, но святки быстро заканчиваются, и приходиться заниматься организацией новых мероприятий. Например, каждую субботу проходят чаепития, где, порой, рождаются идеи отправиться в какую-либо паломническую поездку, посетить музей, театр, пойти в поход. И, слава Богу, это не остается только предложением, а сразу же воплощается в жизнь.

 

— Много детей посещает вашу воскресную школу и будничную продленку?

— Наша воскресная школа разделяет детей на две возрастные категории. В первой занимаются дети до 13 лет, ее посещают около 25 человек. Во второй, от 13 и старше, — около 30. А по будням приходит от 25 до 40 детей. Господь не оставляет.

 

— Какова реакция родителей?

— Я думаю, что даже самый закоренелый атеист понимает: ребенку лучше воспитываться при церкви, чем на улице, — тут его плохому не научат. Что же касается родителей воцерковленных, то они только рады, что их дети проводят свое время в воскресной школе.

 

— Отец Михаил, и напоследок, что бы вы посоветовали тем, кто сегодня стоит перед идеей создания воскресной школы или организации православного досуга?

— К сожалению, за 70 лет атеистической власти мы утратили преемственность духовного образования, и начинать преподавание в воскресных школах приходится на базе собственного опыта. Дети в этом являются нашими первыми помощниками. Необходимо прислушиваться к ним и дать им должное место в Церкви. Нужно гореть огнем любви к вере и к своему делу, и Господь поможет каждому. Непременно появятся люди и возможность осуществить добрые начинания.

 Юрий Крючков, Синодальный отдел УПЦ по делам молодежи

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ukrline.com.ua Mu Rambler's Top100 ya.ts ya.me