Православные храмы

Храм святителя Луки Крымского (в Пушкинском парке)

Первую Литургию в храме прп. Агапита Печерского служили на Пасху 1998…

Храм иконы Божией Матери «В родах Помощница» (в 1‑м роддоме, на Печерске)

Храм был открыт 8/21 декабря 2000 г., первый молебен отслужен 9/22…

Храм преподобного Агапита Печерского (прихода иконы Божией Матери «Всецарица» на Троещине)

Деревянный храм в честь преподобного Агапита Печерского принадлежит…
Публикации

Миром Господу помолимся. О церковной записке

Молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва…

Новые тайны Киево-Печерской Лавры

В среду, 1 марта, в Ближних пещерах Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры была…

“Властелин колец” и христианство, или Заповедь о любви к врагам

Справка. В основе сюжета произведения — борьба добра со злом на фоне фантастического “доисторического мира”, населяемого самыми разными существами: эльфами, волшебниками, людьми, гномами, хоббитами, орками и т. д.

Темный властитель — Саурон — стремится подчинить себе весь мир, повергнув его в хаос и насилие, уничтожив все доброе и прекрасное. Он начинает войну, но для решающей победы ему необходимо овладеть магическим кольцом, которое случайно оказывается у хоббита Фродо. Цель Фродо — не допустить, чтобы кольцом завладел Саурон или кто-либо иной (в том числе и он сам), поскольку новый хозяин неизбежно попадает под власть зла и становится очередным темным властителем. Единственное, что остается — незаметно проникнуть в самое логово Саурона и бросить кольцо в жерло горы (где оно было в свое время выковано), чтобы уничтожить его навсегда.

Мир не спасают без участия со стороны самого мира: в битву вовлечены все, но исход ее зависит от успеха или неуспеха операции Фродо. Вместе со своим спутником Сэмом он проникает к заветной горе, но не может более бороться с соблазном. В итоге кольцо падает в жерло только благодаря удачному стечению обстоятельств…

“Властелин колец” волнует умы молодежи вот уже не одного поколения. Первый шквал полемики вызвала книга. А после выхода на экраны одноименного фильма, снятого по сюжету трилогии, эти споры разгорелись вновь.

В связи с этим, не претендуя на окончательное слово в “толкиеноведении”, хочется все же поделиться некоторыми своими размышлениями о книге на правах читателя-христианина.

О том, что Толкиен как мыслитель и писатель имел ряд идей, с точки зрения христианина сомнительных, хорошо известно. Гностическая концепция сотворения мира, изложенная в “Сильмариллионе” — лишь один из примеров. Но здесь мы не беремся рассматривать все творчество Джона Рональда Руэла Толкиена, а поговорим лишь о соотношении с христианством его главного произведения.

Что есть “Властелин колец”? “Завуалированная проповедь христианства” (Мария Каменкович. “Троянский конь”) или выдумки, “пропитанные хорошо загримированным язычеством и оккультизмом” (Роман Жолудь. “Толки вокруг Толкиена”)?

Во время чтения книги обе эти крайние позиции поочередно предстают перед читателем-христианином. Для каждой из них можно найти достаточные основания в тексте. Поэтому более продуктивен, на наш взгляд, другой путь: идти от того, что в книге реально есть, а не от того, что в ней должно быть.

А реально есть и то, и другое. Ведь, с одной стороны, произведение кропотливо создавалось на протяжении многих лет человеком, искренне считавшим себя христианином. С другой стороны, ждать от западного светского писателя ХХ века стопроцентной чистоты догматических воззрений также не стоит. Так что в данной книге Толкиена равно есть и близкое христианству, и чуждое ему. Начнем с последнего.

 

Гимн Язычеству?

Первая проблема — это то, что, по сравнению с силами добра, зло в книге показано гораздо более ярко, эмоционально. По сути, оно в произведении значительно могущественнее, почти всесильное, от него некуда укрыться, а для защиты не к кому прибегнуть. Рассказывают, что друг Толкиена К. Льюис, дочитав “Властелина колец” до середины, отбросил книгу со словами: “Нельзя же так долго писать о зле!” (Впрочем, нам доводилось слышать и другую версию, согласно которой сам Толкиен, дочитав до середины “Письма Баламута” Льюиса, отбросил ее с теми же словами). По мощи и величию личности Саурону нет альтернативы в мире “Властелина колец”. А такое мировидение христианским признать сложно.

Следующая проблема — это то, что, в общем и целом, бытие всех толкиеновских существ (эльфов, гномов, людей, хоббитов и т. д.) выглядит довольно бессмысленным. Они героически сражаются (описано это подчас очень красочно и увлекательно), мечтая зажить мирной жизнью. Но сама она (жизнь) выглядит в произведении на редкость блеклой и бессмысленной, как старая выцветшая картинка на стене.

Создавая мир “до Христа”, Толкиен создал мир “без Христа”. И православному верующему погружаться в него довольно тягостно, хотя и не настолько, как в миры других фэнтезийных авторов, например, Тэда Уильямса с его прямой пародией на христианство.

 

Проповедь христианства

Переходя к выявлению во “Властелине колец” христианского миропонимания, отметим, что не будем рассматривать вообще добрые мысли или в целом положительные, но лишь те, которые однозначно можно охарактеризовать как христианские.

Прежде всего, такой является главная идея произведения: кольцо есть образ соблазна или греха; и победить зло можно лишь лично отказавшись от него. Таким образом, основная концепция трилогии, безусловно, христианская, идущая вразрез со всей фэнтезийной традицией после Толкиена. И состоит она в том, что зло никогда нельзя использовать во благо. Иначе ты попадаешь под его власть и только умножаешь общее количество зла в мире.

И если мы проследим за сюжетом, то увидим, что христианской является не только идея, но и ее развитие. Ведь Фродо так и не смог противостоять власти кольца, злу. То есть человек не в силах сам отказаться от греха. И хотя добро побеждает вроде бы как из-за удачного случая, но для человека христианской культуры (для которого, собственно, Толкиен и писал свои книги) очевидно, что случая нет, а есть Божественный Промысл. Для совсем непонятливых читателей об этом сказано в самой книге устами Гэндальфа: “Так было уготовано ему…”

Уготовано кем? Отвечая на этот вопрос, мы должны вернуться к самым первым строкам книги — ее заглавию. Кто такой Властелин колец? Кому посвящено все произведение? Очевидно, что это не Фродо, никто из мудрых и даже не Саурон. Никто из них никогда не обладал всеми волшебными кольцами. И при дальнейшем размышлении ответ остается только один: Властелином или, точнее, Господом колец является Тот, Кто обладал ими всегда, поскольку Он обладает всем, но никто и ничто не властно над Ним.

Следующий глубоко христианский момент в книге — это отношение к врагу. Ненавидимые всеми орки — это изуродованные злом эльфы, некогда прекраснейшие из существ в мире Толкиена. Сеющие ужас назгулы, в прошлом — лучшие представители человеческого рода. Оказавшиеся достойными стать кольценосцами, они не устояли перед соблазном зла и попали под власть правителя тьмы. Падший Саруман Белый был одним из мудрейших...

Толкиен учит воспринимать носителей зла сквозь призму их личной трагедии и через это подводит к единственно возможному отношению к врагу — состраданию. Несколько раз в трилогии подчеркивается мысль, что конечная победа добра стала возможной благодаря акту милосердия, который совершил хоббит Бильбо по отношению к своему врагу.

Но Толкиен не ограничивается указанием на то, что злодей имеет предысторию падения. Тот может покаяться и измениться. Самый яркий тому пример в книге — Горлум, то же — с Гримой. Но еще глубже это выражено в последнем разговоре с Саруманом, когда Фродо, останавливая друга от убийства падшего волшебника, говорит: “Нет, Сэм! Все равно убивать его не надо. И уж тем более нельзя убивать, когда он в черной злобе. Ведь он был когда-то велик, он из тех, на кого мы не смеем поднимать руку. Теперь он падший, однако же, не нам судить его: как знать, может, он еще возвеличится...”

И заслуга Толкиена именно в том, что на понятном для современного человека художественном языке он разъяснил одну из самых трудных для понимания заповедей Христа — заповедь о любви к врагам. Причем, не просто объяснил, но и раскрыл ее величие и мудрость.

Юрий Максимов

 
Поиск на сайте
Календарь
<Январь 2012>
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
91112131415
16171819202122
23242526272829
3031     
ukrline.com.ua Rambler's Top100 ya.ts ya.me Mu