Православные храмы

Храм великомученицы Варвары (при Киевской областной больнице № 1)

Идея возведения храма на территории областной больницы принадлежит…

Часовня преподобного Нестора Летописца (в школе «Співтворчість», на Троещине)

Частная средняя общеобразовательная школа «Співтворчість» I–III…

Храм в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник», Феофания

В первый раз источник в Феофании в XIX веке освятил святитель…
Публикации

Коли здоровий дух — здорове тіло, а не навпаки

Значення християнського світогляду для пропагування здорового способу життя

Блаженнейший Митрополит Владимир: “Слова “европеец” и “христианин” должны быть синонимами”

— Ваше Блаженство, в последние десятилетия карта Европы сильно изменилась, что…

Врачующая помощь Господа

Есть, рассказывает святой евангелист Иоанн Богослов, в Иерусалиме у Овечьих…

Сатановский Свято-Троицкий монастырь — древнейший оплот христианской веры

Священный Синод Украинской Православной Церкви  принял решение о возрождении монашеской жизни в Сатановском монастыре Львовской области. Сейчас там благоустроена территория, ремонтируются и украшаются храмы, возрождается духовная жизнь.

О необычайной истории монастыря и его нынешней жизни наш сегодняшний рассказ.

ожно ли представить себе более удивительное словосочетание, чем “Сатановский монастырь”? Воображение сразу рисует что-то похожее на голливудские фильмы: темные силуэты с надвинутыми на глаза клобуками, зловещие пентаграммы на стенах, таинственные обряды. Любителей подобной “экзотики” разочаруем: это один из древнейших оплотов христианской веры в Украине, полное название которого — Сатановский Свято-Троицкий монастырь. Неожиданным сочетанием в названии — “Сатановский”, но “Свято-Троицкий”, — монастырь обязан поселку Сатанов, возле которого он находится.

Местные жители считают, что “городом сатаны” со зла назвали его то ли турки, то ли татары, которые в свое время так и не смогли взять его стены. Версия хотя и маловероятная, но небезосновательная. Остатки когда-то мощных укреплений — городские ворота и замок-цитадель — поневоле вызывают уважение. Небольшую крепость напоминает даже опоясанная рядами мушкетных и пушечных бойниц древняя еврейская синагога. Ведь Сатанов на протяжении долгого времени находился на границе между христианским миром и Оттоманской Портой, поэтому его обитателям приходилось постоянно быть начеку.

 

Из истории

Свято-Троицкий монастырь впечатляет умиротворенностью и тишиной, которая нарушается только щебетанием птиц и стрекотанием кузнечиков в высокой траве.

Хотя решение Священного Синода УПЦ о возрождении в монастыре монашеской жизни уже принято, монахов в Сатанове пока нет — им еще негде жить. “На хозяйстве” только протоиерей Владимир Наглий. Он служит в монастырском храме и потихоньку занимается восстановлением монастыря. До начала службы было еще немного времени, и отец Владимир любезно согласился показать хозяйство монастыря.

Свято-Троицкий монастырь, как и Сатановский замок, построен на вершине горы, стоящей над Збручем, и мало чем отличается от замка — такие же, сложенные из серого подольского известняка, толстые стены, оконца-бойницы, келии-казематы… Даже пятна лишайника и мха на старом камне одинаковые… От соседней цитадели монастырь отличается только крестами на колокольне, которая тоже похожа на крепостную башню. До недавнего времени монастырь был окружен еще и настоящей крепостной стеной 6-метровой высоты, имевшей толщину 2 метра. В мирное время здесь молились Богу, во времена смутные за стенами обители местные жители находили надежное убежище от врагов.

Свято-Троицкий монастырь начинался с пещер, сохранившихся доныне. Вход туда находится у подножья монастырской скалы. Спускаемся вдоль нее шаткими деревянными ступеньками… Пещеры не столь впечатляющие, как Лаврские: небольшой коридор, две маленькие келии и подземный храм. Пещера отчасти естественная, отчасти рукотворная. Сохранились здесь только каменные лежанки, ниши для икон и похожий на большую терку “камень испытания”. Раньше на этом камне каждый, кто желал принять постриг, должен был простоять на коленях в молитве целую ночь.

Когда-то в пещеры можно было попасть еще и непосредственно с территории монастыря через специальный ход-колодец, остатки которого сохранились доныне. Проход был сделан на крайний случай — при необходимости через пещеры можно было легко убежать в лес, окружающий монастырь.

Этим путем эвакуации, по свидетельству монастырских хроник, монахи воспользовались всего один раз — когда в 1679 г. войско султана Магомета ІV окружило и захватило Сатанов. В Сатановском Юрьевском храме еще в начале ХХ в. хранилась икона Христа со следом от удара турецкой сабли, напоминавшая о тех древних событиях. После революции икона бесследно исчезла.

А вот татарские отряды, даже многочисленные, старались обходить монастырь стороной — на колокольне кроме колоколов были установлены мощные орудия…

По монастырскому преданию, первым обитателем пещер был греческий монах-отшельник с Афона, появившийся здесь в 839 г. К сожалению, никаких сведений о том, как его звали, или о том, что вынудило его поселиться в диких лесах среди язычников, нет.

По преданию, в 981 г., во время похода на поляков, пещеры посетил сам князь Владимир Великий. На первый взгляд, повествование абсолютно безосновательно, ведь в то время князь еще был язычником. Но и полностью отвергать его тоже не стоит. Во-первых, войско князя Владимира действительно проходило по этой земле. Во-вторых, значительную часть княжеской дружины составляли варяги-христиане. Последние же, встретив единственный на территории в сотни километров христианский храм, конечно же захотели помолиться перед боем. Не исключено, что князь действительно мог быть среди своих воинов-христиан. Тем более, что его бабка, княгиня Ольга, была христианкой.

Зато точно известно, что в 1653 г. Свято-Троицкий монастырь посетил славный гетман Богдан Хмельницкий. А в августе 1711 г., возвращаясь из Прусского похода, — русский царь Петр І, с которым там произошел очень смешной случай.

Незадолго до этого, в 1707 г., монастырь перешел к униатскому ордену Св. Василия. Отцы-василиане, узнав, что царь направляется к Сатанову, решили воспользоваться ситуацией, чтобы попытаться склонить его к унии. В монастырь срочно откомандировали иеромонаха Иосифа Чижевского — самого красноречивого проповедника ордена. Но василиане не учли главного — царь был абсолютно равнодушен к вопросам богословия. Царский шут, заметив, что во время проповеди Чижевского Петр откровенно скучает, решил исправить ситуацию. Тихонечко подкравшись к иеромонаху, он одним взмахом больших овечьих ножниц отрезал его длинную холеную бороду.

Чтобы утешить обиженного монаха, царь отсыпал Чижевскому горсть золотых, на чем попытка сблизить Запад с Востоком безуспешно завершилась. “Вообще, — шутит отец Владимир, — наш монастырь за этот случай нужно внести в книгу рекордов: не исключено, что это была самая дорогая услуга цирюльника за всю историю человечества”.

Из известных исторических личностей, которые гостили в монастыре, стоит назвать также Александра Суворова. Монастырские хроники зафиксировали, что отправляясь в знаменитый Альпийский поход, перед тем как перейти пограничный в то время Збруч, он целую ночь провел в молитве в монастырском храме.

В свое время Сатановский Свято-Троицкий монастырь был известным духовным и просветительским центром Подольского края. Его монахи поддерживали тесные контакты с Могилянской и Острожской академиями, Львовским братством и Киево-Печерской Лаврой.

Славу и богатство монастырю принесли целебные источники, которых много в окружающих горах. Они почитались святыми и возле них регулярно совершались богослужения. Паломникам было за что благодарить Бога. Тут исцелялись от самых разнообразных болезней. В ХVІІ в. монастырские земли чудом обошла даже эпидемия чумы, хотя вокруг вымирали целые села.

Советская власть боролась с этим “мракобесием” как могла. “В пятидесятых годах, — говорит настоятель монастыря о. Владимир Наглий, — один из таких источников, находившийся в бывшем монастырском селе Спасовка, даже залили бетоном, чтобы людям было некуда приходить”. Такая же участь, по его словам, постигла священный источник с целебной водой, находившийся возле монастырской церкви. Каким-то чудом на вершину горы природным путем пробилась вода. “Воинствующим атеистам” это очень не нравилось, и, после закрытия монастыря, колодец старательно засыпали. Настолько старательно, что возобновить его потом так и не удалось. Сейчас планируется от скважины, находящейся у подножия горы, провести специальный водопровод.

Только в конце шестидесятых выяснилось, что “мракобесие” здесь ни к чему — местная вода оказалась аналогом известной “Нафтуси”, причем, в отличие от последней, еще более эффективной. Сегодня она входит в десятку наилучших целебных вод планеты!

 

Страшные тайны монастырских стен

За свою тысячелетнюю историю монастырь был православным, униатским, потом вновь православным. Успел побыть мужским и женским. История его была бурной и не всегда светлой…

В 1703 г. в Подольском регионе вспыхнуло антифеодальное восстание под предводительством казацкого полковника Федора Шпака, которое было подавлено. Начались жестокие репрессии. Один из отрядов карателей, невзирая на протесты монахов, разбил лагерь в стенах монастыря, подвалы которого стали застенками. Тысячи казаков нашли здесь мученическую смерть. Но самое ужасное наказание ожидало несколько сотен наиболее активных повстанцев — их замуровали живыми. В 1987 г. историки случайно нашли страшное свидетельство тех чудовищных событий — десятки изуродованных скелетов. К каждому черепу замученного кованным железным гвоздем была прибита медная пластина с выгравированным перечнем “преступлений” перед польской короной. Судя по всему, гвозди вбивали в головы еще живых людей. На сегодня значительная часть подземелий еще не исследована, и какие тайны там скрыты не знает никто.

Отец Владимир согласился провести экскурсию по немаленьким монастырским подвалам. Переплетение коридоров, просторные казематы… Сложенные из почерневшего от многолетней копоти камня, своды тоннелей… Кое-где видны остатки вделанных в стены ржавых железных стержней. Что крепилось к ним — подсвечники или кандалы несчастных узников — неизвестно.

Узкий тесный коридор. Слева тянется ряд похожих на крепостные казематы келий с окнами-бойницами. За ними трапезная-кухня с то ли разбитым еще австрийским снарядом, то ли разобранным хозяйственными колхозниками сводом (о последнем — дальше). Коридор упирается в миниатюрную, может метра полтора в диаметре, не более, круглую комнатку. Окон нет. Только в полу пробит узкий, сантиметров на тридцать, каменный колодец, и такой же тянется вверх. Если поднять голову, то можно увидеть маленький, размером со спичечный коробок, кусочек неба… “Каморка была?” — интересуюсь. “Нет, — отвечает наш сопровождающий, — это специальная келия для погребения заживо”.

Как отмечалось выше, с 1707 по 1793 гг. монастырем владел униатский монашеский орден василиан. Они отличались достаточно жесткими порядками: даже за малейшее нарушение орденского устава виновного жестоко наказывали. В конце ХVІІІ в. съезд представителей ордена выбрал Сатановский монастырь местом пожизненного заключения монахов, приговоренных униатским церковным судом к погребению заживо. С целью “технической подготовки” в 1775–1777 г. в монастыре даже провели специальную реконструкцию. Первым и последним из заживо погребенных был Филимон Витошинский. Осужденного сначала отпели как умершего, а потом замуровали в вышеупомянутой келии. Колодец внизу служил для отправления естественных нужд. Вверху — для вентиляции. Пищу подавали через специальное окошко. Раз в месяц несчастного исповедовали и причащали. Сколько выдержал в этих нечеловеческих условиях несчастный монах — неизвестно.

 

Упадок и возрождение

Наибольшие испытания выпали монастырю в ХХ в. Сначала в августе 1914 г., в первые дни мировой войны, его сильно обстреляла австрийская артиллерия. Потом, в годы гражданской войны, монастырь не один раз подвергался разграблению. В конце-концов его закрыли большевики, которые не могли допустить, чтобы в какой-то сотне метров от границы с буржуазной Польшей находилось “гнездо религиозного мракобесия”. В годы Великой Отечественной войны монастырь ожил, но в 1962 г. его снова закрыли. Тогда же местный колхоз превратил его в своеобразную каменоломню. Несколько лет подряд целое подразделение разбирало монастырские стены. Известняковые глыбы и резные белокаменные украшения были использованы для строительства… коровников. К концу восьмидесятых от когда-то процветающего монастыря остались только живописные развалины, заросшие кустарником. Полностью была уничтожена крепостная монастырская ограда, разобран второй этаж и даже часть первого этажа главного корпуса. От необычайно красивых, украшенных в стиле барокко, въездных ворот осталась одна только арка. В жалком состоянии был и главный Свято-Троицкий храм.

Как рассказал о. Владимир, возрождение монастыря началось в 1989 г., когда развалины вернули верующим. На сегодня полностью восстановлен монастырский храм, частично — надвратная башня, отстроен третий ярус колокольни, на которой вновь появились колокола. Полностью упорядочена прилегающая территория, расчищен от камней и частично упорядочен полуразрушенный главный корпус…

Интересно, что, как только в старинных стенах возродилась духовная жизнь, местные жители начали приносить монастырское имущество, спасенное ими при закрытии — богослужебные книги, иконы, подсвечники. “Люди все время верили, — говорит отец Владимир, — что жизнь рано или поздно возвратиться сюда”. Вернулся даже довольно немаленький барельеф Ченстоховской иконы Божией Матери, установленный над входом в Свято-Троицкий храм еще в начале ХVІІІ в., сразу после того, как монастырем завладел базилианский орден. Этот образ долго скрывали, сначала закопав в землю, а потом на чердаке в доме одного из местных жителей. Сегодня это одна из главных святынь монастыря.

Когда будет отстроен главный корпус, в одной из его келий отец Владимир планирует сделать небольшой музей истории монастыря. Тем более, что во время восстановительных работ найдено немало интересных экспонатов.

Свято-Троицкий монастырь, оказывается, известен еще и как резиденция единственного в Украине цеха профессиональных нищих. Цех был официально зарегистрированной структурой, со своим цехмистром, иерархией, символикой, печатью и другими необходимыми атрибутами. С наступлением тепла ватаги цеховиков, каждой из которых руководил старший атаман, расползались по городам и селам Подольского края, а на зиму возвращались к стенам монастыря, где существовала целая нищенская слобода. Для зачисления в цех нужно было 6 лет походить в “учениках”, а потом еще сдать достаточно сложный экзамен. Для нарушителей была целая система наказаний — от немалых штрафов и понижения в цеховой иерархии до “обрезания сумы” — исключения из нищенского цеха.

Когда монастырь возвратили Украинской Православной Церкви, цех был распущен, но нищие еще долго по традиции жили под стенами обители. Многие из них были талантливыми кобзарями и лирниками. Из собранных в Подольском регионе в конце ХІХ в. песен и дум напротив почти каждой второй стоит примечание “записано от лирника (кобзаря) Сатановской монастырской слободки”.

В монастыре каждое лето отдыхают дети из детских и молодежных православных организаций.

Жизнь и быт юных обитателей Свято-Троицкого монастыря мало чем отличается от обычного “пионерлагерного”. Разве что вместо утренней линейки — молитва. Дети привели в порядок пещерный храм: сделали небольшой иконостас, установили самодельный подсвечник, украсили вышитым рушником камень-престол. Теперь в подземном храме регулярно совершаются богослужения.

И, конечно же, дети отдыхают среди чудесной природы (местность, на которой стоит монастырь, небезосновательно называют “Подольской Швейцарией”), купаются в Збруче, ходят на экскурсии и в походы.

Чуть ниже, в долине, находится санаторий “Товтры”. Несмотря на то, что он перебрал на себя бывшую монастырскую “монополию” на целебные воды, о. Владимир соседей под горой конкурентами не считает. Более того, такое соседство, по его мнению, есть Промысл Божий: “Человек состоит из двух частей, — говорит он, — духовной и телесной. Это единая сущность. Врачуя только тело, человека не вылечишь. Внизу лечат тело, а чтобы получить врачевание души — люди поднимаются к нам…”

Действительно, чтобы вылечить душу, надо подняться.

 Дмитрий Полюхович, журналист ICTV

 
Поиск на сайте
Календарь
<Январь 2012>
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
91112131415
16171819202122
23242526272829
3031     
ukrline.com.ua Rambler's Top100 ya.ts ya.me Mu