Православные храмы

Храм преподобного Сергия Радонежского (на «Даче Кулиженко»)

Освящение закладки храма архиерейским чином состоялось 9 / 22 ноября…

Храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в Бабьем Яру

Впервые название «Бабий Яр» упоминается в 1401 году. Владелица…

Вознесенский храм Флоровского монастыря

Соборный храм Флоровского женского монастыря на Подоле. Памятник…
fela-control.ru
Генераторы сигналов, измерители модуляций и др
fela-control.ru
Еда на дом харьков
еда на дом харьков
lifefood.com.ua
Мужской стрип клуб
Данилов ставропигиальный мужской монастырь. Адреса магазинов мужской моды
blek72.ru

Публикации

Похвала за растрату или за благоразумие? Исторический аспект притчи о неверном управителе

В Евангелии притчи Христовы занимают особое место. Само слово “притча” в…

Предстоятель свободной Церкви

Блаженнейший Митрополит Владимир встал у кормила Православной Церкви в Украине…

И, как ты веровал, да будет тебе

Истинная вера способна творить чудеса. Истинная вера приятна Богу и спасительна…

На вопросы читателей отвечает Блаженнейший Владимир, Митрополит Киевский и всея Украины, Предстоятель Украинской Православной Церкви

 

?Как нужно православному христианину праздновать Ивана Купала?

Ивана Купала — это день летнего солнцестояния, совпадающий с христианским праздником Рождества святого пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, 24 июня по старому стилю, или 7 июля по новому. Как народный праздник, день Ивана Купала проходит с многими своеобразными обрядами и песнями. В древних письменных источниках Купало характеризуется как языческий бог земных плодов, которому приносили в жертву хлеб — главный плод земли. Так, в Густинской летописи записано следующее: “Купало, якоже мню, бяше бог изобилия, якоже у Еллин Церес, емуже безумнии за обилие благодарение приношаху в то время, егда имяше настати жатва. Сему Купалу-бесу еще и доныне в некоторых странах безумнии память совершают, наченше июня 23 дня, в навечерие Рождества Иоанна Предтечи…”

Итак, мы можем сделать вывод, что это сугубо языческий праздник. Именно в этот день Православная Церковь празднует Рождество Иоанна Предтечи, которое всегда приходится на Петров пост. Этот пост установлен Церковью для следования примеру святых апостолов, которые, по принятии даров Святого Духа, постом и молитвой готовились ко всемирной проповеди Евангелия и таким же образом готовили и своих учеников для этого служения (см.: Деян. 13). Он установлен и для того, чтобы подвигом поста сделать нас достойными принятия даров Святого Духа и укрепить эти благодатные дары в нас.

Именно поэтому мы можем твердо сказать, что для православного христианина недопустимо празднование, по обычаю, языческого праздника Ивана Купала. В этот день желательно сходить в церковь, чтобы почтить память святого пророка и Предтечи Господня Иоанна.

 

 ?Какое отношение имеет освящение мака к празднику Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня? Что нужно освящать в церкви в этот день?

В греческом часослове происхождение этого праздника объясняется тем, что по причине болезней, весьма частых в августе, в Константинополе утвердился обычай износить Честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и в отвращение болезней. Износя Крест накануне из царской сокровищницы, его полагали на святой трапезе Великой церкви (в честь Святой Софии, Премудрости Божией). С этого дня и до Успения Пресвятой Богородицы, творя литии по всему городу, предлагали его потом всему народу для поклонения.

В нашей Церкви этот праздник соединился с воспоминанием Крещения Руси, ссылаясь на указание точной даты в хронографах XVI века. В Православной Церкви принято совершать в этот день малое освящение воды до или после литургии. Вместе с освящением воды совершается освящение меда, и благословляется вкушение его нового сбора.

В этот же день совершается память святых семи мучеников Маккавеев, пострадавших в 166 году до  Рождества Христова от нечестивого сирийского царя Антиоха Епифана. Будучи приверженцем эллинского культа, царь ввел в Иерусалиме и всей Иудее языческие обычаи. Он осквернил храм Господень, поставив в нем статую языческого бога Зевса Олимпийского, к поклонению которому принуждал иудеев. Многие отпали тогда от Истинного Бога. Однако были и такие, которые глубоко скорбели о падении народа Божия и продолжали верить в грядущее пришествие Спасителя. Большое мужество показали святые мученики Маккавеи, не согласившиеся поклониться бездушному идолу, и, пройдя много мучений, умершие в исповедании Истинного Бога. Подвиг святых семи братьев воодушевил Иуду Маккавея, который поднял восстание против Антиоха Епифана и с помощью Божией одержал победу, очистив Иерусалимский храм от идолов.

Со временем многие люди забыли о мучениях братьев, но лишь по созвучию слов “мак” и “Маккавеи” сложился обычай освящения мака в этот день. Православная Церковь с древних времен хорошо относится к освящению ветвей деревьев, растений, цветов, злаков, плодов, но все же это лишь благочестивый обычай. В церкви в этот день читается молитва не только на освящение мака, но и  на освящение воды, меда и зелени.

 

?Почему на праздник Преображения Господня, 19 августа по н. с., освящают плоды, и можно ли до этого вкушать яблоки нового урожая?

В день праздника Преображения Господня совершается освящение плодов. Обычай освящать плоды — древний. Предписания относительно этого изложены уже в 3-м Апостольском правиле. Основанием приурочения этого освящения к 6 августа (19 августа по н. с.) было то, что на Востоке к этому времени поспевают злаки и виноград, которые приносят в храм для благословения в знак благодарности Богу за дарование этих плодов, а также из-за прямого их отношения к Таинству Евхаристии, мысль о чем выражается в самой молитве, читаемой над гроздьями винограда. Там, где виноград не растет или не поспевает к этому времени, освящаются яблоки. Яблоки, заменяющие виноград, освящаются молитвой на освящение начатков овощей.

Освящение плодов в день праздника Преображения, по учению Церкви, имеет таинственно-символическое значение: в событии Преображения Господу угодно было показать то новое, преображенное, благодатное состояние, которое человек и мир обретают Воскресением Господа и которое осуществится в общем воскресении. Вся природа, когда в мир через человека вошел грех, пришла в расстройство, и она теперь вместе с человеком ожидает обновления от благословения Божия.

Обычай освящать постом время приготовления к великим праздникам восходит к практике древней Церкви. Так перед праздником Преображения Господня возник обычай воздержания от вкушения винограда нового урожая и других плодов. Обычай освящения яблок в нашей Церкви имеет древнее происхождение. Вызвано это тем, что в силу географического положения виноград на северо-востоке Руси к этому времени не успевал вызревать. Поэтому вместо него воздерживались от употребления яблок нового урожая до их освящения на праздник Преображения. А поскольку обрядовая сторона в церковной жизни варьирует в довольно широких пределах и Церковь никогда не выступала против местных обычаев, не противоречащих вероучительным истинам, то благочестивый обычай воздерживаться от вкушения яблок вместо виноградных плодов имеет в нашей Церкви широкое распространение.

Однако необходимо помнить, что любые аскетические подвиги должны совершаться с рассуждением. И если, к примеру, в южных областях Украины урожай к этому времени практически собран, то было бы неразумно не воспользоваться этим даром Божиим.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ukrline.com.ua Mu Rambler's Top100 ya.ts ya.me