Православные храмы

Храм святителя Николая Мирликийского (в детском доме «Малятко»)

Детский дом «Малятко» около 10 лет духовно окормлялся до постройки…

Храм святителя Спиридона Тримифунтского

Идея строительства храма в честь святителя Спиридона Тримифунтского…

Храм преподобного Феодора Освященного (Киевский Иерусалим)

Храм был построен в 1871–1874 гг. В 1887–1895 гг. пристроены приделы…
Зоомагазин96
Зоомагазин96
zootovary96.ru
fela-control.ru
Генераторы сигналов, измерители модуляций и др
fela-control.ru
Доставка сборных грузов владивосток
Международная доставка консолидированных грузов
byuro-perevozok.ru

Публикации

Молитва домашняя и молитва в храме

Вот что рассказал один благочестивый воин о своем хорошем знакомом купце. Это…

Увидеть Бога кончиками пальцев

По благословению Предстоятеля Украинской Православной Церкви Блаженнейшего…

Познавательные способности души в “Мистагогии” прп. Максима Исповедника

“Мистагогия” (букв. “тайно-водство”) — трактат о Боге, мире, Церкви, человеке и…

На вопросы читателей отвечает Блаженнейший Владимир, Митрополит Киевский и всея Украины, Предстоятель Украинской Православной Церкви

 

?Как нужно православному христианину праздновать Ивана Купала?

Ивана Купала — это день летнего солнцестояния, совпадающий с христианским праздником Рождества святого пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, 24 июня по старому стилю, или 7 июля по новому. Как народный праздник, день Ивана Купала проходит с многими своеобразными обрядами и песнями. В древних письменных источниках Купало характеризуется как языческий бог земных плодов, которому приносили в жертву хлеб — главный плод земли. Так, в Густинской летописи записано следующее: “Купало, якоже мню, бяше бог изобилия, якоже у Еллин Церес, емуже безумнии за обилие благодарение приношаху в то время, егда имяше настати жатва. Сему Купалу-бесу еще и доныне в некоторых странах безумнии память совершают, наченше июня 23 дня, в навечерие Рождества Иоанна Предтечи…”

Итак, мы можем сделать вывод, что это сугубо языческий праздник. Именно в этот день Православная Церковь празднует Рождество Иоанна Предтечи, которое всегда приходится на Петров пост. Этот пост установлен Церковью для следования примеру святых апостолов, которые, по принятии даров Святого Духа, постом и молитвой готовились ко всемирной проповеди Евангелия и таким же образом готовили и своих учеников для этого служения (см.: Деян. 13). Он установлен и для того, чтобы подвигом поста сделать нас достойными принятия даров Святого Духа и укрепить эти благодатные дары в нас.

Именно поэтому мы можем твердо сказать, что для православного христианина недопустимо празднование, по обычаю, языческого праздника Ивана Купала. В этот день желательно сходить в церковь, чтобы почтить память святого пророка и Предтечи Господня Иоанна.

 

 ?Какое отношение имеет освящение мака к празднику Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня? Что нужно освящать в церкви в этот день?

В греческом часослове происхождение этого праздника объясняется тем, что по причине болезней, весьма частых в августе, в Константинополе утвердился обычай износить Честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и в отвращение болезней. Износя Крест накануне из царской сокровищницы, его полагали на святой трапезе Великой церкви (в честь Святой Софии, Премудрости Божией). С этого дня и до Успения Пресвятой Богородицы, творя литии по всему городу, предлагали его потом всему народу для поклонения.

В нашей Церкви этот праздник соединился с воспоминанием Крещения Руси, ссылаясь на указание точной даты в хронографах XVI века. В Православной Церкви принято совершать в этот день малое освящение воды до или после литургии. Вместе с освящением воды совершается освящение меда, и благословляется вкушение его нового сбора.

В этот же день совершается память святых семи мучеников Маккавеев, пострадавших в 166 году до  Рождества Христова от нечестивого сирийского царя Антиоха Епифана. Будучи приверженцем эллинского культа, царь ввел в Иерусалиме и всей Иудее языческие обычаи. Он осквернил храм Господень, поставив в нем статую языческого бога Зевса Олимпийского, к поклонению которому принуждал иудеев. Многие отпали тогда от Истинного Бога. Однако были и такие, которые глубоко скорбели о падении народа Божия и продолжали верить в грядущее пришествие Спасителя. Большое мужество показали святые мученики Маккавеи, не согласившиеся поклониться бездушному идолу, и, пройдя много мучений, умершие в исповедании Истинного Бога. Подвиг святых семи братьев воодушевил Иуду Маккавея, который поднял восстание против Антиоха Епифана и с помощью Божией одержал победу, очистив Иерусалимский храм от идолов.

Со временем многие люди забыли о мучениях братьев, но лишь по созвучию слов “мак” и “Маккавеи” сложился обычай освящения мака в этот день. Православная Церковь с древних времен хорошо относится к освящению ветвей деревьев, растений, цветов, злаков, плодов, но все же это лишь благочестивый обычай. В церкви в этот день читается молитва не только на освящение мака, но и  на освящение воды, меда и зелени.

 

?Почему на праздник Преображения Господня, 19 августа по н. с., освящают плоды, и можно ли до этого вкушать яблоки нового урожая?

В день праздника Преображения Господня совершается освящение плодов. Обычай освящать плоды — древний. Предписания относительно этого изложены уже в 3-м Апостольском правиле. Основанием приурочения этого освящения к 6 августа (19 августа по н. с.) было то, что на Востоке к этому времени поспевают злаки и виноград, которые приносят в храм для благословения в знак благодарности Богу за дарование этих плодов, а также из-за прямого их отношения к Таинству Евхаристии, мысль о чем выражается в самой молитве, читаемой над гроздьями винограда. Там, где виноград не растет или не поспевает к этому времени, освящаются яблоки. Яблоки, заменяющие виноград, освящаются молитвой на освящение начатков овощей.

Освящение плодов в день праздника Преображения, по учению Церкви, имеет таинственно-символическое значение: в событии Преображения Господу угодно было показать то новое, преображенное, благодатное состояние, которое человек и мир обретают Воскресением Господа и которое осуществится в общем воскресении. Вся природа, когда в мир через человека вошел грех, пришла в расстройство, и она теперь вместе с человеком ожидает обновления от благословения Божия.

Обычай освящать постом время приготовления к великим праздникам восходит к практике древней Церкви. Так перед праздником Преображения Господня возник обычай воздержания от вкушения винограда нового урожая и других плодов. Обычай освящения яблок в нашей Церкви имеет древнее происхождение. Вызвано это тем, что в силу географического положения виноград на северо-востоке Руси к этому времени не успевал вызревать. Поэтому вместо него воздерживались от употребления яблок нового урожая до их освящения на праздник Преображения. А поскольку обрядовая сторона в церковной жизни варьирует в довольно широких пределах и Церковь никогда не выступала против местных обычаев, не противоречащих вероучительным истинам, то благочестивый обычай воздерживаться от вкушения яблок вместо виноградных плодов имеет в нашей Церкви широкое распространение.

Однако необходимо помнить, что любые аскетические подвиги должны совершаться с рассуждением. И если, к примеру, в южных областях Украины урожай к этому времени практически собран, то было бы неразумно не воспользоваться этим даром Божиим.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Яндекс цитирования Яндекс.Метрика Mail.ru Rambler's Top100 ukrline.com.ua