Православные храмы

Храм великомученика Димитрия Солунского в Жулянах

Приходской храм села Жуляны. Самая старая деревянная церковь,…

Храм равноапостольного князя Владимира и преподобной Евфросинии Полоцкой (на Владимирском рынке)

Первоначально деревянный храм в честь святого равноапостольного князя…

Храм апостола и Евангелиста Марка (на Троещине)

Строительство храма апостола и Евангелиста Марка проходило весной и…
miraved
Усыпление животных на дому, Безболезненное усыпление в Москве, Низкие цены
miraved.ru
Адвокаты в спб
Юридическая консультация Адвоката в Санкт-Петербурге
advokat-98.ru
Настенный шкаф 6U
Производство и продажа шкафов, встроенной мебели
sysmatrix.ru

Публикации

Мысленно в Вифлееме

Кроме изумления, в нас возникает чувство особенной благодарности за милость и…

Пусть Господь помогает Вам!

С 40-летием Архиерейской хиротонии Блаженнейшего Владимира, Митрополита…

Православная психотерапия

Когда случается трагедия, будь то теракт, серьезная авария, распад брака или…

Пустынь Феофания произвела на душу мою отрадное святое впечатление, которого я давно не испытывал в сердце моем, несмотря на то, что я в жизни объехал почти всю европейскую Россию и большую часть Европы и посетил места, прославившиеся своею красотою.

Желательно, чтобы жители Киева, любящие посещать пустыни, посетили Феофанию. Я вполне уверен, что эта пустынь произведет на душу их такое же отрадное чувство, какое произвела она в душе моей… Николай Сементовский, 1864 года июня 20 дня

 

 

История возникновения Феофании

В своем вековом и благостном величии предстает Феофания перед верующими излюбленным островком молитвы. Этот живописный лесной массив находится на юго-западной окраине Киева. Ныне здесь расположен женский Свято-Пантелеимоновский монастырь Феофания.

В исторических документах эта местность упоминается с конца ХVІ века. Тогда она принадлежала Киево-Печерскому монастырю и носила название Лазаревщина — в честь благочестивого старца Лазаря, державшего здесь пасеку.

Во “Владетельных актах Киево-Михайловского монастыря” об этом сказано так: “В ХVI веке Лазаревщина принадлежала Печерскому монастырю, потом стала собственностью митрополитов Киевских — Петра Могилы (1632–1647 гг.) и Сильвестра Косова (1647 –1657 гг.). В 1800 г. февраля 12 числа определен был викарием Киевским Феофан Шиянов, который начал дело об отводе преосвященнейшему настоятелю Киево-Михайловского монастыря места для архиерейского дома”. Этим избранным местом и стала Феофания. Первым здесь воздвигли храм в честь Чуда Архистратига Михаила. Тогда же Лазаревщина получила название Феофания, сохранившееся за ней до настоящего времени.

Роскошная природа, великолепное пустынное местоположение, уединенность Феофании обратили на нее особое внимание преосвященного Иннокентия Борисова, викария Киевского и настоятеля Михайловского монастыря. Все холмы, долины, ручьи, пруды и дороги названы были епископом Иннокентием именами святых евангельских мест. Были здесь горы Фавор и Елеон, холмы Синай и Хорив, Кедронский и Силоамский потоки, а одной долине было даже дано название Иосафатовой. Ко всем этим местам во дни епископа Иннокентия были проложены просеки и устроены беседки. Восхитительный вид представляла собой эта местность, лаская взор красотами окружающей природы, бодря дух и настраивая мысли на богосозерцание и боговосхваление.

 

Игумен Вонифатий и его деятельность по устроению монастыря в Феофании

С 1867 г. начинается постепенный расцвет Феофании. Связан он с приходом иеромонаха Вонифатия, который получил благословение устроить здесь монастырь. Первым делом отца Вонифатия было благоукрашение церкви Архистратига Михаила.

Проживающая в монастыре братия в игумене Вонифатии видела примерного инока, всем существом своим преданного Богу и Церкви Христовой. По словам его бывшего келейника, о. Леонида, келейная жизнь о. Вонифатия была постоянным подвигом молитвы и богомыслия. 27 декабря 1871 г. игумен Вонифатий с миром предал душу Богу, на 85-м году жизни. Погребен он за алтарной стеной церкви Всех святых. За день до смерти он оставил завещание, в котором просил, чтобы управление Феофанией “поручено было иеросхимонаху Иринарху, с оставлением того же самого порядка без всякого изменения, какой я имел по милости Всеблагаго Бога 12 лет, как то: продолжение неумолкаемого чтения псалтири, каждодневной службы, богоугодное жжение неугасимо лампад и, по возможности, неоставление и принятие странных и бедных”.

Желание о. Вонифатия было исполнено. В управление Феофанией 28 декабря 1871 года вступил иеросхимонах Иринарх, приложивший все усилия для духовного и внешнего процветания монастыря, твердого упрочения иноческого общежития.

 

Иеросхиигумен Иринарх и полное благоустроение им Феофании

В Феофанию он прибыл одновременно с о. Вонифатием и был правой рукой старца. Сделавшись его приемником, он ревностно заботился о благоустройстве Феофании.

О. Иринарх без всяких средств начал управление Феофанией, но за 30 лет не только привел все ее постройки в благопристойный вид, но даже собрал значительный капитал.

Одним из чудес, свидетельствующих о Божией милости и небесном заступничестве о. Вонифатия, было устроение о. Иринархом монастырского водопровода. О. Иринарх впоследствии так рассказывал об этом: “Я скорбел о том неудобстве, которое приходилось испытывать при доставке для живущей братии питьевой воды, которая находилась в неблизком расстоянии в роднике, под горою. В 1781 г., в одну ночь вижу я следующий сон: будто сидят о. Вонифатий с протоиереем Даниилом Смолодовским и разговаривают о том, где мне служить: у Великого источника или в старой церкви? После такого сновидения часто стал я ходить в указанное место, думая, что бы мог значить мой сон: служить обедню — церкви нет; Великий источник — воды нет. Так думал я 4 года, но никому не говорил ни слова. В одно время я пришел на это место и в скорби и недоумении воскликнул: “Господи! Я не знаю, что делать!..” Внутренний голос сказал мне: “Что ты рассуждаешь, веди воду оттуда сюда”.

Прежде, чем вести воду, я посоветовался с техниками. Когда я указал им местность, в которой предполагал провести воду, они сказали, что нужно устроить водокачку, а иначе вода не пойдет наверх”. О. Иринарх, положившись на Божию помощь, решил просто копать канавы, прокладывать деревянные трубы, вывел эти трубы с верхней стороны на гору, поставил на горе простую кадушку. В этом и заключалось все устройство водопровода. Закономерно, что без чудесной помощи это устройство само по себе работать не могло. Cначала воды в бочке действительно не было, но после Божественной литургии и водоосвящения с крестным ходом вода стала идти безостановочно. Так, по милости Божией, устраивались дела в обители.

За 30 лет своего служения о. Иринарх успел заменить все деревянные здания кирпичными, покрыть их железом, возвести много новых жилых и хозяйственных построек.

С 1907 г., по определению Синода, Феофания официально стала именоваться скитом Михайловского Златоверхого монастыря.

В начале ХХ века на территории Феофании было три храма:

- в честь Чуда Архистратига Михаила;

- в честь Всех святых;

- в честь Владимирской иконы Божией Матери.

К столетнему юбилею существования скита иеромонах Леонид ходатайствовал о разрешении построить Свято-Пантелеимоновский собор, который и по сей день является прекраснейшей жемчужиной Феофании.

 

Трагическая судьба святыни и возрождение ее в наши дни

Судьба обители, как и многих других православных святынь, сложилась трагически. От некогда величественного монастырского подворья почти ничего не осталось, кроме Свято-Пантелеимоновского собора и Всехсвятской церкви.

Уцелел Свято-Пантелеимоновский собор и в 20-30-е гг. Но в 1941 г., во время обороны Киева, он поддался минометному обстрелу. А после войны Институт механики оборудовал в соборе помещения, где проводились эксперименты со взрывами направленного действия.

Можно представить, какая страшная картина запустения и разрушения предстала перед глазами тех, кто взялся возродить обитель. 20 мая 1990 г. собор был возвращен УПЦ, а настоятелем назначен отец Серафим (Демьянив). С этого момента начинается возрождение древней обители, которая по красоте своей была избрана резиденцией архипастырей Православной Церкви.

К моменту передачи храма УПЦ Свято-Пантелеимоновский собор представлял удручающее зрелище. В нем размещались металлоконструкции, опоясанные трубами различного диаметра. Мозаичный пол был изуродован проложенным здесь железнодорожным полотном. За 1990 г. с помощью прихожан удалось разобрать внутренние перегородки, доставшиеся в “наследство” от АН Украины. На созидание собора, когда-то поражавшего слаженностью и благолепием, был положен большой труд, соединенный с непрестанными молитвами и верой в беспредельную милость Божию. То, что Свято-Пантелеимоновский собор выстоял в страшные годы гражданской и Великой Отечественной войн и вновь возрождается, показывает нам торжество силы Божией.

В 1993 году Свято-Пантелеимоновский собор стал скитом женского Покровского монастыря. А с 2002 года Свято-Пантелеимоновский скит Феофания становится самостоятельным женским монастырем под управлением игумении Елисаветы (Андреевой).

В настоящее время продолжается возрождение обители. Совсем недавно закончилось строительство храма в честь Чуда Архистратига Михаила, который первоначально был заложен еще основателем этой обители — преосвященнейшим Феофаном. Изначально он располагался за алтарной стеной Пантелеимоновского собора. Новый храм построен и объединен в одно целое с жилым корпусом, предназначен он для внутренней монастырской молитвы. Возвращена монастырю и территория, где был расположен храм Всех святых, там тоже ведутся восстановительные работы.

В настоящее время существует еще ряд проблем, которые со смирением решают насельницы монастыря. Одна из них — постоянное движение транспорта по дороге, проходящей по территории монастыря, что нарушает гармоничность и уединенность обители.

Несмотря на это, монастырь начинает возрождаться, царственно выделяясь на фоне небесной чистоты и малахитового перелива деревьев, с каждым годом становясь все великолепнее.

Ныне в монастыре несут послушание 45 сестер и 4 священнослужителя во главе с архимандритом Серафимом, который наставляет всех мудрым пастырским словом и добрыми советами.

Есть у матушек Феофании и подсобное хозяйство, поэтому каждый день проходит в непрестанной молитве и трудах. Продолжая традицию праведного старца Лазаря, монастырь содержит пасеку, которая радует матушек янтарным душистым медом.

 

Монастырские источники

Живописная природа, отдаленность от мирского шума и суеты привлекают в Феофанию множество паломников. Но есть там особые места, к которым приходят за день сотни людей. Это Феофановские источники. Особо почитаемы источники св. вмч. Пантелеимона и Архистратига Михаила. Каждый день сюда приходят те, кто, с молитвой набирая водицы, верит, что Господь, по Своему беспредельному милосердию и человеколюбию, подаст нам здравие тела, укрепление в жизненных испытаниях и спасение наших душ. В народе существует предание: когда наступят тяжелые времена, и будет послано для испытания множество болезней, многие люди получат исцеление именно из источника Архистратига Михаила, благодаря его небесному заступничеству.

Еще одна святыня Феофании — ковчежец с частичками мощей св. Пантелеимона Целителя, Печерских святых и других угодников Божиих. 9 августа (н. ст.), в день памяти святого великомученика и целителя Пантелеимона, Феофания радушно встречает тысячи прихожан и гостей, которые приезжают в духовном единстве вознести молитвы св. вмч. Пантелеимону, Архистратигу Божиему Михаилу и всему сонму святых угодников Божиих. А это значит, что вместе с возрождением монастырей возрождаются и соборы людских душ, и, несмотря на тысячелетние испытания, вера непрестанно пылает животворящим огоньком, освещая нам дорогу в будущее.

Подготовили архимандрит Иларий (Шишковский), Людмила Томина

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Яндекс цитирования Яндекс.Метрика Mail.ru Rambler's Top100 ukrline.com.ua