Православные храмы

Храм равноапостольной Нины (в больнице ученых)

Освящение Креста и первое богослужение состоялись 14/27 января 1998…

Свято-Троицкий храм на Жилянской

Изначально Свято-Троицкий приходской храм находился на месте скверика…

Храм Воскресения Господня (на Лесном кладбище)

Храм Воскресения Христова действует на территории Лесного кладбища с…

Публикации

Великий пост как наше участие в постном опыте Христа

Нет Великого поста без пощения. Кажется, однако, что в настоящее время люди…

Нельзя построить дом на песке. Православная традиция и семья

Так случилось, что сегодня — в век прогресса и ускоренного развития — разговоры…

К 500-летию Церковного Собора 1504 г.

П ятьсот лет назад на Поместном Соборе была окончательно низложена…

Интервью с Блаженнейшим Владимиром, Митрополитом Киевским и всея Украины, Предстоятелем Украинской Православной Церкви

 

— Ваше Блаженство! В последнее время произошло много событий, и во внутренней, и в международной жизни, которые оказали влияние и на церковно-государственные, и на межконфессиональные отношения в Украине…

— Главное событие – это Светлое Христово Воскресение, праздник праздников и торжество торжеств. Если Христос не воскрес, то напрасны вера и труды наши, бессмысленны все прочие события и отношения и в Украине, и за ее пределами. Отрадно, что в этом году, только по официальным данным, в Пасхальных богослужениях приняли участие более 11 миллионов человек. Значит, все большее количество людей находят дорогу к храму. В Пасхальную ночь в Лавре молились более 50 тысяч верующих, был Президент, руководители государства. Они участвовали в крестном ходе, некоторые приняли Святое Причастие.

 

 — Однако многие отметили странную особенность. В последнее время Вы часто встречались и с Виктором Ющенко, и с Владимиром Литвином, и с другими руководителями государства на открытии чернобыльских поминальных дней, в Вербное воскресенье, на Пасху. Десятки телекамер снимали ваши встречи, а в репортажах, показанных по ТВ, многие телеканалы старательно вырезали из кадра Предстоятеля Церкви, или показывали мельком, не упоминая о нем…

— На церковные праздники мы специально не приглашаем ни представителей власти, ни телевидение. То, что руководители страны публично приходят на богослужения — это свидетельство уважения к Церкви своего народа. Если телеканалы подают недостоверную или искаженную информацию — то вопросы следует задавать им. Никто не отнимал у нашего народа права на достоверную информацию, и политическая цензура — та же фальсификация реальности. Впрочем, мы переживали и более мрачные времена, когда я давал по десять интервью в день, но ни одного слова ни в печатных, ни в электронных СМИ не появлялось.

 

— Исторически сложилось, что Церковь всегда опекала больных, сирот, стариков...

— Да. Но кроме того, и просвещение, и медицина, и искусство, и культура земледелия, садоводства, пчеловодства вышли из монастырей. Однако именно в опеке сирот, бездомных, больных, немощных, заключенных состояла главная социальная миссия Православной Церкви. Сегодня каждый из 11 тысяч православных приходов опекает близлежащие больницы, дома престарелых, детские дома, воинские части, школы, помогает одиноким и немощным села или микрорайона. У нас 170 монастырей, и мы ставим задачу, чтобы они были не только очагами молитвы, но и социального служения. Ныне приводится цифра в 200 тысяч беспризорных детей. Они — жертвы экономического и социального кризиса, который разрушил, деморализовал многие семьи. Восстановление учрежденного Богом института семьи, семьи многодетной, христианской, ее престижа — это глобальная государственная и общественная задача. Мы ежегодно проводим международные конференции с участием богословов, ученых, социальных работников по вопросам семьи, знаем, насколько сложны эти проблемы, но отступать некуда. Попробуйте открыть при храме или монастыре благотворительную столовую или тот же приют — и вы столкнетесь с таким количеством всевозможных препятствий от хозяйственных до юридических, которые нужно решать лишь в законодательном порядке.

Или возьмем проблемы молодежи. Это одна из самых уязвимых частей нашего общества. Безработица, отсутствие социальной перспективы сеют апатию, толкают в сети наркомании и алкоголизма. Очевидно, что нынешняя атеистическая система воспитания не в силах дать того духовного корня, который бы помог молодому человеку выстоять, обрести правильные жизненные ориентиры. Однако, не только “Закон Божий”, но и “Основы православной культуры” не могут попасть в вузы и школы. Это те социальные проблемы, в разрешении которых государство и Церковь должны сотрудничать.

 

— Недавно в Украину приезжал архиепископ Всеволод (Майданский), чьи высказывания о “канонических территориях” наделало много шума в религиозных СМИ. Кто он такой, и как относиться к его словам?

— Он принадлежит к бывшей “автокефальной церкви” нашей диаспоры в США. Она не признавалась мировым православием, поскольку истоками своими имела революционных самосвятов из УАПЦ 1922 года. У них три епископа, которыми руководит митрополит Константин (Баган). 15 лет назад она насчитывала несколько десятков приходов, сегодня архиепископ Всеволод говорит, что у него шесть приходов. Нет верующих, не на что содержать храмы и священнослужителей. Поэтому лет десять назад она перешла на английский язык богослужений, приходы ее вошли в юрисдикцию Константинопольской Церкви, что вызвало в них новые недовольства и расколы. Когда они были в расколе, то служили с нашими раскольниками, теперь каноны Церкви запрещают им это делать, поэтому и ведут разговоры о “канонических территориях”, чтобы иметь доступ к православной пастве Украины. Как к этому относиться? Есть древняя каноническая территория Русской Православной Церкви, соответственно есть каноническая территория Митрополита Киевского и всея Украины. Его юрисдикция распространяется на все епархии и приходы Украинской Православной Церкви, которая является благодатной, выполняющей свою спасительную миссию, что признавалось и признается, как Западной, так и Восточными Церквями. Триста лет это не подвергалось сомнению, теперь кто-то решил подвергнуть. Если бы кто-то заявил, что признает Украину лишь в границах 1654-го или 1918-го, как бы вы к этому отнеслись? Как к провокации. Так же расценили высказывание архиепископа Всеволода православные. Кстати, когда он у меня был на приеме, такие мысли ему в голову не приходили.

Хотелось бы отметить, что светское государство не может брать на себя функции примирения человека с Церковью и Богом. Верующий человек сам должен это делать, а не искать адвокатов и окольные пути. Бог не оставляет никого. За тысячелетия своего существования Святая Церковь выработала правила, по которым всякий оступившийся может вернуться в лоно Матери-Церкви. Чтобы их узнать, не обязательно ехать в Константинополь, достаточно обратиться к любому приходскому священнику.

 

— Ваше Блаженство! Избран новый Папа Римский Бенедикт XVI. Как это отразится на православно-католических отношениях в Украине? Говорят, Вы с ним давно знакомы?

— Это было в 1970-е гг., когда я был ректором Московских Духовных Академии и Семинарии. Кардинал Ратцингер пригласил меня в Мюнхен, где был ректором богословского института. Я гостил у него 12 дней, он очень глубокий богослов и неутомимый организатор. Он знакомил меня не только с методикой преподавания, богословскими исследованиями, издательской деятельностью в его учебном заведении, но и с социальной работой в епархии: мы посещали катехизаторские курсы для молодежи, богадельни и т. д. Тогда в Союзе вообще была запрещена не только миссионерская, но и благотворительная деятельность вне храма, и то, что я увидел у кардинала Йозефа Ратцингера, произвело на меня большое впечатление. Он очень интересовался православной догматикой, хотел ознакомиться с нашими учебными заведениями.

Я думаю, что отношения между нашими Церквями улучшатся. Новый папа сделал ряд важных заявлений. Прежде всего, о том, что наша Православная Церковь в полном объеме осуществляет свою спасительную миссию среди окормляемого Ею народа. Поэтому, думаю, напор католического прозелитизма, в чем православные в последние годы постоянно обвиняли Апостольскую столицу, будет ослаблен. Он напомнил знаменитую формулу Второго Ватиканского собора, о Православии и Католицизме, как “двух легких” единой Христовой Церкви, заявил о необходимости убрать все препятствия на пути к диалогу и сотрудничеству. В любом случае, в католическо-православных отношениях будет меньше политического, а больше церковного.

 Беседовал Василий Анисимов, заслуженный журналист Украины

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Яндекс цитирования Яндекс.Метрика Mail.ru Rambler's Top100 ukrline.com.ua