Православные храмы

Храм святителя Михаила, первого митрополита Киевского (в центральной клинической больнице)

У Центральной клинической больницы более, чем 100-летняя история. 24…

Храм апостола и Евангелиста Марка (на Троещине)

Строительство храма апостола и Евангелиста Марка проходило весной и…

Публикации

Праздник в академическом храме

Храм в честь Рождества Богородицы на территории Киево-Печерской Лавры имеет…

Социальное служение на пути воцерковления общества

Исполняя свою спасительную миссию, Церковь делает это не только в таинствах,…

Пастырское попечение об одиноких и престарелых людях

Северодонецк. По благословлению епископа Северодонецкого и Старобельского…

На вопросы читателей отвечает Блаженнейший Владимир, Митрополит Киевский и всея Украины, Предстоятель Украинской Православной Церкви

?Почему именно крест послужил орудием казни Иисуса Христа?

Иисус Христос, Всемогущий Господь, благоволил именно крестом спасти грешный род человеческий. Святые отцы и учители Церкви указывают несколько причин, по которым орудием казни Спасителя является крест.

Первая. По мнению Лактация, христианского писателя IV в., “Он благоволил умереть такою смертью, какою умирают люди низкие и немощные, дабы не нашлось ни одного такого, который не мог бы Ему последовать”.

Вторую приводит блж. Августин: “Избрал презреннейший род смерти Тот, Кто должен был умертвить всякую смерть”.

Третьей причиной святые отцы считают то, что таким образом тело Спасителя осталось целым. В частности, свт. Афанасий Великий говорит: “Иисус Христос не претерпел ни смерти Иоанновой — отсечением главы, ни смерти Исайиной — препилением пилой, чтобы и в смерти тело Его сохранилось нерассеченным, и дабы чрез это отнять повод у тех, которые дерзнули бы раздирать на части Его Церковь”.

Четвертая причина заключается в том, что таким видом смерти Спаситель символически показывает, что как Его величие, так и Его страдание будут известны и спасительны для всего человечества. Как пишет Лактаций: “Он распростер руки и измерил землю, дабы этим показать, что приидет под крыле Его, из всех языков и племен собранный, великий народ”.

Пятую указывает св. Иоанн Дамаскин: “Как четыре конца креста связываются и соединяются средним центром, так силою Божией содержится и высота, и глубина, и долгота, и широта, то есть вся видимая и невидимая тварь”. То есть крест по своей форме символизирует единство всего во Христе.

Шестой причиной, по мнению древних отцов Церкви, было вкушение Адамом плода от запретного дерева. И как первый Адам через дерево ввел в мир закон смерти, так Христос — новый Адам — тоже через дерево даровал нам жизнь вечную.

Седьмую причину объясняет свт. Афанасий Великий: “Каким другим образом Он мог принять на Себя клятву или удовлетворить правосудие Божие за наши смертные грехи, если бы не претерпел смерти, приличествующей проклятым”. Согласно ветхозаветному законодательству, всякий распятый на дереве считался проклятым.

И, наконец, святые отцы указывают еще одну, восьмую, причину именно Крестной смерти Иисуса Христа. “Враг рода нашего — диавол, ниспав с неба, блуждает по сему дольнему воздуху. Господь пришел низвергнуть диавола, очистить воздух и открыть нам путь

на небеса. Это должно было быть исполнено Его смертью. Какою же другою смертью могло быть совершено это, как не той, которая претерпевается в воздухе. Ибо один только тот умирает на воздухе, кто оканчивает свою жизнь на кресте”, — рассуждал свт. Афанасий Великий.

Исходя из этого, понятно, почему с древних времен крест как символ страданий и нашего искупления Спасителем повсеместно почитался Церковью. А как орудие казни, крест полностью отвечал своему предназначению в точном соответствии с пророчествами о страдании Христа Спасителя.

 

?Что такое, по учению Православной Церкви, Царствие Небесное, о котором говорит в Евангелии Иисус Христос?

Вопрос о Царствии Небесном как конечной цели жизни, безусловно, важен для каждого верующего человека. Согласно учению Православной Церкви, Царствие Небесное — это святое общество ангелов и людей, соединенных между собой в духе любви и преданности Богу и Господу Иисусу Христу.

Для более точного понимания можно провести аналогию с земными государствами. И в Царствии Небесном есть Правитель — это Царь царствующих и Господь господствующих, Спаситель Иисус Христос. И там, как здесь, на земле, есть Его подданные — члены Царствия: ангелы, святые Небесные силы бесплотные и все благочестивые души человеческие, свято исполняющие волю Спасителя, изложенную в Евангелии.

В Царствии Небесном, как и в земных государствах, обязательным является повиновение закону, но закону Божиему, закону Христову. Горделивый дух и непокорная грешная душа, как мертвый орган, судом Божиим отсекается от нескверного тела Царствия Божия

и ниспадает в царство тьмы.

Но, имея много сходства с земными человеческими сообществами, Царствие Небесное совсем не похоже на них и даже им противоположно. “Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе” (Рим. 14, 17), — говорил ап. Павел.

О каком мире идет речь? Наши земные государства стремятся к миру, но заключается он в отсутствии внешних войн и конфликтов. Это не тот мир, который, происходя от Бога, водворяет в душе каждого верующего совершенную тишину и блаженство.

А радость? Есть она и в нашей земной жизни, но большей частью чувственная, преходящая, а не радость во Святом Духе, которая постоянно воодушевляет живущих в Царствии Небесном.

Если главная цель земных государств — благосостояние их граждан, тихая и спокойная жизнь, то, основываясь на духовных законах, главными критериями жизни в Царстве Небесном являются правда, добродетель, благочестие. “Ищите же прежде Царства Божия и правды Его” (Мф. 6, 33), — говорит Спаситель.

В проповеди Господа Иисуса Христа Царствие Божие представляется как бы вновь возникающим. Конечно, оно было и до воплощения Спасителя на земле. Но оно было сокровенно. На землю, от начала проклятую в делах человека, падали свыше только некоторые лучи, во свете которых соделали свое спасение лишь немногие богобоязненные праведники Ветхого Завета.

С явлением Спасителя на земле и Царствие Божие низошло к нам. Небо соединилось с землей, и земля вновь стала жилищем Божиим, а человек стал предметом особенной любви Божией.

В свете воплощения Сына Божия, можно сказать, Царствие Небесное не ограничено каким-либо определенным местом. Оно и на Небе, ибо там пребывает Бог и ангелы, служащие Ему. Оно и на земле, ибо и здесь Бог и Сын Божий, Спаситель наш Господь Иисус Христос, Пребывающий в Святых Тайнах, и Дух Святой, и ангелы, и верующие христиане, в духе святой веры живущие для Бога, подобно жителям Неба. Оно и в Святой Православной Церкви нашей, ибо Глава ее есть Сам Господь, Который пребывает в Ней и хранит до скончания века, разливая обильно благодать Свою, спасительную и освящающую каждую душу человеческую. Оно и в святых храмах, где постоянно совершается то, что было единожды совершено Господом и Спасителем нашим Иисусом Христом пред лицом Неба и земли ради спасения человечества. Здесь приносится бескровная Жертва за спасение всех, и верующие, соединяясь в едином духе веры и любви, отложив все земные житейские попечения и мысли, воспаряют умом и сердцем к Отцу Небесному.

Наконец, Царствие Небесное может находиться еще ближе к человеку — внутри каждого, ибо сердце есть храм Святого Духа, Который освящает его и преисполняет всеми божественными дарами, ведущими верующего к блаженной вечности, давая ощутить ее еще здесь, на земле.

Как стяжать Царство Божие, войти в него? Спаситель указывает единственный путь к этому — покаяние: “Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное” (Мф. 4, 17). Грехом человек отпадает от Бога и, как все скверное и нечистое, не может наследовать Царство Божие. Следовательно, покаянием в грехе восстанавливается эта связь. Как пишут святые отцы, слезы покаяния — суть благодатный дождь, который омывает всякую нечистоту душевную и соделывает нас способными ко всякому нравственному совершенству.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ukrline.com.ua Mu Rambler's Top100 ya.ts ya.me