Православные храмы

Кафедральный собор в честь Воскресения Христова

31 мая 2007 года Священный Синод УПЦ утвердил решение о строительстве…

Храм Успения Пресвятой Богородицы (на Позняках)

Село Позняки упоминается с 1571 г. В XVIII в. в Позняках был построен…

Храм Успения Пресвятой Богородицы (Троещина)

Небольшой деревяный однокупольный храм из брусьев принадлежащий…

Публикации

Девочка со спичками

Морозило, шел снег, на улице становилось все темнее и темнее. Это было как раз…

Светлый духом. К 155-летию со дня рождения В. Г. Короленко

“Совесть эпохи”, “солнце России”, “светлый духом” — так говорили о Владимире…

Сквозь тернии к свету истины. Православие в Гане

Христианской церкви в Гане, основанной в 1932 г. местным жителем Квами Нцец…

Говоря о Своем Втором Пришествии, Господь показывает благотворение ближним в качестве критерия наследования Своего Царствия: “ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня” (Мф. 25, 35).

Не исполнившие же этого называются Им “проклятыми” и идут в муку вечную. Прп. Исаак Сирин также говорит о благотворительности, как о заповеди: “И если не радеть ему [монаху] о милостыне, то немилосердие это есть противление Господней заповеди”.

Вспоминается рассказ одного священника о том, как однажды на мосту он встретил человека, готовящегося совершить самоубийство. Узнав, что тот достаточно состоятелен, священник предложил ему ненадолго отложить самоубийство, и прежде раздать бедным хотя бы наличные деньги (все равно ведь пропадут). Человек согласился и последовал совету. После раздачи милостыни самоубийства он уже совершить не смог, а впоследствии раскаялся. Священник, комментируя этот рассказ, пишет, что его совет был сознательным — он надеялся, что благодать Божия, которую человек получит после дела милосердия (даже пусть сделанного и совсем с холодным сердцем), укрепит несчастного и остановит от страшного шага, что в итоге и произошло.

Человек же верующий, творя дела милосердия ради Бога, уподобляется Самому Творцу, и получает от Него Его благодать — нетварную энергию Божию, преображающую всего человека. О том, что милостыня уподобляет нас Творцу, говорят многие святые отцы. Свт. Иоанн Златоуст, в частности, пишет: “Милостыня есть благо и Божий дар, и подаяние милостыни уподобляет нас, по возможности, Самому Богу”. Вообще, удивительное дело, как в делах милосердия, творимых ради Бога, гармонично сочетаются две наибольшие, как сказал Христос, заповеди: “Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим” (Мф. 22, 37) и “Возлюби ближнего твоего, как самого себя” (Мф. 22, 39). И не зря святые отцы называют милостыню “царицей добродетелей, весьма скоро возводящей на небо”. “Если по учению Павла и Самого Христа, — говорит свт. Григорий Богослов, — первой и важнейшей заповедью должно почитать любовь, то превосходнейшую часть ее должна составлять любовь к бедным, жалость и сострадательность к тем, которые одного с нами рода. Ибо никакое служение так не угодно Богу, Которому предходят “милость и истина”, и Которому должно приносить в дар милость, и праведный Мздовоздаятель, положивший на “мерилах и весах милость”, ни за что так не награждает Своим человеколюбием, как за человеколюбие”.

“Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою” (Мф. 6, 2). Мы получим пользу, очень много земной пользы... и пройдем мимо Бога, Источника жизни истинной, жизни вечной. Не выживем, проще говоря.

Святые отцы, собственным опытом познавшие эти непреложные духовные законы, все как один говорят о том же. “Делающий что-либо доброе для получения славы от людей... пользуется уже здесь достаточной наградой, а там не получит никакого воздаяния за это дело”, — пишет Златоуст. “Только добродетель, совершаемая не напоказ, в собственном смысле может быть так названа. Если же она увлекается в славолюбие, то перестает быть истинной”, — вторит ему прп. Исидор Пелусиот. Об этом же говорит и прп. Максим Исповедник: “Между человеческими действиями многие добры сами по себе, но бывают недобрыми по какой-либо причине. Например, пост и бдение, молитва и псалмопение, милостыня и странноприимство сами по себе суть дела добрые; но когда делаются из тщеславия, тогда они уже не добры”. И в следующем высказывании поясняет: “Во всех наших делах Бог смотрит на намерение, для Него ли мы делаем их, или ради иной причины…”

Св. Симеон Новый Богослов обращает наше внимание на то, что “Не то спасает, если кто однажды и одному кому окажет милость. Но, если при этом и одного презрит, повинным делается огню вечному... Кто подал милостыню сотням нуждающихся, но мог же дать и другим, накормить и напоить многих, — отказал умолявшим его и вопиющим к нему, тот будет судим от Христа, как не напитавший Его, Которого питаем мы в каждом из бедных”. “Когда даешь, давай щедро... И давай более просимого... Не делай различия между богатым и бедным, — говорит св. Исаак Сирин. — Не доискивайся, достоин он или не достоин. Пусть для тебя люди будут равны, тогда и недостойных ты можешь привлечь к добру... Господь вкушал пищу за одним столом с мытарями и блудницами. Он не удалял от себя недостойных и таким образом привлекал всех...”

Отсюда понятно, что и количество оказываемой милостыни не важно само по себе. О двух лептах вдовы Господь сказал, что это приношение больше всех других. Именно таким образом, с чистым сердцем принося милостыню, и можно стяжать от Бога истинную милостыню — благодать Божию.

Подготовила Надежда Алексеева

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ukrline.com.ua Mu Rambler's Top100 ya.ts ya.me