Православные храмы

Храм равноапостольных Мефодия и Кирилла (на Позняках)

Первая Литургия отслужена на праздник Входа Господня в Иерусалим, 22…

Храм святителя Николая Мирликийского (на Троещине)

Строительство начато летом 2008 г., первая Литургия была отслужена…

Храм Архистратига Михаила (при Национальной академии внутренних дел Украины)

С конца 90-х годов ХХ столетия духовенство Макарьевского храма города…
Публикации

Памво Берында и его “Лексиконъ славеноросский”. 375 лет со дня кончины выдающегося украинского ученого

Личность Памвы Берынды в восприятии последующих поколений нераздельно связана с…

Безбрачие и девство

В Ветхом Завете весьма высоко ценилась брачная жизнь. Главнейшую цель брака…

Святитель Климент, епископ Охридский

Святитель Климент был одним из способнейших учеников святых Кирилла и Мефодия.…

Митрополит Владимир: “Чтобы воцарился церковный мир”

На вопросы журналиста Киевского бюро “Аssociated Press” отвечает Блаженнейший Митрополит Владимир.

— Насколько реально создание единой Поместной Православной Церкви в Украине?

— Отвечая на вопрос, начну с того, что Поместная Церковь в Украине есть. Украинская Православная Церковь существует со времен святого Великого равноапостольного князя Владимира — Крестителя Киевской Руси. “Поместная” — это территориальное обозначение, применимое как к полноте какой-либо автокефальной церкви, так и к ее составной единице — епархии (определенной территории, местности), возглавляемой епископом. Православной Церкви в Украине приходилось переживать и периоды гонений и упадка, и периоды расцвета и духовного возвышения. Сегодня она, согласно принятого в каноническом православии территориального принципа, объединяет (по месту) 35 епархий, которые насчитывают 11 тысяч приходов, имеет определенный канонический статус и является “свободной и независимой в своем управлении”, как о том говорит патриарший Томос от 27 октября 1990 года.

И относительно самого термина “создание” в контексте поставленного вопроса. Замечу, что это слово, часто используемое политиками и разными деятелями “от религии”, по отношению к Церкви вообще неупотребимо. Церковь создана единожды своим Главой — Господом нашим Иисусом Христом, и является, по выражению апостола Павла, Его Телом. Скорее всего, в данном случае имеется в виду приобретение Украинской Православной Церковью нового канонического статуса, в результате чего Она заняла бы долженствующее ей место в Диптихе Православных Церквей. Это реально. Еще в 1993 году Священный Синод нашей Церкви в своем обращении (от 27.07.1993) к верующим говорил, что мы тоже стремимся к тому, чтобы Украинская Православная Церковь стала равноправной сестрой в семье Православных Церквей, но идем мы к этому каноническим путем.

Скоро ли это будет? Ответить весьма трудно. Это зависит не столько от нас, сколько от тех, кто сегодня находится вне церковного единства со Вселенским Православием. Рассмотрение возможности приобретения Украинской Православной Церковью нового канонического статуса зависит от единства Православной Церкви в Украине. А это единство возможно исключительно в русле канонического права, то есть в результате возвращения в Церковь тех, кто от Нее по тем или иным причинам отпал. И это мнение поддерживает и разделяет весь православный мир. Наша Церковь рассматривает религиозные организации, зарегистрированные в государственных органах Украины как “Православные Церкви” с определенными добавками в названиях, не иначе, как своих чад, находящихся вне церковной ограды. В настоящее время, с точки зрения канонического права, которое является своеобразной церковной конституцией, эти организации скорее общественные, чем религиозные, поскольку в их “иерархии” отсутствует апостольское преемство. Украинская Православная Церковь терпеливо и с материнской любовью ждет их возвращения, чтобы наконец воцарился церковный мир. Только в этом случае мы сможем с чистой совестью сказать всему миру, что у нас единая Церковь.

 

— Украинская Православная Церковь Киевского Патриархата и Украинская Православная Церковь начали процесс объединения. Присоединится ли Украинская Православная Церковь Московского Патриархата к этому союзу?

— Не знаю, о каком процессе идет речь. Эти две организации существуют порознь, сами по себе, и никакого процесса объединения не наблюдается. Если же имеется в виду обнародованный недавно факт подписания некоего договора между двумя священниками, то это их личное дело, скорее всего, ни к чему не обязывающее вышеупомянутые организации. Позиция же по этому вопросу Украинской Православной Церкви высказана выше.

На что еще я хотел бы обратить внимание, так это на то, что упомянутой вами в вопросе “Украинской Православной Церкви Московского Патриархата” не существует. Есть “Украинская Православная Церковь”, и с этим уставным именем Она зарегистрирована в соответствующих государственных учреждениях. Добавка “МП” возникла значительно позже, и то только с целью отличия от “УПЦ-КП”, которая, без приставки “КП” существовать не может, поскольку является новой организацией, заимствовавшей часть имени от Украинской Православной Церкви.

 

— Киевская Митрополия, по заявлению Константинополя, не является канонической территорией Московского Патриархата. Означает ли это, что Константинополь поддерживает Украинскую Православную Церковь Киевского Патриархата?

— Отвечу словами Патриарха Варфоломея, который однозначно высказался, что такой институции как “Киевский Патриархат” в Православном мире не существует. А вице-премьер-министру Жулинскому он же в свое время говорил, что Филарета (главу “КП”) никто не признает как архиерея, о чем тот и информировал Президента Л. Кравчука. Относительно же упомянутого заявления касательно канонической территории, то Константинополь его не делал. По крайней мере, я с ним не знаком. Если имеются в виду высказывания архиепископа Всеволода Скопелосского, то это его частные слова, не имеющие статуса официального заявления. Что же касается поддержки Константинополем “КП”, то, насколько мне известно, тот же владыка Всеволод, как и мы, придерживается канонического порядка. Он принимает “клириков” Киевского Патриархата в лоно Православной Церкви не иначе, как через покаяние и совершение над ними положенной хиротонии. Как Константинополь может поддерживать УПЦ-КП, если он вообще не признает ее церковью?

 

— Как Вы относитесь к заявлениям критиков о том, что Украинская Православная Церковь Московского Патриархата вмешивалась в президентские выборы 2004 года и поддерживала одного из кандидатов?

— Украинская Православная Церковь не могла и не вмешивалась в выборы, уже только потому, что, несмотря на многочисленные просьбы, до сих пор не имеет статуса юридического лица. Священноначалие Церкви не делало от Ее имени никаких официальных заявлений ни в чью поддержку, а только они имеют всецерковное значение и авторитет. Те же упомянутые вами случаи “вмешательства”, которые все-таки имели место, были не общецерковной позицией, а точкой зрения определенных иерархов, клириков и мирян, их мнением как граждан нашего государства. В некоторых случаях они были плодами политизации межконфессиональных отношений в Украине, вмешательства органов государственной власти и админресурса в церковную жизнь. Однако, как показало время после выборов, опасения не были напрасными. Во многих регионах Украины межконфессиональные отношения обострились, вплоть до применения силы. Выражаем надежду, что это явление временное и действительная демократизация общества на правовых началах позволит Церкви и государству строить свои взаимоотношения согласно европейским стандартам.

 Беседовала Наталия Лисовая,

Киевское бюро “Аssociated Press”

 
Поиск на сайте
Календарь
<Январь 2012>
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
91112131415
16171819202122
23242526272829
3031     
ukrline.com.ua Rambler's Top100 ya.ts ya.me Mu