Православные храмы

Храм преподобного Серафима Саровского (во 2‑й больнице)

Первая служба была совершена в 1996 г. в помещении актового зала ЖЭКа…

Свято-Троицкий храм (на Батыевой горе)

Рабочий поселок на Батыевой горе возник на рубеже ХІХ — ХХ вв. и…

Храм иконы Божией Матери «Знамение» (на Севастопольской площади)

Первый камень на возведение храма в честь иконы Божией Матери…
Публикации

Приезд епископов Поместных Церквей свидетельствует о единстве нашей веры

Более 70-ти архиереев Вселенского Православия приняли участие в торжествах по…

Пасха наша – Христос

Раннее весеннее утро 33 г. поcле Рождества Xристова. Солнце пока не взошло,…

200 років монастирю у Феофанії

У день пам’яті святого великомученика і цілителя Пантелеймона, 9 серпня —…

“Начало премудрости — страх господень”

На вопросы читателей отвечает Блаженнейший Владимир, Митрополит Киевский и всея Украины, Предстоятель Украинской Православной Церкви

 

?Что можно посоветовать человеку, который верит в “какую-то высшую силу”, но не отождествляет ее с Пресвятой Троицей?

Годы атеистической пропаганды не прошли бесследно для нашего общества. Но та часть человеческой души, пустоту в которой не может заполнить ничто из нашего материального мира, постоянно заставляет искать чего-то высшего, неземного. Оторванность от православной церковной традиции — главная причина того, что человек часто идет к Богу не прямым, а окольным путем.

Вера в некую “высшую силу” — уже признание существования некоего надмирного Существа, но это не вера в Личного Бога. Для того, чтобы стяжать веру в Истинного Бога, необходимо рассмотреть истинности самой религии Его исповедующей. Современному нецерковному человеку трудно разобраться в том потоке информации о различных религиях и их аргументах в пользу своей исключительности. Поэтому, большинство ограничивается расплывчатым признанием “некоей высшей силы”, присутствующей в мире.

Но если человек начинает серьезно задумываться о вопросах веры, то в Православной Церкви можно найти ответы на все, касающееся духовной сферы человеческой жизни. И, естественно, что основополагающими истинами, характеризующими Православие как религию, раскрывая суть православной веры, являются вера и поклонение Богу в образе Пресвятой Троицы. Образ Бога, Единого по Существу и Троичного в Лицах, выходит за пределы человеческого разума и является вопросом веры, которую каждый обретает, как дар Божий, но обретает в личной встрече с Богом.

 

?Спасутся ли представители иных конфессий? Ведь и они верят и трудятся над собой...

На самом деле, это очень непростой вопрос. В свою очередь, он связан с другим вопросом — о границах Церкви. И здесь есть два крайних взгляда: мнение св. Киприана Карфагенского о том, что “вне Церкви нет спасения” и мнение блж. Августина: “Множество людей Бог признает своими, но не Церковь; многих также признает Церковь, но не Бог”.

Православную позицию в данном вопросе наиболее точно выразил А. Хомяков. Он исходил из того, что мы знаем, где есть Церковь, но не можем указать точно, где Ее нет. Поэтому он считал, что “человечество, чуждое Церкви, предоставляет она суду великого дня”.

Это вполне соответствует святоотеческой традиции в данном вопросе. Когда о подобного рода вопросах размышлял прп. Антоний Великий, ему ничего не было открыто Богом по существу этих вопросов, а только сказано: “Антоний! Себе внимай!” Говоря другими словами, Господь велел заботиться ему о собственном спасении, а спасение остальных людей предоставить Промыслу Божию. Наверное, многие церковные люди слышали слова, которые могут быть ответом на данный вопрос, возводимые обычно к одному из последних оптинских старцев, который на вопрос: “Спасутся ли католики?” — ответил: “Я не знаю, спасутся католики или нет. Я знаю одно: если я стану католиком — я погибну”.

 

 ?Можно ли в наше время, при нашей духовной и телесной немощи, в полной мере исполнять церковные правила?

Похожий вопрос задавал прп. Серафиму Саровскому его почитатель Мотовилов. Он спрашивал у преподобного, почему подвижники его времени не несли таких подвигов, как древние отцы. Прп. Серафим Саровский, исходя из слов Св. Писания о неизменности Существа Божия: “Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же” (Евр. 13, 8), говорил о том, что подвижники не имеют такой ревности, как древние отцы, поэтому и не подвизаются.

Однако, святые отцы учат, что любые аскетические подвиги должны быть с рассуждением. Наше нынешнее общество, в большинстве своем, не религиозно. Это не значит, что нет верующих людей, которые живут в соответствии со всеми правилами, регламентирующими церковную жизнь. Но обстановка, в которой приходится жить верующему человеку, часто создает трудности для его духовной жизни. Поэтому вопрос об исполнении церковных правил в том объеме, в котором предписывает Церковь, решается индивидуально для каждого его духовником или лицом его заменяющим.

 

 ?“Нет паче послушания, как послушание Церкви”, — это слова прп. Серафима Саровского. В чем заключается это послушание?

Церковь всецело связана с Богом. Это жизнь по образу Пресвятой Троицы, Лица Которой пребывают в Божественной любви между Собой. Это жизнь во Христе и Святом Духе, осуществляемая через участие в Таинствах, ведущая к нравственному совершенствованию человека в земной жизни и спасению в вечности.

Православное богословие всегда рассуждает о Церкви во Христе и Святом Духе. Единение Христа с его Церковью совершается через Таинства. При крещении христианин погребается и воскресает со Христом. В Евхаристии члены Церкви становятся причастны Самому Христу. Соединяя членов Церкви со Христом, Таинство Причастия в тоже время соединяет их друг с другом, как говорит ап. Павел: “Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо причащаемся одного хлеба” (1 Кор. 10, 17).

Послушание Церкви — точное следование Ей во всех вероучительных вопросах и правилах внешней христианской жизни. Иисус Христос, по словам ап. Павла, есть “Глава Церкви и Спаситель тела” (см.: Еф. 5, 23), и для того, чтобы получить участие в совершенном Им спасении, необходимо обязательно быть членом Его Тела — Церкви, а это может быть лишь в случае послушания Ей, следуя Ее учению.

 

?Зачем Иисус Христос избрал Иуду одним из Своих ближайших учеников?

 Евангелие сообщает мало сведений о личности Иуды. То, что он пребывал со Спасителем три с половиной года, согласно ап. Луке, среди напастей и искушений (см.: Лк. 22, 28) свидетельствует, что в его душе не все было мрачным и преступным. Его действия после предательства Иисуса Христа, — раскаяние в содеянном грехе, публичное исповедание своего предательства в храме и свидетельство невиновности уже осужденного Спасителя, — говорят о том, что он, подобно ап. Петру, обладал очень решительным характером. Но его раскаяние было не таким, как у ап. Петра, с надеждой на милосердие Божие, а было соединено с безнадежным отчаянием, что привело Иуду к страшному греху самоубийства и вечной погибели.

Мысль о том, что Иисус Христос как Господь Сердцеведец мог ошибиться в нравственном характере Иуды, недопустима. Нельзя согласится и с тем, что Иуда был заранее предназначен для своего преступления, и поэтому был избран в число апостолов, чтобы представившейся ему возможностью предательства Спасителя совершить дело необходимое для спасения падшего человечества.

Господь, сотворив человека свободным, не может по Своей благости лишить его этого дара, а будучи по Своей сущности Святейшим, Господь может только попускать зло на некоторое время, но не содействует греху и преступлению, даже в спасительных для человека целях. Предательство Иуды, хотя и послужило промыслительным действием ко спасению рода человеческого, но было все же необязательным. Враги Христовы могли достигнуть своей цели — распятия Господа — и без него. Это было свободным действием воли самого Иуды.

В отличии от языческих религий и некоторых протестантских течений в христианстве, Православная Церковь учит, что какого-то безусловного предопределения в земной жизни человека и его участи в вечности не существует. Пример Иуды показывает, что благодать Божия не действует на людей непреодолимо, но только с согласия их свободной воли.

Приняв Своего будущего предателя в число Своих учеников и дав ему все средства к уничтожению укоренившихся страстей, в ближайшем общении с Собой, Иисус Христос, не только засвидетельствовал этим Свое послушание воле Отца, но и подал наглядный пример Своего учения о любви к врагам, оставив на все времена для всех грядущих поколений высочайший пример этой любви. Избранием Иуды Спаситель наглядно демонстрирует и другую истину Своего учения — Он пришел не праведников, но грешников призвать к покаянию, предложив им все обилие благодатных средств для наследования жизни вечной.

 
Поиск на сайте
Календарь
<Январь 2012>
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
91112131415
16171819202122
23242526272829
3031     
ukrline.com.ua Rambler's Top100 ya.ts ya.me Mu