Православные храмы

Воскресенский храм (на Радужном массиве)

Часовня во имя Воскресения Христова стоит на берегу озера Радунка,…

Храм иконы Божией Матери «Всецарица-Пантанасса» (в 9‑й больнице, на Сырце)

В 1869 г. на просторной загородной территории у реки Сырец от…

Храм великомученика Георгия Победоносца (в Дарнице)

Георгиевский храм посвящен солдатам, погибшим и замученным в…
Публикации

Научись слушать небо

24 сентября, в день памяти преподобного Силуана Афонского — автора многих…

“Я книгу паче хліба і солі приємлю...”

Пам’яті С.І. Пономарьова, вченого-бібліографа, літературознавця, журналіста,…

Хвалите Его во псалтире и гуслях

29 апреля — 1 мая в Свято-Успенской Киево-Печерской Лавре прошел первый тур І…

В. Зеньковский: “В атмосфере семейной тишины расцветает душа ребенка”

Василий Васильевич Зеньковский (1881–1962) — кандидат психологических и доктор философских наук, педагог, историк, богослов, общественный деятель, известный ученый и мыслитель ХХ века — родился на Подолье, в городе Проскурове (ныне Хмельницкий), в православной семье учителя.

Окончил университет Св. Владимира (г. Киев). В 1913–1914 гг. учился в Австрии, Германии и Италии. В 1915 году в Московском университете защитил магистерскую диссертацию на тему: “Проблемы психической причинности”. Профессор В. В. Зеньковский преподавал курсы психологии, логики, философии в университете Св. Владимира, Фребелевском женском педагогическом институте и на Киевских Высших женских курсах; возглавлял Киевское Фребелевское общество. Занимал пост министра исповеданий в правительстве гетмана П. П. Скоропадского в 1918 г. С 1919 г. В. В. Зеньковский находится в вынужденной эмиграции. В 1920–1923 гг. В. В. Зеньковский — профессор философии Белградского университета. В 1923–1926 гг. — директор Русского педагогического института в Праге. В 1926–1962 гг. — профессор Русского Богословского института в Париже. С 1923 по 1927 гг. В. В. Зеньковский возглавлял Педагогическое бюро по делам русской заграничной школы и работал редактором журнала “Вопросы религиозного воспитания и образования”. С 1923 г. до конца жизни был Председателем Русского Студенческого Христианского Движения. В 1942 г. Василий Васильевич стал священником.

“Для воспитания ребенка нужно более проницательное мышление, более глубокая мудрость, чем для управления государством” Ченнинг.

 В. В. Зеньковский посвятил жизнь педагогической, научной, религиозной, воспитательной и общественной деятельности. Его научные психолого-педагогические труды изданы на разных языках и известны во многих странах мира.

В своих трудах протопресвитер  много внимания уделял проблемам воспитания детей в семье. Дети, по убеждению В. В. Зеньковского, есть не только оправданием брака, но и источником его духовных сил: в них родители усматривают собственные надежды.

“Семья — идеал всего мира”, — считал Василий Васильевич. По его мнению, всюду в природе можно видеть проявления исключительной силы материнской любви. Огромнейшее значение имеет для ребенка кормление грудью — целый комплекс психологического и физического единения, произрастающий из источников материнской души. И ничем нельзя заменить отношения матери  и ребенка.

В. В. Зеньковский сравнивал семью с цветком, который “источает” аромат, крайне необходимый ребенку. Ребенок не может полноценно жить без семьи. Он должен чувствовать поэзию семьи, чтобы обогатить опыт цветка-души. По меткому выражению В. В. Зеньковского, “в атмосфере семейной тишины расцветает душа ребенка”.

Важно то, что ребенок познает мир через семью. Поэтому крайне плохо влияют на детей ссоры родителей — это разрушает основы их душ.

Василий Васильевич рассматривает некоторые факторы, провоцирующие распад или глубинные негативные изменения в семье. Эти факторы, по его мнению, зависят, главным образом, от “развития” современной культуры и являются прямыми ее последствиями.

Во-первых, это почти полное исчезновение работы в семье. Раньше семья работала как единое целое — сейчас, как правило, все работают вне семьи. Благодаря “развитию” современной культуры семья в наше время превращается из трудовой в потребительскую единицу. Семья сейчас, по определению В. В. Зеньковского, есть местом отдыха, а не труда.

Во-вторых, это урбанизация жизни, ослабленная связь с природой.

В-третьих, это изменение положения женщины в семье. Раньше уделом женщины была именно семья. Теперь, вследствие облегчения домашней работы, нет необходимости в том, чтобы женщина всегда была дома, и она имеет возможность выгодно применить свои силы вне семьи. Культурный уровень современного общества, расширение избирательных прав женщины также способствуют выходу женщины на арену общественной и политической работы. Все это, по словам В. В. Зеньковского, приводит к тому, что семья теряет свет, согревающий ее.

В-четвертых, вымирает процесс натурального хозяйства. Все то, что семья раньше имела как продукт своего труда, теперь можно легко купить в магазине или на рынке.

Все перечисленные изменения и много других составляющих есть последствиями культурного, политического, общественного развития общества.

Роль семьи чрезвычайно велика и с педагогической точки зрения. В научном труде “Педагогика” протопресвитер В. В. Зеньковский акцентирует внимание на том, что человек развивается не сам, что семья является предместьем Царствия Божия и маленькой домашней Церковью.

Именно в семейном кругу у ребенка формируются и развиваются полезные привычки, инициатива, творческая смелость и ответственность. В. В. Зеньковский рекомендует уважать свободу ребенка, чтобы он развивался как творческая личность.

Во время воспитания характера ребенка нужно учитывать, что для него крайне необходимым есть накопление успехов, ибо опыт успеха является формирующим элементом характера ребенка. На этом пути развития характера семье принадлежит едва ли не самая важная роль, потому что именно здесь дитя впервые получает возможность проявить себя и находить наилучшие формы духовного и жизненного развития.

В семье у ребенка развивается язык. По мнению В. В. Зеньковского, наиболее величественными и дорогими словами являются те, которые мы произносим к Богу — Отец, Сын. С помощью языка формируется вкус. Вкус вообще является показателем развития, а особенно религиозный вкус, который ярко характеризует человека.

Поэтому В. В. Зеньковский считает главной темой семейного воспитания — воспитание религиозное. Семья по своей структуре является неисчерпаемым источником религиозных сил. Именно семейная жизнь является как бы святыней, а наше отношение к родителям — единственным, вечным, неповторимым.

Семейное чувство, по мнению В. В. Зеньковского, — это тема религии. Господь для нас является Отцом, и все христианство — братством. Через семью великая сила Божия просвещает мир всегда и всюду. Религиозное воспитание ребенка возможно, как утверждает В. В. Зеньковский, только в семье. Только семья создает такую духовную среду, где ребенку легко жить с Богом. Нужно использовать это могучее средство, осознавая его важность и действенность. Атеизм легко сочетается с безразличием и поэтому не имеет творческой активной силы, но атеизм, “оплодотворенный гуманизмом”, пытается вытеснить христианство, что иногда удается.

К сожалению, родители только крестят ребенка, не желая в дальнейшем тратить ни сил, ни времени для того, чтобы поддерживать огонь веры в его душе. Крайне необходимым есть создание религиозного окружения и молитвенного единства в семье. Но нельзя привить ребенку больше, чем имеешь сам. Для ребенка важно не только учиться молиться, а молиться вместе, ибо атмосфера совместной молитвы наиболее влияет на его душу.

Религиозная активность в семье помогает детям выражать свои переживания, чувства… Обычно, собственной религиозной активности дети не имеют. Они чаще отражают поведение взрослых. Из-за этого, по мнению В. В. Зеньковского, главное, чему нужно уделять внимание в религиозном воспитании, — это совместной религиозной жизни с родителями.

Суть воспитания состоит в том, чтобы почувствовать, развить и укрепить силы ребенка, находящиеся в его душе. Для осуществления такой задачи нужна мудрость, чтобы объединить знание жизни с неугасимой силой добра.

В. В. Зеньковский придавал огромное значение семейному воспитанию, научно обосновывал формулу “обучающего воспитания” и утверждал, что воспитание должно стоять на первом месте и включать в себя обучение, а не быть лишь придатком к обучению.

Воспитывают ребенка не только мать и отец, но и вся полнота жизни играет свою роль: Бог, слово, родные, природа, воспитатели, учителя, любовь, музыка, история, книги, поэты, друзья, враги, животные, телевидение, город, улица, цвет, труд человека и труд души…

Но семья — это “стартовая площадка” жизни человека, рода, страны, мира… Поэтому родительское воспитание есть первоочередной потребностью современности и необходимым условием позитивного развития и творения будущего.

 О. И. Денисова, преподаватель кафедры культурологии КИСКЗ Подготовлено Синодальным отделом УПЦ по делам молодежи

 
Поиск на сайте
Календарь
<Январь 2012>
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
91112131415
16171819202122
23242526272829
3031     
ukrline.com.ua Rambler's Top100 ya.ts ya.me Mu