Православные храмы

Храм святителя Луки Крымского (при Центре эндокринной хирургии)

19 ноября 2013 года по благословению Блаженнейшего Мирополита…

Храм иконы Божией Матери «В родах Помощница» (в 1‑м роддоме, на Печерске)

Храм был открыт 8/21 декабря 2000 г., первый молебен отслужен 9/22…

Храм апостолов Петра и Павла (на Куреневке)

Деревянный Петропавловский храм на Куреневке известен с 1759 г. (по…

Публикации

И стали называться они христианами... История Антиохийской Православной Церкви

Исторический путь Антиохийской Церкви начался с первых опытов апостольской…

Общие черты тоталитарных сект

Понятие “тоталитарная секта” за последние годы прочно вошло в лексикон…

Тоталитарные секты — угроза правам человека

“Думается, что никому не хотелось бы увидеть своих близких рабами секты, а тем…
Есть люди, слова которых могут сильно влиять на жизнь других людей, подвести к внутреннему преображению, к пониманию сокровенного смысла бытия. Сказанные современным, доступным языком, такие слова в то же время обращены к острым мировоззренческим вопросам и помогают разобраться в ситуациях, когда без наставника очень трудно. Автор этой беседы — умудренный духовным опытом наставник, наш современник, который реализовал в своей жизни дар слова, данный ему Богом...

Наиболее ценным в христианской позиции владыки является, на наш взгляд, правильная расстановка приоритетов, верная шкала ценностей. Бог, человек, личность, общество, Православие, народность, национальное вероисповедание, — в таких вопросах мнение архиепископа Иоанна звучит вполне ясно и определенно... Слово с амвона, слово на радио, слово, переданное пером бумаге, слово другим людям, вот то, чему посвятил свою жизнь поэт, пастырь, проповедник, миссионер архиепископ Иоанн (Шаховский).

Под таким заглавием в Нью-Йорке вышла книга сорока американских ученых, посвященная геофизическому году. Четыре гипотезы возможны о его возникновении. Первая: мир есть иллюзия, “обман чувств”. Это предположение, конечно, противоречит факту реального существования мира. Вторая гипотеза: мир возник “сам собой”, “из ничего”. Третья гипотеза о мире: “он не имеет ни начала, ни конца”. И четвертая: мир создан Творцом.

Те, кто признает мир иллюзией, считают человеческое самосознание основным фактом; но сознание человеческое тоже, в свою очередь, рассматривается как иллюзия. Подобная идеология недавно возродилась в физической теории Джеймса Джона. Если следовать этой теории, то надо было бы так охарактеризовать миры Вселенной: волшебные поезда с призрачными пассажирами обманчиво несутся по невещественным мостам, сооруженным из отвлеченных понятий, пересекая эфемерные реки...

Гипотеза, что мир материи и энергии “сам себя создал” так же нелепа, как и та, что “мир есть иллюзия”, к ней нельзя отнестись серьезно.

Мысль, что мир “всегда существовал” и “вечен”, имеет нечто общее с утверждением, что мир создан Богом. Что-то, несомненно, должно быть вечным: либо мир, либо Творец. Человеческий ум в состоянии вместить и ту, и другую мысль. Но наука открыла законы термодинамики, согласно которым мир движется к состоянию, при котором все тела будут иметь очень низкую температуру. Вследствие энтропии, то есть своего рода деградации энергии, жизнь станет невозможной. И если бы мир действительно был вечен, то состояние деградации его энергии было бы уже достигнуто. Поэтому можно сказать, что, с научной точки зрения, эти бесчисленные горячие звезды-солнца мироздания, как и наша Земля, с ее неисчислимым богатством форм, свидетельствуют о том, что мир был некогда сотворен, и что его первопричиной может быть лишь всеобъемлющая, вечная, всеведущая и всемогущая сила, которую мы называем Богом, Творцом. Вселенная является созданием Божией силы, премудрости и воли. Справедливо говорит в Библии пророк Исаия, что Бог, “образовавший землю и создавший ее; ... утвердил ее, не напрасно сотворил ее; Он образовал ее для жительства...” (Ис. 45, 18).

Посмотрим на факты. Протеины являются основной частью всех живых клеток. Основные протеины состоят из пяти элементов: углерода, водорода, азота, кислорода и серы (оставим в стороне более сложную формулу нуклеопротеинов). Швейцарский математик Карл Евгений Гай задался целью высчитать математическую вероятность возникновения в мире одной только молекулы протеина: вероятность этого одна на 10 в 160-й степени. Это настолько безмерно, что не может поддаться никакому определению. Количество же материи, необходимое для образования в мире одной только молекулы протеина, по вычислению К. Гая, должно было бы быть в миллионы раз больше, чем вообще количество всей существующей во Вселенной материи. И для процесса образования одной только молекулы протеина на нашей Земле потребовалось бы 10 в 243-й степени биллионов лет (то есть почти бесконечное число).

Таков вывод швейцарского математика Карла Евгения Гая. Его вычисления показывают, что сама собой, “из себя” жизнь произойти не могла. И если мы верим, что мир не есть иллюзия, но реальность, то данные науки нас приводят — не могут не привести! — к несомненному убеждению, что мир сотворен Творцом.

Истина эта открывается разуму. Но она не будет живой истиной, если не откроется и человеческой душе, то есть не претворится в ее веру, надежду и любовь. Потому что только верой, надеждой и любовью человек соединяется с Богом, Который есть Любовь.

Помощник директора Института электронных исследований известный американский физик, первым построивший радар для наблюдения за самолетами, доктор Роберт Морис Пэйдж высказывает в этой книге другие соображения о науке и религии. Он считает, что в науке, создающей гипотезы, для их появления должны сначала создаваться известные условия. И после того, как гипотеза высказана, надо ждать явлений, этой гипотезой предсказанных и подтверждающих ее верность. Если обычно гипотеза принимается на веру без возражений, то более тонкое положение о верности гипотезы часто ускользает от внимания, а ведь оно так важно для проверки гипотезы.

Проверка эта требует таких наблюдений, которые недоступны одному наблюдателю. Доктор Пэйдж предлагает неверующим, ничего еще не знающим о Боге, представить себе мысль о Боге хотя бы как гипотезу — это будет серьезное и честное предположение истины. И потом пусть всякий человек проверяет эту гипотезу, пользуясь опытом своим и — более совершенным — опытом других.

Американский ученый подчеркивает, что для проверки научной гипотезы надо непременно принять, что данная гипотеза верна. Верим ли мы в это — в данном случае несущественно: необходимо принять гипотезу как истину. И нужно принять свидетельство тех многих свидетелей в мире, которые утверждают, что поле нашего обычного человеческого наблюдения простирается лишь на очень малую часть Вселенной. Истина Божиего бытия сопряжена с условиями, которые нельзя проверить в одном лишь материальном плане. Нужно войти в план высший, духовный. Пытаться, например, посредством пространственной ракеты узнать, есть ли Бог в мире, — это все равно, что разрезать селезенку или почки, или разломить кость человека с целью узнать, есть ли у данного человека ум, или совесть... Это было бы бессмысленно!

Опыт множества живших и живущих в мире людей свидетельствует, что Бог есть, и Он есть Дух.

“Дух всюду сущий и единый, Кому нет места и причины”, — говорит в своей оде “Бог” Г. Ф. Державин. Бог постигается лишь в великом и святейшем плане жизни, который не может быть целиком включен в мир физический, ограниченный законами пространства и времени.

Доктор Пэйдж считает необходимым признать, что материальный мир, находящийся в области научных измерений пространства и времени, есть лишь одна, малая часть всей мировой реальности. Он говорит: “Пророчествами о Христе удостоверяется не только истина Христовой жизни, но и Истина Его учения”.

Нравственный вывод из несомненной истины Божиего бытия остается, конечно, делом свободы каждого человека. Спасение есть область свободы, а не принуждения. Духовная жизнь приходит к человеку лишь во внутреннем опыте веры. И если человек захочет серьезно принять и выполнить те условия, которые Сам Бог поставил для познания Его Истины, тогда начнет изменяться жизнь человека. Божия Истина станет в нем великой силой. И тогда не останется и тени сомнений в бытии Божием. Вера станет положительным знанием.

Архиепископ Иоанн Сан-Францисский (Шаховский),

подготовил архимандрит Иларий (Шишковский)

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ukrline.com.ua Mu Rambler's Top100 ya.ts ya.me