Православные храмы

Храм апостолов Петра и Павла (на Куреневке)

Деревянный Петропавловский храм на Куреневке известен с 1759 г. (по…

Храм Владимирской иконы Божией Матери (прихода мцц. Веры, Надежды, Любови и Софии на Лукьяновке)

Первую Литургию под открытым небом на фундаменте будущего храма…

Храм Воскресения Словущего (на Байковом кладбище)

Храм-Часовня был заложен в сентябре 2007 г. В 2008 г. начато…

Публикации

Возвращение к вере отцов

Исполняется 60 лет со дня воссоединения греко-католиков с Православной…

Болезнь – это Божье посещение

“Рак — страшная болезнь, но очень многие в последние времена этой болезнью…

Хоч святих винось, або розтлінний вплив “Хелоуіну”

У давні часи наші благочестиві предки під час сварки в домі казали: “Хоч святих…
Есть люди, слова которых могут сильно влиять на жизнь других людей, подвести к внутреннему преображению, к пониманию сокровенного смысла бытия. Сказанные современным, доступным языком, такие слова в то же время обращены к острым мировоззренческим вопросам и помогают разобраться в ситуациях, когда без наставника очень трудно. Автор этой беседы — умудренный духовным опытом наставник, наш современник, который реализовал в своей жизни дар слова, данный ему Богом...

Наиболее ценным в христианской позиции владыки является, на наш взгляд, правильная расстановка приоритетов, верная шкала ценностей. Бог, человек, личность, общество, Православие, народность, национальное вероисповедание, — в таких вопросах мнение архиепископа Иоанна звучит вполне ясно и определенно... Слово с амвона, слово на радио, слово, переданное пером бумаге, слово другим людям, вот то, чему посвятил свою жизнь поэт, пастырь, проповедник, миссионер архиепископ Иоанн (Шаховский).

Под таким заглавием в Нью-Йорке вышла книга сорока американских ученых, посвященная геофизическому году. Четыре гипотезы возможны о его возникновении. Первая: мир есть иллюзия, “обман чувств”. Это предположение, конечно, противоречит факту реального существования мира. Вторая гипотеза: мир возник “сам собой”, “из ничего”. Третья гипотеза о мире: “он не имеет ни начала, ни конца”. И четвертая: мир создан Творцом.

Те, кто признает мир иллюзией, считают человеческое самосознание основным фактом; но сознание человеческое тоже, в свою очередь, рассматривается как иллюзия. Подобная идеология недавно возродилась в физической теории Джеймса Джона. Если следовать этой теории, то надо было бы так охарактеризовать миры Вселенной: волшебные поезда с призрачными пассажирами обманчиво несутся по невещественным мостам, сооруженным из отвлеченных понятий, пересекая эфемерные реки...

Гипотеза, что мир материи и энергии “сам себя создал” так же нелепа, как и та, что “мир есть иллюзия”, к ней нельзя отнестись серьезно.

Мысль, что мир “всегда существовал” и “вечен”, имеет нечто общее с утверждением, что мир создан Богом. Что-то, несомненно, должно быть вечным: либо мир, либо Творец. Человеческий ум в состоянии вместить и ту, и другую мысль. Но наука открыла законы термодинамики, согласно которым мир движется к состоянию, при котором все тела будут иметь очень низкую температуру. Вследствие энтропии, то есть своего рода деградации энергии, жизнь станет невозможной. И если бы мир действительно был вечен, то состояние деградации его энергии было бы уже достигнуто. Поэтому можно сказать, что, с научной точки зрения, эти бесчисленные горячие звезды-солнца мироздания, как и наша Земля, с ее неисчислимым богатством форм, свидетельствуют о том, что мир был некогда сотворен, и что его первопричиной может быть лишь всеобъемлющая, вечная, всеведущая и всемогущая сила, которую мы называем Богом, Творцом. Вселенная является созданием Божией силы, премудрости и воли. Справедливо говорит в Библии пророк Исаия, что Бог, “образовавший землю и создавший ее; ... утвердил ее, не напрасно сотворил ее; Он образовал ее для жительства...” (Ис. 45, 18).

Посмотрим на факты. Протеины являются основной частью всех живых клеток. Основные протеины состоят из пяти элементов: углерода, водорода, азота, кислорода и серы (оставим в стороне более сложную формулу нуклеопротеинов). Швейцарский математик Карл Евгений Гай задался целью высчитать математическую вероятность возникновения в мире одной только молекулы протеина: вероятность этого одна на 10 в 160-й степени. Это настолько безмерно, что не может поддаться никакому определению. Количество же материи, необходимое для образования в мире одной только молекулы протеина, по вычислению К. Гая, должно было бы быть в миллионы раз больше, чем вообще количество всей существующей во Вселенной материи. И для процесса образования одной только молекулы протеина на нашей Земле потребовалось бы 10 в 243-й степени биллионов лет (то есть почти бесконечное число).

Таков вывод швейцарского математика Карла Евгения Гая. Его вычисления показывают, что сама собой, “из себя” жизнь произойти не могла. И если мы верим, что мир не есть иллюзия, но реальность, то данные науки нас приводят — не могут не привести! — к несомненному убеждению, что мир сотворен Творцом.

Истина эта открывается разуму. Но она не будет живой истиной, если не откроется и человеческой душе, то есть не претворится в ее веру, надежду и любовь. Потому что только верой, надеждой и любовью человек соединяется с Богом, Который есть Любовь.

Помощник директора Института электронных исследований известный американский физик, первым построивший радар для наблюдения за самолетами, доктор Роберт Морис Пэйдж высказывает в этой книге другие соображения о науке и религии. Он считает, что в науке, создающей гипотезы, для их появления должны сначала создаваться известные условия. И после того, как гипотеза высказана, надо ждать явлений, этой гипотезой предсказанных и подтверждающих ее верность. Если обычно гипотеза принимается на веру без возражений, то более тонкое положение о верности гипотезы часто ускользает от внимания, а ведь оно так важно для проверки гипотезы.

Проверка эта требует таких наблюдений, которые недоступны одному наблюдателю. Доктор Пэйдж предлагает неверующим, ничего еще не знающим о Боге, представить себе мысль о Боге хотя бы как гипотезу — это будет серьезное и честное предположение истины. И потом пусть всякий человек проверяет эту гипотезу, пользуясь опытом своим и — более совершенным — опытом других.

Американский ученый подчеркивает, что для проверки научной гипотезы надо непременно принять, что данная гипотеза верна. Верим ли мы в это — в данном случае несущественно: необходимо принять гипотезу как истину. И нужно принять свидетельство тех многих свидетелей в мире, которые утверждают, что поле нашего обычного человеческого наблюдения простирается лишь на очень малую часть Вселенной. Истина Божиего бытия сопряжена с условиями, которые нельзя проверить в одном лишь материальном плане. Нужно войти в план высший, духовный. Пытаться, например, посредством пространственной ракеты узнать, есть ли Бог в мире, — это все равно, что разрезать селезенку или почки, или разломить кость человека с целью узнать, есть ли у данного человека ум, или совесть... Это было бы бессмысленно!

Опыт множества живших и живущих в мире людей свидетельствует, что Бог есть, и Он есть Дух.

“Дух всюду сущий и единый, Кому нет места и причины”, — говорит в своей оде “Бог” Г. Ф. Державин. Бог постигается лишь в великом и святейшем плане жизни, который не может быть целиком включен в мир физический, ограниченный законами пространства и времени.

Доктор Пэйдж считает необходимым признать, что материальный мир, находящийся в области научных измерений пространства и времени, есть лишь одна, малая часть всей мировой реальности. Он говорит: “Пророчествами о Христе удостоверяется не только истина Христовой жизни, но и Истина Его учения”.

Нравственный вывод из несомненной истины Божиего бытия остается, конечно, делом свободы каждого человека. Спасение есть область свободы, а не принуждения. Духовная жизнь приходит к человеку лишь во внутреннем опыте веры. И если человек захочет серьезно принять и выполнить те условия, которые Сам Бог поставил для познания Его Истины, тогда начнет изменяться жизнь человека. Божия Истина станет в нем великой силой. И тогда не останется и тени сомнений в бытии Божием. Вера станет положительным знанием.

Архиепископ Иоанн Сан-Францисский (Шаховский),

подготовил архимандрит Иларий (Шишковский)

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Яндекс цитирования Яндекс.Метрика Mail.ru Rambler's Top100 ukrline.com.ua