Православные храмы

Храм святителя Николая Мирликийского (на Позняках)

Строительство храма началось в октябре 2004 г. Первая Литургия…

Храм мученика Иоанна Воина (в Быковне)

Первая Литургия была совершена в день престольного праздника, 30…

Храм иконы Божией Матери «Взыскание погибших» (на Соломенке)

5 ноября 2011 года, в Киевском скверике - на пересечении улиц…

Публикации

Мы знаем, что он молится о нас

Благодарю Тебя, мой Боже, мой Спаситель, За все Твои богатые дары, За радость,…

Радониця

Загальне поминання померлих Православна Церква здійснює кілька разів на рік.…

Традиции православного воинства

Русское воинство не единожды проявляло свою доблесть. Наше воинство под…

Разбивать стереотипы — работа неблагодарная. Но некоторые из них настолько искажены, что терпеть их далее невозможно. К примеру, мнение о том, что Церковь считает рок чем-то вроде сатанизма.

Однако рок-музыка — явление многогранное и навешивание ярлыка  со стороны священнослужителей часто мешает взаимопониманию между верующей и “нецерковной” молодежью. К сожалению, мало кто говорит о том, что не существует официального определения в отношении Церкви к рок-музыке. Нет никаких синодальных или соборных постановлений. Есть только мнения отдельных священнослужителей или мирян. Представим существующие мнения.

 

Отношение первое. Полное неприятие

Оно представлено работами архим. Лазаря (Абашидзе) и “зарубежника” Александра Милеанта. Прежде всего, отцы указывают на жестко-агрессивный характер рок-музыки — мелодий и аранжировок (с использованием искажения звучания гитары — “примочек”), на присутствие сатанистской символики в среде рокеров и на то, что, если прокрутить записи рок-музыки в обратном порядке, получится молитва сатане.

Кроме того, отцы отмечают, что в самой субкультуре рокеров очень распространены блуд, наркотики, неуважение к родителям, не говоря уже о других грехах.

Такое отношение к року прочно укоренилось в православной среде и для некоторых становится в один ряд с догматами веры.

 

Отношение второе. Попытка понять

Представлено оно работами иеромонаха Сергия (Рыбко), служащего в Москве, священника Всеволода Чаплина и в интервью одного из известнейших рок-музыкантов, принявшего Православие, — Константина Кинчева. В ответ на указанные обвинения они говорят о том, что жесткий рок представлен далеко не во всех направлениях этой очень разнообразной музыки. Кроме того, К. Кинчев считает, что утяжеление музыки отображает его родину: “Мне кажется, что в стиле хард-рок звучит страна. Россия — мощная, трагическая и очень величавая страна”. Использование диавольской символики, чаще всего, — эпатаж и очень редко —реальный сатанизм. Тот же Кинчев, знающий рок изнутри, в ответ на вопрос о том, почему рокеры используют такую символику, прямо говорит, что они делают это “по дурости”. Относительно молитв диаволу иеромонах Сергий Рыбко сообщает прямо противоположную информацию: он прослушивал “обвиняемые” песни и не обнаружил ничего такого, о чем упоминал архим. Лазарь.

Как объясняет эту ситуацию сам о. Сергий, отрицательное отношение началось с брошюры католического священника Жан-Поля Режмбаля “Рок-н-ролл”, в которой автор допустил много неточностей, поставив перед собой цель очернить рок.

Тематика песен рокеров не ограничивается такими гадостями, как блуд, наркотики и т. д. Рок-музыканты — живые души, ищущие Бога, и осуждение их поисков — наихудшее, что можно сделать для них. Во многих песнях есть попытка понять смысл жизни, есть обращение к Богу и молитва:

И если вокруг одно лихо,

И если кругом слишком тонко,

Люби всех нас, Господи, тихо,

Люби нас всех, Господи, громко.

 

Против чего протест?

Есть известное клише: “рок — это музыка протеста”. Но против чего? Неужели против Бога и Церкви, учения которой рокеры чаще всего не знают? Наоборот — против общепринятой системы “ценностей” в мире: деньги, карьера, успех, уважение в обществе. Именно отсюда — уходы из дома, создание своего сленга, микрокультуры. Но разве в Евангелии мы находим позитивные оценки стремления к материальному успеху? “Не собирайте себе сокровищ на земле” (Мф. 6, 19), “Жизнь человека не зависит от изобилия его имения” (Лк. 12, 15), “Кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою” (Мф. 20, 26).

Об успехе и мирском благополучии рокеры чаще всего говорят с  иронией: “И стал делать деньги вчерашний бунтарь и вчерашний певец”, “И я стану сверхновой супер-звездой, много денег, машина, все дела” — поет Чиж (Сергей Чиграков). Трата жизненных сил на достижение так называемого “успеха” и карьеризм считаются неприемлемыми как в Православии, так и в среде неформалов.

 

Поиски смысла

Нередки для рока и философские песни, в которых авторы пытаются понять: зачем они живут на свете, зачем создан мир. Эти темы мы видим и в “Легенде” Виктора Цоя, во многих песнях Юрия Шевчука (“Правда на правду”, “Я получил эту роль”), в песнях Б. Гребенщикова и Игоря Кормильцева. Довольно часто в текстах рокеров мы находим то, что называется тоской по гармонии, по Граду Божию. Очень ярко это выражено в песнях Виктора Цоя: “Мама, мы все тяжело больны”, “Мама я знаю мы все сошли с ума”, “Все на месте, да что-то нет так”, “И вроде жив и здоров, и вроде жить не тужить. Так откуда взялась печаль?” В святоотеческом богословии мы находим ответ — в каком духовном состоянии находился человек, написавший такие песни. Описывая действия божественной благодати в человеке, свт. Феофан Затворник говорит: “Общая черта действия благодати… есть недовольство собой и всем своим и печаль о чем-то. Становится человек не удовлетворяющимся ничем, что окружает его, — ни своими совершенствами, ни тем, что имеет, хотя бы то были несметные сокровища, и ходит как будто горем убитый”. Это объясняет истинный смысл таких строк В. Цоя: “И мне не нравится то, что здесь было, и мне не нравится то, что здесь есть”, так же как и процитированных выше.

 

Рокеры и религия

Несколько лет назад принял крещение в Православной Церкви вышеупомянутый Константин Кинчев. Обращение певца было настолько искренним, что повлияло на его поведение (группа теперь не дает концертов в посты) и на тексты песен.

При этом сам Кинчев принципиально не поет многих старых песен, которые христианину петь просто не подобает. В интервью он настолько откровенно говорит о своей вере, что многих поклонников это раздражает: “Ударился Кинч в религию и стал неинтересен”. Сам солист в ответ на упреки о том, что он выставляет такую “интимную” область, как вера, напоказ, говорит следующее: “Когда мы поем песню “Православные”, мы, в первую очередь, говорим о себе, о людях, стоящих на сцене, а в нашей группе все — православные христиане. И еще, вера — это не “интимная вещь”, вера рождает мировоззрение, а мировоззрение нельзя оставить дома, когда выходишь на работу”.

Другой рокер — Юрий Шевчук — тоже вполне сознательно крестился во взрослом возрасте. Вот что о нем говорит диакон Андрей Кураев: “У него серьезное отношение к Православию. Шевчук — это человек, который готов судить себя по меркам христианской этики. Для большинства людей приход к Церкви — это всего лишь перемена библиотеки. Все ограничивается изменением читаемого и набором цитат. В случае с Шевчуком это не так. Это намного глубже”.

Творчество Вячеслава Бутусова и Игоря Кормильцева (“Наутилус Помпилиус”) говорит об их интересе к религии (“Апостол Андрей”, “Негодяй и Ангел”), но никак не о религиозном восприятии жизни.

Лидер рок-группы “Агата Кристи” — Глеб Самойлов — в одном из интервью рассказывает: “Чувство, что я больше не могу быть разделенным, подтолкнуло меня ко крещению. Крестился я в маленьком храме, настоятель которого восстанавливал его без помощи богатых людей, собственными силами.

Группа “Чайф”, поющая в основном о трудностях семейной жизни, иногда затрагивает высокие темы, и, как оказывается, тоже ищет Всевышнего: “Силы Небесные, так пожалейте же бедную нашу страну…”

Все вышеперечисленное — это островки в мире рока. В нем есть, конечно же, и греховные песни, и греховное поведение кумиров. Но,  как видим, что для рокеров смыслом жизни являются не наркотики и секс. Очевидно, что при определении отношения христианина к этому явлению современной культуры, лучше было бы руководствоваться святоотеческим принципом: люби грешника и ненавидь его грех.

 Влад Головин

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ukrline.com.ua Mu Rambler's Top100 ya.ts ya.me