Православные храмы

Храм иконы Божией Матери «Умягчение злых сердец»

Первым храмом общины является храм святителя Петра (Могилы),…

Храм Рождества Пророка Иоанна Предтечи (на территории института Национальной академии внутренних дел)

Храм построен на территории учебно-научного института подготовки…

Храм святителя Николая Мирликийского (в Новобеличском доме престарелых и инвалидов)

Первая служба (молебен с водосвятием) была совершена 8/21 ноября 1997…
Публикации

История Константинопольской Православной Церкви

Византий, Царьград, Новый Рим, Стамбул — так в разные эпохи назывался…

Крест Христов

Вся наша планета усеяна памятниками. Эти памятники поставлены людям, их гению,…

Свято-Покровская голосеевская пустынь

“Хочешь, я покажу тебе Русский Афон, с его глубокими лесами и маленькими скитами? Я приведу тебя в такие горы и леса, каких ты, верно, не видел. Есть где побезмолвствовать игумену Лавры и всей братии; схимник наш успевает всегда прочесть наизусть всю Псалтирь, покамест он обходит по сим дебрям, от пустыни Китаевской до Голосеевской…”, — так восторженно рассказывал А. Н. Муравьев, русский писатель ХIХ в., о посещении Голосеевской Пустыни — скита Киево-Печерской Лавры.

Она располагается на южной окраине Киева, среди нетронутой природы, и была любимым детищем двух святителей — Петра Могилы, основавшего ее в первой половине XVII в., и Филарета Амфитеатрова, давшего Пустыни вторую жизнь спустя два столетия.

Существует несколько легенд о том, почему Голосеево названо именно так. По одной из них, в этих лесах прятался православный люд от преследований жестокого Батыя и его несметных полчищ, голосили женщины, плакали дети, убегая все дальше в эти нехоженные дебри. Еще одна версия — в XVIII в. здесь был разбит лесопарк, посеянный на голом месте.

 

История создания обители

В начале XVII в. в красивом урочище между холмами, поросшими густым лесом, остановился Киево-Печерский архимандрит Петр Могила. Привлеченный особенной красотой этой местности, удаленностью от мирской суеты, он издал указ о создании здесь скита Киево-Печерского монастыря — будущей Свято-Покровской Голосеевской Пустыни. Произошло это в 1631 г. Он построил церковь во имя одного из святых угодников родной ему Молдавии — святого великомученика Иоанна Нового Сочавского, передал туда большую часть мощей святого. Здесь, вдали от посторонних глаз, свт. Петр Могила приумножал свои подвиги и возносил Богу пламенные молитвы. Скит славился садом, в котором деревья своим расположением изображали план Великой Лаврской церкви — Успенского собора. До самой смерти, наступившей в 1647 г., он заботился о поддержании Голосеевского скита.

Спустя два века подвижнический почин свт. Петра Могилы даст свои обильные плоды: при Владыке Филарете (Амфитеатрове) наступит расцвет Голосеевской Пустыни, в которой уединятся киевские подвижники благочестия — преподобный Парфений (Петр Краснопевцев, 1790–1855), блаженный Феофил (Фома Горенковский, 1788–1853) и преподобный Алексий Голосеевский (Владимир Шепелев, 1840–1917).

В 60-х гг. XVIII ст., в период правления императрицы Екатерины II, в Пустыни возвели еще одну церковь — во имя иконы Пресвятой Богородицы “Живоносный Источник”. По благословению Святейшего Правительствующего Синода ее строил архимандрит Зосима Валкевич, происходивший из украинских дворян. Он был последним Лаврским архимандритом, избранным вольным голосованием.

В 1764 г. выходит царский манифест, по которому началось отчуждение церковной собственности. У монастырей забирали все вотчины, оставляя лишь небольшую часть земли и нескольких служителей. В числе “лишних” оказался и Зосима Валкевич, которого отправили доживать свой век в Голосеевскую Пустынь, а после его смерти Пустынь была упразднена.

В 1830-х гг. все возвращается на круги своя. Киевскую митрополичью кафедру возглавляет свт. Филарет Амфитеатров. С первого дня знакомства Голосеевская обитель стала его излюбленным местом, здесь вновь устроен скит. Среди голосеевской братии Владыка ежегодно проводил большую часть лета со своим духовным отцом — старцем Парфением. Он хотел удалиться сюда навсегда, чтобы посвятить себя единому Христу Спасителю. Спустя пять лет Владыка построил в Пустыни на свои средства еще один каменный храм — в честь Покрова Пресвятой Богородицы, и Пустынь с 1853 г. стали именовать Свято-Покровской.

 

Подвижники, прославившие Пустынь

В Голосеевской Пустыни любил проводить весну и лето старец Парфений (в миру — Петр Краснопевцев). После совершения ранней литургии он уходил в лес и там совершал свое молитвенное правило, прочитывая по дороге всю Псалтирь. Трудно было представить другого человека, у которого была бы такая младенчески чистая душа. Он жил совершенно по-другому, не помышляя ни о чем земном. Даже окно в своей келии закрыл иконой Пресвятой Богородицы. Охраняемый божественной благодатью, старец с юности не знал нечистых помыслов и борений с плотскими чувствами. Его рано назначили духовником Лавры, и схиму он принял беспримерно рано — в 46 лет, в то время, когда в Лавре не оставалось ни одного схимника. К митрополиту Филарету преподобный питал безграничное доверие и любовь, а святитель, в свою очередь, очень чтил этого подвижника и даже выбрал его своим духовным отцом.

Голосеево прославил и Христа ради блаженный Феофил. Слава о нем как о прозорливом угоднике Божием непомерно росла. Летом толпы богомольцев, посещающих Киев, спешили к блаженному в Свято-Покровскую Пустынь за благословением и советом, хотя многие соблазнялись его нелепым внешним видом, странным поведением и эксцентричными выходками; часто он усиливал юродство, чтобы скрыть свои подвиги от посторонних глаз.

Никого не удивило то, что иеромонах Киево-Печерской Лавры о. Алексей (в миру Владимир Шепелев) был переведен по решению Духовного Собора именно в Голосеевскую Пустынь. Все три киевских старца XIX в., чьи имена вошли в духовную сокровищницу Церкви, приняли участие в его судьбе. Когда Владимир был еще ребенком, блаженный Феофил предсказал его дальнейшую судьбу священника-монаха; прп. Парфений Киевский учил его нестяжанию и молитве, рассказывал ему о подвигах святых, побуждая мальчика к подражанию им. Но самое деятельное участие в судьбе будущего голосеевского молитвенника принял свт. Филарет: он исцелил ребенка и воспитал.

Дело в том, что Владимир Шепелев родился немым, и это очень печалило его родных. Только мать видела в немоте сына действие Промысла Божия. За семь лет до его рождения архиепископ Антоний (Смирницкий) предсказал женщине, что у нее родится сын-калека, который станет слугой Бога. Мать твердо ждала исполнения предсказанного, воспитывая ребенка в духе православного благочестия, усиленно молилась, увеличивала милостыню. Накануне Светлого Христова Воскресения 1853 г. митрополит Филарет велел ей прийти к нему вместе с сыном. После вечерней службы в День Пасхи святитель милостиво благословил обоих и трижды обратился к ребенку с пасхальным приветствием. Дважды ответом была тишина. А на третье приветствие Володя восторженно воскликнул: “Воистину Воскресе!” Немота к нему больше не возвращалась. После этого митрополит Филарет с отеческой любовью заботился о ребенке. Он взял его к себе послушником. Мальчик получил прекрасное образование, христианское воспитание, которым занимался сам Преосвященный и его духовный отец. Незадолго до своей смерти он определил юношу в послушники Киево-Печерской Лавры, где тот провел 38 лет, исполняя послушание ризничего, принял  постриг с наречением имени в честь святого Алексия, человека Божия, а после возведения в сан иеромонаха ему назначили еще одно послушание, которое он нес до самой смерти — духовничество. Киево-Печерская Лавра стала для него родным домом. Он был удостоен чести причащать святого человека — прп. Паисия, Христа ради юродивого. В Лавре старца постигли и серьезные скорби: ему приходилось терпеть клевету, после которой его перевели в Свято-Преображенскую Пустынь на четыре года.

В 1895 г. Духовный Собор Лавры переводит отца Алексия в Голосеевскую Пустынь в должности ризничего, а также духовника братии и приходящих богомольцев. Он проведет в Голосееве все оставшиеся годы — более 20 лет. Здесь, в любимой обители его покровителя митрополита Филарета (Амфитеатрова), он и сам станет собеседником и наставником Киевских митрополитов.

За время пребывания старца в Голосееве, которое стало летней резиденцией митрополитов, на киевской кафедре сменилось четыре предстоятеля: Иоанникий Руднев, Феогност Лебедев, Флавиан Городецкий и Владимир Богоявленский. Преосвященные Иоанникий и Флавиан были духовными чадами старца. Владыка Иоанникий стал инициатором возведения церкви в честь иконы Пресвятой Богородицы “Живоносный Источник”, которую освятили в 1912 г. и у восточной стены которой, спустя пять лет, был похоронен о. Алексий.

В любое время года спешили к о. Алексию в келию люди. Он умел по-особому радостно встречать приходящих, внимательно выслушивать бесхитростные, а порой утомительные рассказы каждого посетителя. Он понимал и сановного митрополита, и простого монаха, отчаявшегося бедняка-крестьянина и запутавшегося интеллигента, умел деликатно помочь в беде и нужде, предупредить об опасности, дать нужный совет. Для совершения проскомидии о. Алексию не хватало двух часов — так много он поминал. На свои молитвы старец всегда надеялся больше, чем на свои наставления и материальную помощь; жил очень просто: у него не было келейника, сам носил дрова, топил печь, ставил самовар; и также просто и тихо скончался — на четвертой неделе Великого поста 1917 г.

За три дня до смерти в марте 1917 г. старец, как обычно, раздавал булки работающим на экономском дворе, а за день и в сам день своей кончины щедро дарил келейное имущество духовным детям, наставляя при этом: “Молитесь, молитесь”. Отпевали отца Алексия в Свято-Покровской церкви, которая была полна плачущих молящихся всех званий и сословий — священники, монахи, миряне пришли попрощаться со своим духовным отцом. Божественную литургию и отпевание также совершал его духовный сын. Из церкви гроб с дорогими останками бережно перенесли на руках ко храму в честь иконы Пресвятой Богородицы “Живоносный Источник”, где старца ожидало его последнее пристанище — могила с восточной стороны. Спустя полгода на ней был освящен мраморный крест-памятник с лаконичной надписью: “Здесь покоится многотрудное тело иеромонаха Алексия (Шепелева), старца-духовника Киево-Печерской Лавры. Род. 14 апр. 1840 г., сконч. 11 марта 1917 г.” И ниже — теплое посвящение: “Незабвенному батюшке любящие его духовные дети”.

Святитель Петр Могила и все шесть киевских подвижников благочестия, чьи имена в большей или меньшей степени связаны с духовной историей Голосеевской обители, — прпп. Досифей, Парфений Киевский и Алексий Голосеевский, блаженный Феофил и старец Паисий, свт. Филарет (Амфитеатров) — прославлены Украинской Православной Церковью как местночтимые святые.

 

Время подвига

После октябрьского переворота для всей Православной Церкви наступило особое время — время подвига, исповедничества и мученичества. К этому подвигу были призваны все — иерархи, священнослужители, монахи, миряне. Им пришлось засвидетельствовать свою веру кровью, пережить гонения, клевету и преследования, пройти через тюрьмы и лагеря; были разрушены и осквернены храмы, закрыты иноческие обители. Не миновала эта участь и Голосеевской Пустыни: ее отдали в распоряжение отдела коммунального хозяйства Киевского исполкома, затем передали Академии наук для создания там Ботанического сада и астрономической обсерватории, а в голодное время насельники Голосеевской и Китаевской Пустыней были вынуждены записаться в число крестьян деревни Мышеловка, создать сельхозартель…  И только в мае 1993 г. Голосеевская Пустынь была возвращена монастырю, где ведутся ремонтные и восстановительные работы по сей день…

 

Возрождение обители и ее святыни

7 марта 1996 г. Священный Синод УПЦ благословил открыть в бывшем скиту Киево-Печерской Лавры самостоятельный мужской монастырь “Свято-Покровская Голосеевская Пустынь”. Через несколько месяцев голосеевские насельники раскопали фундамент взорванной в 30-х гг. церкви в честь иконы Пресвятой Богородицы “Живоносный Источник”, где был похоронен прп. Парфений Киевский. Храм отстроен, очень красив; 17 июля 2004 г. были освещены кресты этого храма Блаженнейшим Владимиром, Митрополитом Киевским и всея Украины. За храмом, на монастырском кладбище — могилка прп. Алексия Голосеевского, а рака с его мощами находится в храме Иоанна Многострадального — небольшом одноэтажном здании на территории монастыря, где были митрополичьи покои. В этом же храме находится много красивых старинных икон: чудотворный образ Пресвятой Богородицы “Плачущая” — обновился в 1999 г., икона Спасителя и Богородицы с Архангелами, и еще две иконы — “Спарительница хлебов” и “Жизнеподательница” — были пожертвованы кем-то из прихожан.

Подготовила Людмила Несена

 
Поиск на сайте
Календарь
<Январь 2012>
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
91112131415
16171819202122
23242526272829
3031     
ukrline.com.ua Rambler's Top100 ya.ts ya.me Mu