Православные храмы

Храм новомучеников и исповедников Русских (на Лукьяновском кладбище)

С XIX в. на Лукьяновском кладбище был деревянный храм вмц. Екатерины.…

Храм святителя Николая Мирликийского (в Новобеличском доме престарелых и инвалидов)

Первая служба (молебен с водосвятием) была совершена 8/21 ноября 1997…

Храм благоверного князя Ярослава Мудрого на Березняках

Строительство храма святого благоверного князя Ярослава Мудрого на…
Публикации

Экстрасенсы калечат душу и тело

По статистике Православного центра реабилитации пострадавших от оккультизма,…

Хто мій ближній?

Миттєвість євангельських образів грунтується на їхньому божественному…

Святой Николай Новый

Николай Новый жил в VIII в. и был выдающимся византийским военачальником. Около…

Свято-Покровская голосеевская пустынь

“Хочешь, я покажу тебе Русский Афон, с его глубокими лесами и маленькими скитами? Я приведу тебя в такие горы и леса, каких ты, верно, не видел. Есть где побезмолвствовать игумену Лавры и всей братии; схимник наш успевает всегда прочесть наизусть всю Псалтирь, покамест он обходит по сим дебрям, от пустыни Китаевской до Голосеевской…”, — так восторженно рассказывал А. Н. Муравьев, русский писатель ХIХ в., о посещении Голосеевской Пустыни — скита Киево-Печерской Лавры.

Она располагается на южной окраине Киева, среди нетронутой природы, и была любимым детищем двух святителей — Петра Могилы, основавшего ее в первой половине XVII в., и Филарета Амфитеатрова, давшего Пустыни вторую жизнь спустя два столетия.

Существует несколько легенд о том, почему Голосеево названо именно так. По одной из них, в этих лесах прятался православный люд от преследований жестокого Батыя и его несметных полчищ, голосили женщины, плакали дети, убегая все дальше в эти нехоженные дебри. Еще одна версия — в XVIII в. здесь был разбит лесопарк, посеянный на голом месте.

 

История создания обители

В начале XVII в. в красивом урочище между холмами, поросшими густым лесом, остановился Киево-Печерский архимандрит Петр Могила. Привлеченный особенной красотой этой местности, удаленностью от мирской суеты, он издал указ о создании здесь скита Киево-Печерского монастыря — будущей Свято-Покровской Голосеевской Пустыни. Произошло это в 1631 г. Он построил церковь во имя одного из святых угодников родной ему Молдавии — святого великомученика Иоанна Нового Сочавского, передал туда большую часть мощей святого. Здесь, вдали от посторонних глаз, свт. Петр Могила приумножал свои подвиги и возносил Богу пламенные молитвы. Скит славился садом, в котором деревья своим расположением изображали план Великой Лаврской церкви — Успенского собора. До самой смерти, наступившей в 1647 г., он заботился о поддержании Голосеевского скита.

Спустя два века подвижнический почин свт. Петра Могилы даст свои обильные плоды: при Владыке Филарете (Амфитеатрове) наступит расцвет Голосеевской Пустыни, в которой уединятся киевские подвижники благочестия — преподобный Парфений (Петр Краснопевцев, 1790–1855), блаженный Феофил (Фома Горенковский, 1788–1853) и преподобный Алексий Голосеевский (Владимир Шепелев, 1840–1917).

В 60-х гг. XVIII ст., в период правления императрицы Екатерины II, в Пустыни возвели еще одну церковь — во имя иконы Пресвятой Богородицы “Живоносный Источник”. По благословению Святейшего Правительствующего Синода ее строил архимандрит Зосима Валкевич, происходивший из украинских дворян. Он был последним Лаврским архимандритом, избранным вольным голосованием.

В 1764 г. выходит царский манифест, по которому началось отчуждение церковной собственности. У монастырей забирали все вотчины, оставляя лишь небольшую часть земли и нескольких служителей. В числе “лишних” оказался и Зосима Валкевич, которого отправили доживать свой век в Голосеевскую Пустынь, а после его смерти Пустынь была упразднена.

В 1830-х гг. все возвращается на круги своя. Киевскую митрополичью кафедру возглавляет свт. Филарет Амфитеатров. С первого дня знакомства Голосеевская обитель стала его излюбленным местом, здесь вновь устроен скит. Среди голосеевской братии Владыка ежегодно проводил большую часть лета со своим духовным отцом — старцем Парфением. Он хотел удалиться сюда навсегда, чтобы посвятить себя единому Христу Спасителю. Спустя пять лет Владыка построил в Пустыни на свои средства еще один каменный храм — в честь Покрова Пресвятой Богородицы, и Пустынь с 1853 г. стали именовать Свято-Покровской.

 

Подвижники, прославившие Пустынь

В Голосеевской Пустыни любил проводить весну и лето старец Парфений (в миру — Петр Краснопевцев). После совершения ранней литургии он уходил в лес и там совершал свое молитвенное правило, прочитывая по дороге всю Псалтирь. Трудно было представить другого человека, у которого была бы такая младенчески чистая душа. Он жил совершенно по-другому, не помышляя ни о чем земном. Даже окно в своей келии закрыл иконой Пресвятой Богородицы. Охраняемый божественной благодатью, старец с юности не знал нечистых помыслов и борений с плотскими чувствами. Его рано назначили духовником Лавры, и схиму он принял беспримерно рано — в 46 лет, в то время, когда в Лавре не оставалось ни одного схимника. К митрополиту Филарету преподобный питал безграничное доверие и любовь, а святитель, в свою очередь, очень чтил этого подвижника и даже выбрал его своим духовным отцом.

Голосеево прославил и Христа ради блаженный Феофил. Слава о нем как о прозорливом угоднике Божием непомерно росла. Летом толпы богомольцев, посещающих Киев, спешили к блаженному в Свято-Покровскую Пустынь за благословением и советом, хотя многие соблазнялись его нелепым внешним видом, странным поведением и эксцентричными выходками; часто он усиливал юродство, чтобы скрыть свои подвиги от посторонних глаз.

Никого не удивило то, что иеромонах Киево-Печерской Лавры о. Алексей (в миру Владимир Шепелев) был переведен по решению Духовного Собора именно в Голосеевскую Пустынь. Все три киевских старца XIX в., чьи имена вошли в духовную сокровищницу Церкви, приняли участие в его судьбе. Когда Владимир был еще ребенком, блаженный Феофил предсказал его дальнейшую судьбу священника-монаха; прп. Парфений Киевский учил его нестяжанию и молитве, рассказывал ему о подвигах святых, побуждая мальчика к подражанию им. Но самое деятельное участие в судьбе будущего голосеевского молитвенника принял свт. Филарет: он исцелил ребенка и воспитал.

Дело в том, что Владимир Шепелев родился немым, и это очень печалило его родных. Только мать видела в немоте сына действие Промысла Божия. За семь лет до его рождения архиепископ Антоний (Смирницкий) предсказал женщине, что у нее родится сын-калека, который станет слугой Бога. Мать твердо ждала исполнения предсказанного, воспитывая ребенка в духе православного благочестия, усиленно молилась, увеличивала милостыню. Накануне Светлого Христова Воскресения 1853 г. митрополит Филарет велел ей прийти к нему вместе с сыном. После вечерней службы в День Пасхи святитель милостиво благословил обоих и трижды обратился к ребенку с пасхальным приветствием. Дважды ответом была тишина. А на третье приветствие Володя восторженно воскликнул: “Воистину Воскресе!” Немота к нему больше не возвращалась. После этого митрополит Филарет с отеческой любовью заботился о ребенке. Он взял его к себе послушником. Мальчик получил прекрасное образование, христианское воспитание, которым занимался сам Преосвященный и его духовный отец. Незадолго до своей смерти он определил юношу в послушники Киево-Печерской Лавры, где тот провел 38 лет, исполняя послушание ризничего, принял  постриг с наречением имени в честь святого Алексия, человека Божия, а после возведения в сан иеромонаха ему назначили еще одно послушание, которое он нес до самой смерти — духовничество. Киево-Печерская Лавра стала для него родным домом. Он был удостоен чести причащать святого человека — прп. Паисия, Христа ради юродивого. В Лавре старца постигли и серьезные скорби: ему приходилось терпеть клевету, после которой его перевели в Свято-Преображенскую Пустынь на четыре года.

В 1895 г. Духовный Собор Лавры переводит отца Алексия в Голосеевскую Пустынь в должности ризничего, а также духовника братии и приходящих богомольцев. Он проведет в Голосееве все оставшиеся годы — более 20 лет. Здесь, в любимой обители его покровителя митрополита Филарета (Амфитеатрова), он и сам станет собеседником и наставником Киевских митрополитов.

За время пребывания старца в Голосееве, которое стало летней резиденцией митрополитов, на киевской кафедре сменилось четыре предстоятеля: Иоанникий Руднев, Феогност Лебедев, Флавиан Городецкий и Владимир Богоявленский. Преосвященные Иоанникий и Флавиан были духовными чадами старца. Владыка Иоанникий стал инициатором возведения церкви в честь иконы Пресвятой Богородицы “Живоносный Источник”, которую освятили в 1912 г. и у восточной стены которой, спустя пять лет, был похоронен о. Алексий.

В любое время года спешили к о. Алексию в келию люди. Он умел по-особому радостно встречать приходящих, внимательно выслушивать бесхитростные, а порой утомительные рассказы каждого посетителя. Он понимал и сановного митрополита, и простого монаха, отчаявшегося бедняка-крестьянина и запутавшегося интеллигента, умел деликатно помочь в беде и нужде, предупредить об опасности, дать нужный совет. Для совершения проскомидии о. Алексию не хватало двух часов — так много он поминал. На свои молитвы старец всегда надеялся больше, чем на свои наставления и материальную помощь; жил очень просто: у него не было келейника, сам носил дрова, топил печь, ставил самовар; и также просто и тихо скончался — на четвертой неделе Великого поста 1917 г.

За три дня до смерти в марте 1917 г. старец, как обычно, раздавал булки работающим на экономском дворе, а за день и в сам день своей кончины щедро дарил келейное имущество духовным детям, наставляя при этом: “Молитесь, молитесь”. Отпевали отца Алексия в Свято-Покровской церкви, которая была полна плачущих молящихся всех званий и сословий — священники, монахи, миряне пришли попрощаться со своим духовным отцом. Божественную литургию и отпевание также совершал его духовный сын. Из церкви гроб с дорогими останками бережно перенесли на руках ко храму в честь иконы Пресвятой Богородицы “Живоносный Источник”, где старца ожидало его последнее пристанище — могила с восточной стороны. Спустя полгода на ней был освящен мраморный крест-памятник с лаконичной надписью: “Здесь покоится многотрудное тело иеромонаха Алексия (Шепелева), старца-духовника Киево-Печерской Лавры. Род. 14 апр. 1840 г., сконч. 11 марта 1917 г.” И ниже — теплое посвящение: “Незабвенному батюшке любящие его духовные дети”.

Святитель Петр Могила и все шесть киевских подвижников благочестия, чьи имена в большей или меньшей степени связаны с духовной историей Голосеевской обители, — прпп. Досифей, Парфений Киевский и Алексий Голосеевский, блаженный Феофил и старец Паисий, свт. Филарет (Амфитеатров) — прославлены Украинской Православной Церковью как местночтимые святые.

 

Время подвига

После октябрьского переворота для всей Православной Церкви наступило особое время — время подвига, исповедничества и мученичества. К этому подвигу были призваны все — иерархи, священнослужители, монахи, миряне. Им пришлось засвидетельствовать свою веру кровью, пережить гонения, клевету и преследования, пройти через тюрьмы и лагеря; были разрушены и осквернены храмы, закрыты иноческие обители. Не миновала эта участь и Голосеевской Пустыни: ее отдали в распоряжение отдела коммунального хозяйства Киевского исполкома, затем передали Академии наук для создания там Ботанического сада и астрономической обсерватории, а в голодное время насельники Голосеевской и Китаевской Пустыней были вынуждены записаться в число крестьян деревни Мышеловка, создать сельхозартель…  И только в мае 1993 г. Голосеевская Пустынь была возвращена монастырю, где ведутся ремонтные и восстановительные работы по сей день…

 

Возрождение обители и ее святыни

7 марта 1996 г. Священный Синод УПЦ благословил открыть в бывшем скиту Киево-Печерской Лавры самостоятельный мужской монастырь “Свято-Покровская Голосеевская Пустынь”. Через несколько месяцев голосеевские насельники раскопали фундамент взорванной в 30-х гг. церкви в честь иконы Пресвятой Богородицы “Живоносный Источник”, где был похоронен прп. Парфений Киевский. Храм отстроен, очень красив; 17 июля 2004 г. были освещены кресты этого храма Блаженнейшим Владимиром, Митрополитом Киевским и всея Украины. За храмом, на монастырском кладбище — могилка прп. Алексия Голосеевского, а рака с его мощами находится в храме Иоанна Многострадального — небольшом одноэтажном здании на территории монастыря, где были митрополичьи покои. В этом же храме находится много красивых старинных икон: чудотворный образ Пресвятой Богородицы “Плачущая” — обновился в 1999 г., икона Спасителя и Богородицы с Архангелами, и еще две иконы — “Спарительница хлебов” и “Жизнеподательница” — были пожертвованы кем-то из прихожан.

Подготовила Людмила Несена

 
Поиск на сайте
Календарь
<Январь 2012>
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
91112131415
16171819202122
23242526272829
3031     
ukrline.com.ua Rambler's Top100 ya.ts ya.me Mu