Православные храмы

Храм преподобных Антония и Феодосия Печерских (Южное кладбище)

25 сентября 2010 года, по благословению Блаженнейшего Митрополита…

Храм иконы Божией Матери «Всецарица-Пантанасса» (в 9‑й больнице, на Сырце)

В 1869 г. на просторной загородной территории у реки Сырец от…

Храм святителя Михаила, первого митрополита Киевского (в центральной клинической больнице)

У Центральной клинической больницы более, чем 100-летняя история. 24…
polimerkor.ru
Размещение наружной рекламы
polimerkor.ru
Щетки стеклоочистителя denso
Щетки щетки стеклоочистителя цена
autowipers.ru
Тур в крым
Онлайн-заказ Тура. Турсервере Крыма. Форма для заказа Тура
моя-стая.рф

Публикации

Пастырское попечение об одиноких и престарелых людях

Северодонецк. По благословлению епископа Северодонецкого и Старобельского…

Благословенная Старость

Сегодня перед православным человеком возникает множество вопросов по поводу…

Шум с экрана против Божественной тишины

Технический прогресс преподнес нам много подарков, один из них — “друг…

На вопросы читателей отвечает Блаженнейший Владимир, Митрополит Киевский и всея Украины, Предстоятель Украинской Православной Церкви

 

?Почему праздник Святой Троицы называют еще “Пятидесятницей” и “Днем сошествия Святого Духа на апостолов”? И какое из этих названий правильное?

Все три названия одинаково приемлемы и общеупотребительны в Православной Церкви. Они дополняют друг друга, раскрывая смысл, историю праздника и взаимосвязь Ветхозаветной и Новозаветной Церквей.

В память об историческом событии, считающимся днем основания Церкви, — сошествии в Сионской горнице на апостолов Христовых Святого Духа виде явившихся с неба и разделяющихся на каждом огненных языков (см.: Деян. 2, 1–4), этот праздник называется Днем сошествия Святого Духа на апостолов. После последовавшей за этим проповеди ап. Петра количество покаявшихся, уверовавших, крестившихся и также получивших дар Святого Духа (см.: Деян. 2, 38) членов Новозаветной Церкви увеличилось со 120 (см.: Деян. 1, 16) до 3000 человек.

Вот как говорит о значении и необходимости сошествия Святого Духа на апостолов свт. Иннокентий Херсонский: “Если бы Он не сошел на них, то дело Спасителя нашего осталось бы не совершенным — апостолы были бы неспособны проповедовать Его всему миру. Мир не знал бы о своем Спасителе, не было бы в мире христианской веры, и все мы остались бы во тьме идолопоклонства”.

Этот праздник также называется Днем Святой Троицы, так как явлением Святого Духа в мире людям была открыта более полно, ясно, предельно возможно и, в необходимой мере, достаточно для нашего спасения сама тайна Святой Троицы — Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого. В молитвословиях и песнопениях этого дня Церковь учит благочестиво исповедывать Пресвятую Троицу, чествуя и прославляя все Три Лица Святой Троицы, участвовавшие в сошествии Святого Духа: Бога Отца, пославшего Святого Духа, Бога Сына — Иисуса Христа, умолившего Отца о ниспослании Святого Духа, и Бога Святого Духа, сошедшего в виде огненных языков.

Пятидесятницей праздник называется потому, что и само сошествие Святого Духа промыслительно совершилось в ветхозаветный праздник Пятидесятницы, и сам праздник приходится на 50-й день после христианской Пасхи — Светлого Христова Воскресения.

Ветхозаветная Пятидесятница была одним из трех великих годичных праздников (см.: Втор. 16, 16). Она являлась одновременно и праздником дарования израильскому народу Синайского законодательства, приходящегося на 50-й день исхода еврейского народа из Египта, и на этот же день приходилось окончание жатвы, начинавшейся с праздника Пасхи. По Закону в этот день приносились Богу в благодарственную жертву “начатки плодов земли” (Исх. 23, 19).

Церковь, рассматривая упразднение ветхозаветной Пасхи Пасхой Христовой, относит ту же замену и в отношении к Пятидесятнице. Ко времени Пятидесятницы ученики Христовы созрели и возросли духовно, и они восприняли полноту дарований Духа Божия, явившись первыми плодами искупительного подвига Христова.

Ветхозаветная Пятидесятница была днем дарования Синайского законодательства, посредством которого Бог руководил Своим народом. Это был письменный закон. Новозаветная Пятидесятница, в силу жертвы Христовой, заменила этот закон, завершая искупление и спасение человека Богом сошествием Святого Духа на верующих во Христа и руководством христиан Духом Божиим, духом усыновления и свободы, как пишет об этом ап. Павел (см.: Рим. 8, 1–17).

 

 ?Почему на праздник Троицы храмы и жилища украшаются ветвями деревьев, травой и цветами?

Украшение храмов и жилищ верующих христиан зелеными ветвями деревьев, свежескошенной травой и живыми цветами является особенностью праздника Святой Троицы. Это не церковное постановление, а благочестивый обычай. Он очень древний и имеет своим источником ветхозаветное постановление приносить в день Пятидесятницы, как праздника окончания жатвы, наряду с обычными жертвами также от земных плодов благодарственную жертву Богу (см.: Лев. 23, 15–22; Числ. 28, 26).

В соответствии с этим обычаем, сопровождавшим Пятидесятницу Ветхозаветной Церкви, была украшена цветами и Сионская горница, в которой на апостолов в этот день сошел Святой Дух. Отсюда этот обычай восприняли и распространили и в Церкви Новозаветной.

Также на украшение христианских храмов зеленью в день Святой Троицы, безусловно, оказало влияние ветхозаветное событие явления Бога в виде трех странников Аврааму у Мамврийского дуба, где стояла куща патриарха (см.: Быт. 18, 1–8). Празднование Святой Троицы, Которой некогда поклонился Авраам в Мамврийской дубраве, располагало древних христиан в день праздника украшать храм Божий и свои жилища зеленью и цветами в воспоминание этого события, когда впервые благоволил явиться Триединый Бог.

Сейчас зеленые ветви деревьев и цветы приносятся христианами Богу как посвящение Ему начатков весны, исповедуя вместе с тем зиждительную силу явившегося в этот день Животворящего Духа. Наряду с этим, зелень и цветы в этот праздничный день служат символом Церкви Христовой, которая, с явлением в ней благодати Святого Духа, расцвела, по выражению церковного песнопения, подобно лилии (крину), и также символически указывают на обновление людей силой явившегося Святого Духа.

Весенние цветы своим ароматом также служат видимым образом и, в некоторой степени, вещественной аналогией благодати Святого Духа, которую Церковь испрашивает в этот день и которая, будучи воспринята искренне верующей душой, благоухает в ней многообразными дарами духовными и делами христианского благочестия. Молодая весенняя зелень прообразует и выражает веру во всеобщее воскресение мертвых, о которых Церковь особо молится в этот праздник.

 

 ?Что это за праздник — “День Святого Духа”, который отмечается на следующий день после Троицы?

Этот праздник был установлен Церковью в конце IV в., в противодействие учению и в знак победы над еретиками, которые отвергали Божество Святого Духа и Его равночестность с Богом Отцем и Богом Сыном “ради величия Пресвятого и Животворящего Духа, яко Един есть от Святыя и Живоначальныя Троицы”, как говорится в одном из богослужебных текстов этого праздника.

Выразителем лжеучения, осужденного Вторым Вселенским собором 381г., отвергавшим Божество третьего Лица Святой Троицы — Святого Духа, был константинопольский патриарх Македоний. Он отождествлял Святой Дух с такими же сотворенными и исполняющими служебные функции в отношении Бога Отца и Бога Сына силами как ангелы. В этой борьбе с духоборческой ересью был окончательно оформлен и современный Символ веры, служащий неизменным руководством для Православной Церкви до настоящего времени.

Руководствуясь Священным Писанием и Священным Преданием и, в частности, святоотеческими писаниями, Православная Церковь, исповедуя Триединство Божества, учит, что Дух Святой исходит от Бога Отца, по словам св. Афанасия Великого: “Дух Святой от Отца не создан, не сотворен, не рожден, но исходит”. Это исхождение — для человеческого разума непостижимо, точно так же, как и предвечное рождение Бога Сына. Как говорит об этом св. Иоанн Дамаскин: “Хотя мы научены, что есть различие между рождением и исхождением, но в чем состоит образ этого различия — не знаем”. И этого не надо бояться. В материальном мире для нас много остается еще непонятно, тем более в духовном.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Яндекс цитирования Яндекс.Метрика Mail.ru Rambler's Top100 ukrline.com.ua